Семейное дело, Картика 2007

  • на Vanamali
  • 24 января, 2008
  • Комментарии к записи Семейное дело, Картика 2007 отключены

Лекция Его Святейшества Шрилы Джаяпатаки Свами, опубликованная в журнале «Mayapur Journal», вып. 1, Картика 2007

Лекция Его Святейшества Шрилы Джаяпатаки Свами, опубликованная в журнале «Mayapur Journal», вып. 1, Карттика 2007.

Семейное дело

В этой лекции, прочитанной во время инициации, Его Святейшество Джаяпатака Махараджа говорит о том, как заботиться о семье: семье ИСККОН. Что же это такое…

Вайшнавы — это наша семья. Служение им — наш семейный бизнес. Вайшнава-сева.
Очень хороший способ провести время и доставить удовольствие Шриле Прабхупаде.

Одно из служений, которое могут совершать все преданные, — это служение вайшнавам. ИСККОН — это одна семья, и все мы следуем наставлениям ачарьи-основателя Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Мы выполняем его указания. Мы стремимся осуществить его миссию.  Мы должны общаться не только со своими духовными братьями и сестрами, но и со всеми другими вайшнавами. Они — наши двоюродные братья и сестры, дяди и тети, племянники и племянницы. Мы вдохновляем их и служим им в соответствии с их положением.

Шрила Рупа Госвами советует в «Бхакти-расамрита-синдху» принять прибежище у истинного духовного учителя, задавать ему вопросы, получить у него посвящение и служить ему. То же самое рекомендуется в «Бхагавад-гите» (4.34) и «Шримад-Бхагаватам». Прахлада Махараджа говорит:

гуру-шушрушайа бхактйа / сарва-лабдхарпанена ча сангена садху-бхактанам / ишварарадханена ча

шраддхайа тат-катхайам ча / киртанаир гуна-карманам тат-падамбуруха-дхйанат / тал-лингекшарханадибхих

«Нужно принять истинного духовного учителя и с глубокой верой и преданностью служить ему. Человек должен принести все, что у него есть, в дар своему гуру, общаться со святыми и с преданными, вместе с ними поклоняться Господу, благоговейно внимать прославлениям Господа, возносить хвалу Его божественным качествам и деяниям, устремлять все свои помыслы к Его лотосным стопам и, строго следуя предписаниям шастр и гуру, поклоняться Божеству — изваянию Господа» (ШБ 7.7.30-31).

Итак, нужно принять истинного духовного учителя и служить ему с непоколебимой верой и преданностью. Не должно быть иной цели в жизни. Такова система гуру-парампары.

Иногда ученики спрашивают: «Как мне почувствовать связь с моим гуру?» Но когда мы предлагаем все Кришне, в том числе совершаемое служение, то предлагаем гуру-парампаре. Мы предлагаем нашему гуру, он передает своему гуру, и так подношение доходит до Кришны. Таким образом, связь есть всегда. В комментарии процитированного нами стиха Шрила Прабхупада обращается к словам гуру-шушрушайа («лично служить истинному духовному учителю»). Некоторые преданные совершают вапух-севу — личное служение гуру, «помогают, когда он совершает омовение, одевается, спит, ест и т.д.» Кто-то готовит для гуру, кто-то выполняет другое личное служение. Это вапух-сева. Когда гуру отсутствует, мы должны служить его наставлениям, совершать вани-севу.

Эти строки напоминают нам о необыкновенной удаче тех, чьи духовные учителя и поныне здравствуют, как физически, так и духовно. Ученики таких учителей могут служить им и следовать их наставлениям. Некоторые духовные учителя, такие как Тамала Кришна Госвами, Гаура Говинда Свами, Бхакти Тиртха Свами, Шридхара Свами и Бхакти Сварупа Дамодара Свами, покинули этот мир. Кришна призвал их домой для другого служения. Ученики этих учителей не могут совершать вапух-севу. Таким образом, им остается лишь выполнять приказания духовного учителя, совершать вани-севу.

Многим очень повезло, ибо они могут непосредственно общаться с духовным учителем. Однажды я слышал, как Шрила Прабхупада разговаривал с учеником, который был мрачен, как туча. Прабхупада спросил: «Чем ты расстроен?» Он ничего не ответил. Прабхупада сказал: «Я мог бы понять тебя, если бы твой гуру был далеко. Может быть, у тебя какие-то проблемы, и ты не можешь их решить. Но я здесь. С любыми вопросами и проблемами обращайся ко мне. Я смогу тебе помочь».
Когда духовный учитель присутствует в этом мире, ученики всегда могут рассчитывать на его помощь.

И Прабхупада сказал ему: «Я приказываю тебе быть счастливым».

Хороший приказ! Ученики должны быть счастливыми в присутствии духовного учителя. Прабхупада беспокоился о благополучии каждого. Если он видел одного ученика несчастным, то старался помочь. Когда же количество учеников увеличилось, он попросил страших учеников заботиться о младших. Так они и делали.

Сейчас преданные очень удачливы. Духовные внуки и внучки Прабхупады имеют не только множество духовных братьев и сестер, которые могут им помочь, но также множество двоюродных духовных братьев и сестер — учеников других гуру, серьезно практикующих сознание Кришны. Они подобны духовным дядям, тетям, двоюродным братьям и сестрам, и им следует оказывать почтение в соответствии с их положением.

Прабхупада оставил нам прекрасное наследство. Когда его духовный учитель покинул этот мир, в Гаудия-матхе начались бесконечные склоки. Каждый стоял за себя. Прабхупада пытался сотрудничать с духовными братьями, но он был настолько активным и харизматическим проповедником, что люди начали просить у него посвящение. Это испугало некоторых духовных братьев, поскольку у них не было системы в которой каждый может быть гуру. В наши дни Джи-Би-Си вдохновляет всех достойных учеников Шрилы Прабхупады становиться гуру и помогать заботиться о преданных. Это именно то, чего хотел Прабхупада.  Но в то время ситуация была иной. У каждого был свой матх, своя собственная организация. В каждой организации — один гуру. Поэтому Прабхупаде посоветовали создать свою организацию. Он хотел сотрудничать с духовными братьями и помогать им, но они этого не хотели. В итоге Прабхупада основал ИСККОН — не потому, что хотел обособиться, а просто потому, что не было другого выхода.

В самом ИСККОНе Прабхупада создал такую семейную атмосферу взаимовыручки и взаимопонимания, о которой написано в «Шри Чайтанья-чаритамрите», «Шри Чайтанья-бхагавате», «Бхакти-ратнакаре» и прочих исторических книгах об играх Чайтаньи Махапрабху.

Кала Кришнадас был слугой Господа Чайтаньи. Он пал, когда был в Южной Индии.
Господу Чайтанье пришлось лично спасать его из рук бхаттачари (бродячих так называемых санньяси-тантриков). Вернувшись в Пури, Махапрабху сказал: «Этот преданный пал. Не подобает ему быть Моим личным слугой». Личные слуги гуру должны быть безупречными преданными. На протяжении шести лет Кала Кришнадас служил Господу Чайтанье, не гнушаясь даже черной работой. Но Господь Чайтанья
сказал: «Я не хочу, чтобы он был Моим личным слугой».

Кала Кришнадас был потрясен. Нитьянанда Прабху собрал вайшнавов и спросил: «Как можно ему помочь?» Они обсудили и решили: «Давайте пошлем его обратно в Бенгалию, раз здесь, в Пури, он не у дел. Он находится рядом с Господом Чайтаньей, но не может служить Ему. В Бенгалии у него будет прекрасное служение
— рассказывать вайшнавам об удивительных играх Махапрабху, свидетелем которых он был на протяжении шести лет служения. Бенгальские преданные будут очень счастливы». Позднее Нитьянанда задействовал Калу Кришнадаса в разнообразном служении. Он даже провозгласил его одним из 64 махантов и истинным гуру. Кала Кришнадас был инициирующим гуру. Все по милости Господа Нитьянанды Прабху.

Эти игры показывают, что в то время преданные заботились друг о друге. Они не
думали: «Ты — не мой  ученик, не мой духовный брат, поэтому меня не волнует, что с тобой происходит». Кала Кришнадас был вайшнавом. Он был членом общины.
Поэтому вайшнавы позаботились о нем. Такова их милость.

Гуру — это вайшнав. Мы служим ему как вайшнаву, а также как представителю Кришны. Кришна приходит к нам в двух формах: внешне как дикша- и шикша-гуру и изнутри как чайтья-гуру. Он помогает нам, руководит нами. Старшие ученики должны помогать младшим ученикам — тем самым они служат гуру.

Как говорится — «О дереве судят по плодам». О достойном ученике скажут: он ученик своего гуру. Есть образцовые ученики, а есть и другие. Мы ищем достойных. И мы сами хотим быть образцовыми учениками.

Прабхупада говорит в том же комментарии:

«Человека, получившего вайшнавское посвящение, следует почитать подобающим образом, то есть служить ему и воздавать хвалу. Однако если он не обладает должными качествами, то общаться с ним не следует»

Падшему преданному, будь он даже инициированный вайшнав, мы оказываем почтение в уме и избегаем близкого с ним общения. Он не практикует сознание Кришны, и мы не хотим, чтобы он стаскивал нас вниз. Если мы сами достаточно сильны, мы попытаемся ему помочь и вдохновить вернуться на духовный путь. Мы служим преданным, безупречным в сознании Кришны. Им можно даже возносить молитвы. Нам очень повезло, что здесь, в Маяпуре, живет много учеников Прабхупады. У нас есть прекрасная возможность служить им, возносить молитвы, получать наставления и советы. Во многих храмах мира нет учеников Прабхупады. Приезжают они редко.
Иногда их духовная практика оставляет желать лучшего. Но здесь такая возможность есть. И ученикам Прабхупады, и старшим преданным, и всем преданным, чье поведение безупречно, — всем можно служить.

Шрила Прабхупада вдохновлял нас становиться садху: садхавах садачарах. Садху означает «тот, кто обладает сад-ачарой», безупречным поведением, поведением в гуне чистой благости. Таким образом мы стараемся распространить движение Прабхупады. Мы трудимся вместе, как одна семья. Мы трудимся вместе, чтобы доставить удовольствие садху, гуру, вайшнавам и Кришне. На каждом шагу мы чувствует милость Кришны. Жизнь очень коротка. Мы хотим посвятить свою жизнь служению гуру и Кришне.

Мы совершаем служение в соотвествии с нашим ашрамом. Грихастхи служат вайшнавам в своих грихах, домах. Они занимаются преданным служением, поклоняются Божествам, следуют правилам, перечисленным в «Нектаре преданности». Брахмачари распространяют книги и служат в храме. Студенты приобретают знания, чтобы использовать их в служении Кришне. Даже Джива Госвами учил в университете санскрит, чтобы позднее писать вайшнавские произведения. Он учился в Бенаресе.
Мы делаем все как подношение лотосным стопам гуру. Нам известно, что этот мир временен, и неизвестно, как долго в нем суждено пробыть. Поэтому самое лучшее — использовать все свое время в сознании Кришны.

Вайшнавы — это наша семья. И служение им — деятельность нашей семьи.
Вайшнава-сева. Очень хороший способ провести время и доставить удовольствие Шриле Прабхупаде. 

Категории: Лекции