Воспоминания ЕС Джаяпатаки Свами о ЕС Бхакти Тиртхе Махарадже

  • на Vanamali
  • 17 октября, 2007
  • Комментарии к записи Воспоминания ЕС Джаяпатаки Свами о ЕС Бхакти Тиртхе Махарадже отключены

7 июля мы отмечаем 2ую годовщину ухода ЕС Бхакти Тиртхи Свами. Размышляя о личности этого выдающегося вайшнава, мы обращаемся к тем, кто знал его как человека,  проповедника, духовного учителя. Гуру Махараджа и Бхакти Тиртха Махараджа были очень близки как духовные братья, были они также и близкими друзьями, и мы хотели бы представить материалы даршана Гуру Махараджи с учениками Бхакти Тиртхи Махараджи из Хорватии, и фермы в Гита Нагари, 2005 год, где Шрила Гурудева вспоминает о своем дорогом духовном брате.

7 июля мы отмечаем 2ую годовщину ухода ЕС Бхакти Тиртхи Свами. Размышляя о личности этого выдающегося вайшнава, мы обращаемся к тем, кто знал его как человека,  проповедника, духовного учителя. Гуру Махараджа и Бхакти Тиртха Махараджа были очень близки как духовные братья, были они также и близкими друзьями, и мы хотели бы представить материалы даршана Гуру Махараджи с учениками Бхакти Тиртхи Махараджи из Хорватии, и фермы в Гита Нагари, 2005 год, где Шрила Гурудева вспоминает о своем дорогом духовном брате.

Впервые я встретил его в Маяпуре, когда он был брахмачари. Шрила Прабхупада позвал нас в комнату и сказал: «Это Ганешьям, он собирается проповедовать в выездной группе ББТ, которая распространяет книги по библиотекам. Он поедет в Восточную Европу (Югославию) и Россию (в то время часть СССР)». Эти страны были отгорожены железным занавесом, что делало любой контакт с ними крайне затруднительным. Шрила Прабхупада попросил нас благословить его на успех. Тогда я спросил: «Что мы можем сделать, чтобы благословить его?». Там же присутствовал сам Шрила Прабхупада, а кто мы такие по сравнению с ним? Шрила Прабхупада сказал: «Нет, вы все — преданные Кришны, и если вы помолитесь, Кришна вас услышит. Он (Ганешьям) отправляется с очень опасной миссией, и ему понадобится вся помощь». И все мы начали молиться Кришне, чтобы он ее успешно выполнил. Бхакти Тиртха Махараджа всегда занимался очень сложной проповедью. Он очень дорог Шриле Прабхупаде.

Несколько лет назад я дал ему совет, как лучше путешествовать, используя билеты, позволяющие обогнуть всю землю. Мой секретарь купил для него билеты.
Так он начал ездить на большие расстояния. Однако, очень сложно включить в программу Западную Африку. Зона проповеди Бхакти Тиртхи Свами располагалась на
западе: Австралия, Африка, США, Европа и Россия. Он проповедовал по всему миру.
И даже в Гита Нагари он жил по определенным причинам. Он очень гибко подходил к желаниям преданных. На самом деле, Тамал Кришна Махараджа попросил его сделать кое-что в Гита Нагари. Нужно было сберечь легальное положения этой лила-бхуми Шрилы Прабхупады, одного из мест лил Шрилы Прабхупады. Место, где присутствуют Божества Шри Шри Радха-Говинда, также является святой тиртхой.

У меня есть аудио- и видео-диски из России, на которых записано специальное интервью, которое он дал для телевидения. Он удостоился титула «Выдающегося человека планеты». Это интервью он дал в России. Я занимался развитием проповеди прихожанам и пытался разработать программу заботы о преданных. На митингах ДжиБиСи он всегда поддерживал эту идею. Иногда я поддерживаю его, а иногда он — меня. Так мы и росли, близко друг к другу. Мы оба разрабатывали программу заботы о преданных в ИСККОН, в то время больше сосредотачиваясь на разных ее аспектах. Порой у меня возникали проблемы с новыми идеями проповеди, и нам хотелось обсудить их. Ведь мы были друзьями. Ему хотелось дать мне совет.
Он сказал мне, что иногда сталкивается с трудностями, поскольку занимается разработкой разной уникальной проповеди, и не все в состоянии ее понять.
Однажды он взял меня с собой в Вашингтон дать его команде семинар о развитии проповеди прихожанам «бхакти-врикша». Его очень вдохновили наши старания расширить общину. К сожалению, когда я начал заниматься развитием проповеди прихожанам, кто-то подумал, что я сошел с ума. Ты не можешь быть преданным, если не живешь в храме. Кто живет за пределами храма — демон или карми. В то время среди преданных царило именно такое фанатичное настроение. Но у меня уже была поддержка Бхакти Тиртхи Махарджи, потому что он обладал видением.
Однажды я летал с ним в Россию на фестиваль в Дивноморск. Эти два часа в самолете мы провели вместе. Мы глубоко затронули эту тему, и я в самом деле оценил его предложения. Он дал мне несколько хороших идей, и мы основательно обсудили их. Он беспокоился о каждом преданном, а не только о своих учениках и последователях, как они будут защищены в сознании Кришны. Особенно он заботился о тех, у кого возникли сложные проблемы. Он — олицетворение сострадания. Он беспокоился о лидерах, кто недостаточно хорошо исполняет свои обязанности, о своих духовных братьях и сестрах. Даже находясь в очень трудном положении, он продолжал помогать людям.

Он был таким активным. Он всегда принимал участие в экстатических киртанах и проповеди, даже когда был физически беспомощен, все равно он продолжал в том же духе. Помню, когда я был в Гита Нагари, он переживал, где я буду жить. Для меня подготовили дом, но я сказал: «Я хочу жить рядом с тобой». И мне разрешили остановиться внизу, на цокольном этаже. Там была одна хорошая комната, но он переживал, что там не было вентиляции.
Каждое воскресенье он давал лекцию, но туда нужно было добираться по грязи, очень ухабистой дороге. В то время его кости уже начали ломаться. Было очень опасно. Резкий прыжок мог повредить его кости. Я спросил его: «Зачем ты это делаешь? Почему бы тебе не дать лекцию здесь, дома. Преданные могут прийти сюда. Всего пять минут пешком». Он ответил: «На улице немного прохладно и я не хочу, чтобы они пострадали». Я не поверил своим ушам. Для него эта дорога была на грани жизни и смерти. Температура была где-то в пределах 19 градусов, немного прохладно, и вовсе не холодно, как при включенном кондиционере. Я передал преданным его слова. На следующее воскресенье он давал класс уже у себя дома. Он страдал физически, пребывая в ужасном дискомфорте, однако всегда беспокоился о каждом, стараясь не доставлять никому беспокойств. Он организовал фонд помощи тем, кто находится в трудном положении. Таково было его настроение, как у Васудевы Датты. Он считал, что набирается опыта в сознании Кришны. Это так замечательно. Пусть и другие наберутся опыта. Он мог забирать грехи. Таково его истинное настроение. Какой милостивый! Он показал превосходный пример любовного, заботливого и проповеднического настроения. Глубочайшее наследие для подражания.
У Бхакти Тиртхи Махараджи было видение того, как преданные в ИСККОН находятся под опекой, заботой, хорошо относятся друг к другу, пребывают в сознании Кришны, счастливы в киртане и общении с вайшнавами, работают в настоящем духе семьи, гармонируя с миссией Шрилы Прабхупады. Мы стараемся именно для такого общества, и продолжаем верить.

Многие из моих учеников приняли его как шикша-гуру, а некоторые из его учеников меня принимают как шикша-гуру. Один раз мы были вместе на фестивале и Австралии (Нью-Говардхан), и одна из его учениц из Англии, принявшая прибежище, выбрала меня как шикша-гуру. Потом она переехала в Австралию. Она получала инициацию у Бхакти Тиртхи Махараджи, а провести ягью попросила меня. Я стал пурохитом (жрецом, делающим подношения огню), проведя огненную ягью. У них просто никого не было, поэтому это делал я. Во время лекции Бхакти Тиртха Махараджа сказал:
«Очень интересно, оба, и шикша- и дикша-гуру, присутствуют на ее инициации». У него было всегда потрясающее чувство юмора.

Каждый год он приезжал в Маяпур, оставаясь здесь надолго. Он давал семинары, в результате которых преданные становились более образованными и развитыми.
Раньше у него не было так много учеников в Маяпуре. Потом мы обнаружили, что его вьяса-пуджа выпадает на маяпурский фестиваль. Мои ученики приготовили большую вьясасану с цветочным куполом, большой торт и устроили для него такую маленькую вьяса-пуджу. На ней присутствовало всего лишь несколько учеников, в основном там были мои ученики. Он разрезал и раздал торт. Нам посчастливилось много раз праздновать его вьяса-пуджу в Маяпуре.

Как-то мы были вместе в Атланте. Мы давали семинар о внетелесном опыте, предсмертном опыте, что-то вроде того. Там сидела группа экспертов из 3-4 человек. Он был одним из них. Я тоже был там, еще присутствовал психолог, специалист по подобным вопросам, кто-то еще. 3-4, не помню точно. Этот психолог провел 10 000 регрессий, с помощью гипноза вернув их в предыдущие жизни. Все делились друг с другом своим участием. Я помню только, что когда он говорил, моя мама присутствовала там, она вдруг поняла, что как раз переживает этот самый предсмертный опыт. У нее уже был опыт выхода из тела, когда ей делали операцию, но она не знала об этом. Она подняла руку и сказала об этом. Они как раз обсуждали этот вопрос. Когда я ушел, Бхакти Тиртха спросил мою маму, как она. А потом он сказал: «Возможно, что она не помнит меня, но я хочу попросить тебя, чтобы ты передал ей, как я ценю ее». Я не знаю, как он мог помнить мою маму, ведь он болен. У него возникли отношения с моей мамой, они говорили об этом в Атланте. У него такой личностный подход — так он может помнить мою маму.

Он прекрасно успевал отвечать на всю почту. Его секретарю приходилось печатать, вводя все в компьютер, а он читал и диктовал. Никто кроме меня не читает моей почты. Достаточно сложно это делать. Мне нужно обратиться к системе Бхакти Тиртхи Махараджи. Еще он советовал мне как нужно писать книги.

Некоторые иногда критиковали его через интернет, тем самым совершая оскорбления. У него было множество причин гневаться, огорчаться с внешней точки зрения, но он прощал каждого. Не просто из чувства прощения, он верил, что чтобы не делали эти люди, они делали это в страшном беспокойстве. По его опыту, они тоже стараются служить Шриле Прабхупаде. Не знаю, достаточно ли ясно я выразился, но таковы качества чистого преданного. Такого же как Прахлада Махараджа, который молил о прощении для своего отца.

Харикеша Свами был моим близким другом, он покинул ИСККОН. Позже — Бхакти Тиртха Махарадж, мой близкий друг. Кришна забрал его к Себе. Он просил меня не проводить с ним слишком много времени в Гита Нагари. Он сказал: «Мне будет трудно уходить. Не оставайся здесь». Он все еще продолжает жить с нами. Я чувствую это. Вновь и вновь я хочу перечитывать его книги, чтобы глубже впитать его идеи. Нам нужно следовать его стопам. Следовать по стопам учителя — делать то, что говорит учитель. Он практиковал то, что говорил. Он показал нам пример, котому нам нужно следовать. Такова вани-сева. Никто не в состоянии отобрать ее у нас. Вапу-сева, иногда она присутствует, иногде нет. Она не вечна. Но мы обретем ее вновь, когда воссоединимся в духовном мире. Но вани-сева — это как раз то, что связывает нас, однако, вам нужно стать более зрелыми в сознании Кришны, чтобы увидеть насколько наставления духовного учителя неотличны от самого духовного учителя. Все, что связано с духовным учителем, одухотворяется, но самое важное — его наставления, его пример и его чувства.

Он все еще собирается давать нам свое общение и связь самыми разнообразными способами. Однажды я был со Шрилой Прабхупадой, и какой-то духовный брат обратился к преданному со словами: «У Шрилы Прабхупады не было слишком много духовного общения со своим духовным учителем». Тот преданный пошел и передал его слова Шриле Прабхупаде. Шрила Прабхупада так расстроился, я никогда не видел его в таком состоянии. Шрила Прабхупада сказал: «Мой духовный учитель со мной каждую минуту». И на самом деле мы всегда можем видеть во всей деятельности Шрилы Прабхупады присутствие Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Все, что делал Шрила Прабхупада, было связано с его духовным учителем.
Это вид связи вани, который нам следует развивать. Мы ничего не делаем, если не уверены в том, что это исходит от желания учителя и предшествующих ачарий.
Таким образом, мы остаемся в защитной духовной сфере. Гуру всегда рядом, каждую минуту, потому что мы всегда связаны с ним выполнением его наставлений.
Несомненно, ту связь, которая была у Шрилы Прабхупады, связь с духовным учителем в сознании Кришны, нужно развить и нам, с нашим духовным учителем. У Бхакти Тиртхи Махараджа была очень сильная связь. Он всегда думал, как исполнить миссию Шрилы Прабхупады.
Однажды, в 1968 году, Шрила Прабхупада спросил преданных в Монтреале: «Что человеку следует обрести у духовного учителя?» Каждый поднимал руку и говорил:
«Знание, духовное знание». Преданные высказывали духовные варианты. Но Шрила Прабхупада удивил всех: «Вам следует обрести у своего духовного учителя его вибрацию». Преданные воскликнули: «Его вибрацию!?» Нам нужно обрести вибрацию и настроение духовного учителя, чтобы продолжать исполнять его наставления и миссию, особенно в том случае, когда вапу духовного учителя отсутствует, нам следует продолжать выполнять его миссию. Даже после ухода духовного учителя его присутствие продолжает жить в его послании. Она требует большей зрелости и глубины. Этот опыт очень действенный. Он позволяет ощущать присутствие духовного учителя каждую минуту. Однако человеку следует внимательно избегать оскорблений. Существует масса способов связи с вани: через воспоминания, звуковые и письменные послания, а также его личный пример.

Очень важно, чтобы мы — духовная семья — оставались вместе и помогали друг другу самыми разными способами, чтобы помощь шла от братьев, сестер, дядьев, через других вайшнавов. Так духовный учитель помогает нам. Он дал мне большой знак. Он очень умный. Он призвал каждого, кто пришел к нему в Гита Нагари и дал знак. Вот, что он мне сказал: «Смотри, чтобы преданные были в порядке, заботься о них, оказывай им поддержку через наставления, которые им необходимы».

 

Категории: Лекции