Текст 2

  • на Vanamali
  • 17 октября, 2007
  • Комментарии к записи Текст 2 отключены

артхахина декхи’ море чхедечхе сабаи
кутумба-атмийа ара бандхуджана бхаи
духкха хайа хаси пайа, эка васи хаси
майара самсара эи каке бхалаваси
котха гела мата-пита ара снехамайа
котха гела джйештха йара сваджанади хайа тадера кхабара кеба дебе море бала наме матра тадера самсара райе гела

артхахина — без денег; декхи’ — увидев; море — меня; чхедечхе — отвергли; сабаи
— все; кутумба-атмийа — родственники; ара — также; бандху — друзья; джана — люди; бхаи — братья; духкха хайа — они исполнены скорби; хаси пайа — готов рассмеяться; эка — один; васи хаси — остался один и смеюсь; майара — майи; самсара — семья; эи — это; каке — кого; бхалаваси — люблю; котха — куда; гела — ушли; мата-пита — мать и отец; ара — также; снехамайа — любящие; котха — куда; гела — ушли; джйештха — старшие; йара — кто; сваджанади — родственники; хайа — являются; тадера — о них; кхабара — весть; кеба — кто; дебе — принесет; море — мне; бала — пожалуйста, скажите; наме матра — только имена; тадера — их; самсара — семьи; райе гела — остались.

ПЕРЕВОД

Когда я остался без денег, от меня отвернулись все — домочадцы, родственники, близкие друзья и братья! Мне следовало бы почувствовать себя несчастным, но я смеюсь. Сидя в уединении здесь, в святой обители — Вриндаване, я смеюсь от переполняющего меня счастья! В этом мире кто из так называемых родственников, друзей и любимых по-настоящему любит друг друга? Куда ушли так любившие меня отец и мать? Где все близкие и дорогие мне люди? Что стало со старшими членами семьи и моими близкими родственниками? Скажите мне, где они теперь? Что осталось от любимой «семьи», кроме имен?

КОММЕНТАРИЙ

    В материальной жизни человек опирается на членов семьи, родственников, близких друзей и братьев. Благодаря этому он чувствует себя в безопасности и не торопится принимать прибежище у Господа Кришны. Так действует майя, иллюзорная энергия, удерживающая обусловленные души в темнице материальной жизни.
Уверенный в своей безопасности, человек неуклонно приближается к смерти, не задумываясь о подлинной цели жизни — о том, как достичь Господа Кришну. Если же по милости Господа человек избавится от своих привязанностей, то сможет увидеть все в истинном свете. Это называется трансцендентным знанием.
    Когда человек обретает трансцендентное знание, он естественным образом чувствует блаженство. Об этом сказано в данном стихе. Осознав, что материальные взаимоотношения с родственниками, друзьями и любимыми иллюзорны и поверхностны, человек удивляется, как долго он находился в плену иллюзии. Ему просто смешно, когда он видит, сколь нелепым было его положение с точки зрения истинного знания.
    Пока человек находится в материальном рабстве, скованный по рукам и ногам семейными привязанностями, он полагает, что всё в его жизни в порядке.
Однако со временем все его так называемые любимые по той или иной причине уходят. Стоит человеку лишиться богатства, как большинство его друзей и родственников бросают его. Это означает, что их так называемая любовь сводилась к удовлетворению материальных желаний друг друга. Обнищав, человек не способен исполнить чьи-либо желания, поэтому все отворачиваются от него. Но так ли ценна их «любовь»?
    Люди трудятся не покладая рук ради создания и сплочения семьи. Но даже если кто-то на протяжении всей жизни успешно сохраняет семью и имеет несколько бескорыстных друзей и родственников, которые делят с ним все радости и горести, как долго он они пробудут вместе? Неумолимое время в конце концов разлучит их.
Что же ожидает друзей и родственников дальше? Завершив свою жизнь, они снова родятся где-то в другом месте. Такова основная мысль этого стиха. Поняв ее, мы перестанем скорбеть об ушедших близких и получим возможность развить взаимоотношения, исполненные истинной любви и не прерывающиеся никогда. Любовь и привязанность в этом мире обращены не на саму личность, а лишь на бренное тело. Когда умирает тело, душа покидает его. При этом она не прекращает своего существования и рождается в другой семье. И там она снова завязывает такие же эфемерные взаимоотношения, словно не проходила через это в прошлом. Поэтому, какой смысл в так называемой любви и привязанности? Они — всего лишь иллюзия.
    Находясь во Вриндаване, в священной обители, где проходили игры Господа Кришны, преданный получает особую милость. По милости этой священной обители преданный без труда постигает трансцендентное знание и избавляется от иллюзий материальной жизни. В нем сама собой развивается трансцендентная привязанность к Господу, перерастающая в подлинную любовь и преданность Ему. Поэтому, как гласят все священные писания, лучшее, что можно сделать для своего духовного совершенствования — поселиться на священной земле Господа Кришны. Эта благословенная земля — прибежище для всех искренних душ, стремящихся постичь Абсолютную Истину и обрести в жизни удовлетворение. Освободившись от иллюзорных привязанностей и призрачного счастья, можно посвятить себя истинной цели жизни и обрести вечное счастье и непреходящее знание.
    Поскольку Господь Кришна — это вечная Истина, любовь к Кришне представляет собой высшую реальность. Мы никогда не утратим ее, в отличие от материальной любви. Индивидуальная душа и Высшая Душа вечны, поэтому любовь между ними тоже вечна. Она продолжается из жизни в жизнь и не имеет конца.
Обрести любовь к Богу — значит увенчать свою жизнь успехом. Приехав во Вриндаван, священную обитель Господа Кришны, Шрила Прабхупада радуется тому, что здесь ему открывается понимание природы материальных отношений и природы наших вечных взаимоотношений с Господом Кришной. Такое понимание очень важно для всех живущих в материальном мире. И в первую очередь это относится к тем из нас, кто уже избрал духовный путь или же только готовится ступить на него.
Следуя по стопам Шрилы Прабхупады и впитывая его умонастроение, проявленное им во Вриндаване, мы сможем извлечь большую пользу из его наставлений, ибо наставления эти помогут нам самим избежать ошибок на пути нашего совершенствования.