13 часть. Сон и реальность

  • на Vanamali
  • 17 октября, 2007
  • Комментарии к записи 13 часть. Сон и реальность отключены

Сон и реальность

«Во сне человек видит себя в ином облике и думает, что это и есть он сам.
Точно так же он отождествляет себя со своим нынешним телом, полученным в соответствии с благочестивыми или греховными поступками, и ничего не знает ни о своих прошлых, ни о будущих жизнях».
(ШБ 6.1.49).

В наших снах мы отождествляем себя с различными телами. То нам снится, что мы цари или нищие, то мужчины или женщины. Мы вживаемся в этот образ,
думая: «Это я», — но после пробуждения обнаруживаем, что все это — лишь сон и временное тело нашего сна исчезло. Подобным образом, получив в этой жизни определенное тело, под влиянием материальной природы мы отождествляем себя с ним. Но, пробудившись ото сна иллюзии, понимаем, что наше подлинное «Я» – вечно и духовно и не имеет ничего общего с этим бренным телом материального мира. Сновидения длятся лишь несколько секунд и часто сменяют друг друга. Ночью мы спим по пять-семь часов, а в этом временном теле пребываем по сто, пятьдесят или семьдесят лет. По сравнению с телом, в котором мы видим себя в сновидении, наше обычное тело кажется более чем реальным. Но по сравнению с нашим вечным «Я» — подобным мимолетной вспышке. Поэтому жизнь в нем сравнивается со сном. Все, что происходит с нами во сне, кажется нам реальностью. В зависимости от того, хороший это сон или дурной, мы испытываем счастье, удовольствие, печаль, беспокойство или страх.

Несколько дней назад я прочитал в научном разделе конституции Атланты об открытии ученых: в спящем состоянии мозг человека не менее активен, а в некоторых случаях даже более активен, чем в бодрствующем. Это стало научным прорывом в области исследования ума и мозга, сенсацией. До этого считалось, что сны снятся при пониженной активности мозга, но оказалось – совсем наоборот. Итак, обратно к школьной доске! Ученые теперь не знают, что же такое сны.

Человек проживает жизнь во сне, словно в реальности. Когда он просыпается, все исчезает, и та реальность тоже. Конец! Сон становится воспоминанием и обычно со временем забывается. Все мы видели сны и поэтому можем понять, что все, что связано с этим временным телом, хотя и кажется постоянным и реальным, на самом деле таковым не является. Возможно, все это реально на какое-то мгновение, но в сравнении с нашей вечной реальностью – не более чем преходящая и относительная истина.

Ценность человеческого рождения

Сейчас у нас могут быть какие-то взаимоотношения с людьми, какая-то национальность, родственники. Любой, рожденный в этом мире, имеет отца и мать, братьев и сестер, двоюродных братьев, тетушек, дядюшек и т.д. Но, оставляя это тело, мы рождаемся вновь, может, в другой стране, на другой планете или в другой форме жизни и получаем новый набор родителей и родственников. Тогда уже прошлая жизнь забывается, а новая кажется реальной. Таким образом люди переходят из одной временной реальности в другую, даже не пытаясь осознать, кем они являются на самом деле.
Человеческая форма жизни — это особый божий дар, поскольку именно у человека достаточно разума, чтобы понять, кто он такой, кто такой Бог, Кришна, и каковы его взаимоотношения с Ним. В теле животного это сделать сложно, практически невозможно. Животные полностью погружены в невежество.
Можете понаблюдать за ними в зоопарке, как сильно они отождествляют себя с телом. Если вы попытаетесь объяснить горилле или льву, что они – не тело, туго же вам придется. По сути, тигр, лев или крокодил даже не обратят внимания на ваши слова!

Однажды преданные, распространявшие книги где-то в Сан-Диего, рассказывали мне об одном происшествии: женщина показывала рукой на крокодилов, как вдруг один из них подпрыгнул и чуть было не цапнул ее за руку. Она чудом успела ее отдернуть. Крокодил размышлял просто: «Я — это тело. Я хочу откусить кусок ее тела!»

На канале «ITV» есть передача, в которой показывают, как львы убивают детенышей зебр и т.п. Зрелище не для слабонервных. Но такова природа животных – они не могут подняться выше отождествления себя с телом.
Поэтому животная форма жизни никак не подходит для самоосознания.

Жизнь на высших планетах

Полубоги – самые разумные и продвинутые из всех живых существ. В Америке сейчас активно обсуждается тема НЛО и жизни на других планетах. В целом, общественное мнение таково, что жизни на других планетах нет. Но в индийской духовной традиции, в сознании Кришны утверждается обратное:
существуют различные планетные системы —  чхауда бхувана, или четырнадцать планетных систем, как говорится в одном из стихов «Чайтанья- чаритамриты». Люди смотрят таинственные телепередачи об НЛО и так и не могут до конца понять, одни ли мы во вселенной или где-то еще существует жизнь. Это остается для них загадкой. Конечно, в инопланетян верит большинство. По статистике, сегодня в них верят 50% американцев. Веды же подробно описывают жизнь на других планетах.

В «Брихад-бхагаватамрите» Санатана Госвами характеризует огромное разнообразие планетных систем по их расположению во вселенной, по тому, как выглядит та или иная планета (темная ли она с искусственным освещением, самосветящаяся или райская), как и какие живут на ней существа (человекоподобные или змееподобные). Все эти сведения также содержатся в Ведах. Например, говорится, что на некоторых планетах царит вечный мрак и их населяют очень разумные змееподобные существа, которые носят на головах что-то похожее на фонари или драгоценные камни и, куда бы они ни пошли, освещают ими все вокруг. Таким образом Веды описывают все планеты вселенной.
 
Но Санатана Госвами также объяснял, на какой ступени самоосознания находятся обитатели различных планет: обладают ли они чистой преданностью, бхакти, или нет.
Обладать бхакти – это значит достичь освобождения. Чистые преданные Господа уже достигли его, чего, естественно, нельзя сказать обо всех жителях различных планет. Их преданность может быть смешанной — с примесями гьяны или кармы. К примеру, на каких-нибудь планетах немного бхакти и много гьяны. У каких-нибудь мудрецов и риши с высших планет преданность в разных пропорциях смешана с кармой. Они испытывают глубокое сострадание к страдающему человечеству и живым существам других планет и хотят им помочь. На других планетах – другое соотношение гьяны и кармы.
Подобно трем гунам природы, различные соотношения бхакти, кармы и гьяны на разных планетах формируют различные уровни сознания. Эта наука уникальна.

Жизнь на духовных планетах

Когда мы наконец попадем в духовный мир, в эту трансцендентную обитель, то увидим своими глазами различные планетные уровни, соответствующие различным взаимоотношениям их обитателей с Господом. На планетах Вайкунтхи преданные поклоняются Господу Нараяне с почтением и благоговением, очень пышно, грандиозно и формально. В Айодхье, где живут Сита, Рама, Лакшман и Хануман, Сите и Раме поклоняются немного менее формально, немного более личностно. Эти отношения все еще формальные, поскольку Рама играет роль царя, но к Нему легче приблизиться, чем к Господу Нараяне. Выше, на Кришна- локе, в Двараке, находится Сам Кришна. Он довольно доступный, более доступный, чем Господь Рама, но, опять же, играет роль царя, и поэтому отношения с Ним все еще формальны. Когда гопи встретились с Кришной на Курукшетре, они сказали: «Мы не хотим общаться с Тобой как с принцем, мы хотим, чтобы Ты вернулся обратно во Вриндаван, где Ты был простым мальчиком-пастушком. Ты не нужен нам в этой дорогой одежде, драгоценностях и украшениях. Мы хотим видеть Тебя украшенным лишь павлиньим пером, с флейтой и гирляндой из лесных цветов, танцующим на берегу Ямуны, где Ты можешь быть естественным, раскованным и безмятежным. Эти царские одежды портят Тебя. Ты в них такой высокомерный и ненастоящий». Гопи и остальные жители Вриндавана не хотели видеть Кришну в образе юного принца, им нравился Кришна — мальчик-пастушок.

Во Вриндаване Кришна непринужденно играет, одаряя всех Своей любовью. Там нет никакой формальности. Вриндаван – полная противоположность Вайкунтхи.
Там все происходит спонтанно. Родители Кришны даже не думают, что их ребенок — Бог. Они считают Его своим сыном и служат Ему, движимые спонтанной родительской любовью. Друзья Кришны тоже не думают, что их Кришна — Бог, они считают Его своим другом: «Кришна – наш самый дорогой друг», — и играют с Ним на равных. А Его спутница Радхарани и ее подруги служат Кришне как возлюбленному. Им и в голову не приходит считать Его Богом, они лишь думают: «Кришна – наш самый дорогой возлюбленный. Мы жить без Него не можем», — и стараются сделать Его счастливым. Поэтому Господь Чайтанья Махапрабху объявил Вриндаван самым загадочным местом. Это наивысшая обитель, ибо именно здесь являет Себя Сам Господь, Верховная Личность Бога, и именно здесь Он по-настоящему, как дома, раскрепощен и разыгрывает наиболее сокровенные любовные игры.

Духовный мир полон разнообразия. Некоторых преданных привлекают величие Бога, роскошь, слава, богатство и они отправляются на Вайкунтху. Те, кого привлекает любовное спонтанное преданное служение обитателей Вриндаваны, отправляются на Голоку Вриндавану.

Господь Чайтанья погружался в умонастроение Голоки Вриндаваны, считая Себя одной из гопи, одним из преданных Кришны во Врадже, и чувствовал экстаз.
Этот экстаз вечен, поскольку вечен Кришна, живущий в духовном мире.
Духовный мир, в отличии от материального мира, никогда не разрушается и не создается. Это не сон, а вечная реальность. Царство Бога в духовном мире – вечная реальность, и каждый может войти в игры Кришны согласно своим взаимоотношениям с Ним.