3 часть. Три типа действий

  • на Vanamali
  • 17 октября, 2007
  • Комментарии к записи 3 часть. Три типа действий отключены

Три типа действий

Кришна сказал: «Сейчас Я объясню тебе, что такое действие, и это знание избавит тебя от всех несчастий». Кришна объясняет, что такое действие. В этом мире все, что мы делаем, считается действием, и каждое действие вызывает ответное действие. Как в физике: есть утверждение, что каждое действие вызывает равное по силе противодействие. На более высоком материальном уровне так действует закон кармы: каждое действие приводит к  последствию. Существуют различные типы
действий: благоприятное действие, запрещенное, которое дает плохие результаты, и есть также тип бездействия или трансцендентной деятельности, которая превосходит все материальные законы кармы.

Благочестивые действия или хорошая карма (карма)

Многие люди заботятся о том, чтобы действовать благочестиво, создавать хорошую карму. Когда я был в Таиланде, я видел, как 200 000 монахов ходили от двери к двери, прося пожертвования. Люди выходили и давали им пакеты риса, фруктов, другой пищи. Домохозяева, которые выходили и давали пожертвования, заботились о получении вознаграждения, и, давая пожертвования монахам, они получают вознаграждение. Вознаграждение означает: поскольку они делают что-то хорошее, они получат хороший результат. Это обычное явление. Людям нравится делать что-то хорошее, чтобы получить хорошие результаты.

Неблагочестивые действия или плохая карма (викарма)

Некоторых не волнует хорошая или плохая деятельность, они делают то, что заставляет других страдать, не заботясь о результате. И когда они являются причиной страданий других и в следующей жизни рождаются слепыми или их переезжает машина, люди говорят: «Он еще так молод! Почему он должен страдать?
В чем он виноват?» Люди не видят предпосылок, того, что в прошлой жизни он причинял другим страдания. Такова карма: результат его действий в концу концов настиг его.

6 пластов кармы (реакций)

В Ведах говорится, что хитросплетения кармы очень сложны. Закон кармы так сложен, что невозможно определить, что произойдет. Поскольку у человека есть карма не только этой жизни, но сотен прошлых воплощений, — она делится на 6 различных пластов. Есть карма, которая еще только  на «задворках», она еще не проявлена, ее еще не существует даже в виде семени. Затем она переходит в стадию семени. Из семени она готовится взойти. Затем она начинает всходить.
Затем она прорастает — показывается из земли. Подобно семени, посаженному в землю, которое только взошло. Затем она добна взрослому растению, на котором висят плоды. Таковы 6 пластов. Конечно, когда растение умирает, карма для него исчерпана.

Так случилось в Индии: кто-то с Запада послал в страны третьего мира рапсовое масло с вредными примесями по хорошей цене, но оно было действительно плохого качества. В результате много людей заболело. Часть импортеров и экспортеров знали, что оно никуда не годилось, и они давали взятки таможенникам, чтобы те пропускали его через границу. Но позже некоторые ослепли, многие заболели желудочными заболеваниями, потому что это было действительно плохое рапсовое масло, с какими-то примесями, бракованное масло. Все это выяснили и бросили этого человека за решетку. Он сразу же получил свою карму. Он освободился от нее. Но кого-то могут и не поймать. Этот человек заработает на этом деньги и станет наслаждаться, но в результате 50-100 человек ослепнут, заболеют раком из-за того, что ели это испорченное масло. Тогда это добавляется к общей карме виновного, и через 1, 10, 25 жизней эта карма начинает прорастать, начинает приближаться. И тогда неожиданно что-то случается в его жизни, какие-то
перемены: все шло хорошо, все было замечательно, но вдруг он заражается СПИДом и недоумевает — почему? Он не видит никаких причин для этого: «Я ничего плохого не делал в жизни». Ему делали переливание крови, и он подхватил вирус.

Хорошая карма не отменяет плохую

Веды объясняют нам, что такова природа материального мира. Мы можем пытаться делать что-то хорошее, и благодаря этому в будущем для нас наступят хорошие времена. Наши хорошие поступки не перечеркивает плохую карму, деятельность, которую человек совершал в прошлом. Здесь пригодится трансцендентное знание, которое позволит осознать, что есть другая, более возвышенная реальность, чем материальный мир, но у многих людей нет даже такой основы. В Библии говорится:
«Зуб за зуб, глаз за глаз». Это очень похоже на законы кармы: «Что посеет, то и пожнешь», что означает: как будешь действовать, такой результат и получишь. Но если вы скажете, что это закон кармы, многие христианские проповедники ответят:
«Нет, мы даже не верим в это». Но они верят в «что посеешь, то и пожнешь». Я думаю, вся проблема в семантике. Веды называют это законом кармы, а Библия
говорит: «Что посеешь, то и пожнешь». Но если вы пытаетесь сказать, что это одно и то же, это не проходит!  Потому что люди любят сохранять сектантскую дистанцию от других религий.

За пределами кармы (акарма)

Кришна утверждает, что за рамками хороших действий, плохих или запрещенных находится трансцендентная деятельность, которая с материальной точки зрения является бездействием. Это преданное служение или служение Богу, служение
Кришне: мы выполняем какое-то служение, которое не направлено на достижение какой-то материальной, временной цели, а выполняется во благо каждого, поскольку оно направлено на корень дерева, так сказать, на корень всего творения. В Ведах утверждается, что есть источник, первопричина. Есть стих в «Веданта-сутре», считающейся наиболее уважаемым философским трактатом об абсолютной истине, написанной в виде зашифрованных истин. Иногда очень загадочная, она обобщает определение  Верховной или Абсолютной Истины. И первый стих звучит как «джанмадй асйа йатах». «Джанма» означает «рождение, творение или начало существования». «Джанмадй асйа йатах» значит «все появляется из первоисточника, Единой Абсолютной Истины, который является причиной всего».

В «Брахма-самхите», другом авторитетном труде, Господь Брахма говорит более открыто. Он заявляет: «ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда виграхах анадир адир говиндах сарва-карана-каранам» — Он  причина всех причин. Есть много причин, которые мы видим. У меня есть отец и мать. Они могут сказать, что они являются причиной моего физического тела, но у каждого из них тоже есть отец и мать, которые являются причиной их физических тел и т.д. Так кто же изначальная причина всех причин? Так вот, причина всех причин — тот, кто является анадир-адир, источником, но Сам не имеет источника. Это источник, у которого нет источника. Он существовал всегда. И эта первопричина является также верховным управляющим, Он управляет всем. Он известен как Кришна или Говинда.
Ишварах парамах кришнах, Его природа вечна — сат, чит — полна знания. Он полон знания, у Него есть знание, у Него есть сознание, ананда — Он исполнен трансцендентного счастья, блаженства, экстаза. Виграхах — Он обладает формой.

В «Упанишадах», одной из которых является «Бхагавад-гита», она называется «Гитопанишад», Кришна говорит: «Я — причина всего сущего. Хотя Я — создатель всего, хотя все исходит из Меня, хотя ничто не является отделенным от Меня, в то же время Я не являюсь частью этого материального творения. И, хотя Я создал это материальное творение, и в конечном счете оно покоится на Мне, но оно существует без Моего прямого вмешательства». Это очень сложные и на первый взгляд противоречивые утверждения. Многие скажут: «Как можно верить в благожелательность провидения, Абсолютной Истины, Абсолюта, если в мире творится так много зла?» Они говорят, что Бог бессилен, Его не существует.

Кришна и законы кармы

В «Бхагавад-гите» Кришна объясняет: «Я создаю материальный мир. Я устанавливаю законы, которые им управляют, Я привожу его в движение и Я распоряжаюсь всем, но Я лично не вмешиваюсь. Я позволяю всему действовать по законам до тех пор, пока Я лично не захочу вмешаться». Он не вмешивается, но Он может вмешаться. Он может вмешаться, если кто-то молится Ему и просит об этом. Он может это сделать, если захочет. Иногда Он оказывается в сложной ситуации.

Прабхупада объяснял, что когда домохозяева или домовладельцы молятся Богу:
«Пожалуйста, защити мой дом и мое имущество от воров», а воры молятся: «Бог, пожалуйста, помоги мне украсть и не быть пойманным», кого будет слушать
Господь: вора или домохозяина? У вора тоже есть право кушать! Что если он не может добывать себе пропитание другим способом, если ему нужно кормить детей, он хочет воровать! В такой ситуации вор делает то, что является запрещенной деятельностью, чтобы заработать себе на жизнь, но он имеет право так поступать, поскольку каждый обладает независимостью. И Господь предупреждает домохозяина.
Если тот будет осторожен, если он будет начеку, он поймет предупреждение и обезопасит себя.

Олень молится: «Пожалуйста, спаси меня от тигра». Но тигр умрет с голоду, если он не съест оленя. И он молится о еде, что означает, об олене. Так как же Бог помогает? Что делает Кришна — Вишну в этой ситуации? Шрила Прабхупада объяснял, что есть один маленький грызун, который ходит за тигром. Как раз, когда тигр сидит в воде и ожидает оленя, там также находится это животное, эта маленькая гвинейская свинья, которая ходит только за тигром. Она ни за кем другим больше не ходит, только за тигром. Она такая маленькая, что тигру никогда не удается ее поймать! Ему нравится ее ловить, но та бегает и визжит: «чи-чи-чи-чи» как раз в тот момент, когда тигр думает, что он должен поймать оленя сейчас или никогда. Если олень достаточно быстр, он может убежать, но если он немного задумается и захочет узнать что это за «чи-чи-чи», ему конец!

Прабхупада приводил пример с комаром. Комар живет за счет того, что сосет нашу кровь. Никто не хочет, чтобы его кусали комары. Он прилетает и сначала жужжит у нас над ухом! Это Кришна так устроил, чтобы предупредить нас, что появился комар, чтобы мы приняли необходимые меры защиты. Они всегда сначала несколько раз жужжат над ухом!

Материальный мир так устроен, что одни существа выживают за счет других. Это закон джунглей. Сейчас цивилизованные люди учатся действовать на трансцендентном уровне. Если мы живем по закону джунглей и выживаем за счет других, мы также зарабатываем карму. Веды, трансцендентная литература, учат человека получить трансцендентное знание, чтобы он мог действовать таким образом, чтобы свести к нулю кармические последствия, скопившиеся за долгое время и готовые обрушиться на наши головы, в особенности плохие последствия. В основном люди особо не переживают о хороших реакциях, поскольку они дают наслаждение.