12 часть. Семейная жизнь в сознании Кришны

  • на Vanamali
  • 17 октября, 2007
  • Комментарии к записи 12 часть. Семейная жизнь в сознании Кришны отключены

Семейная жизнь в сознании Кришны

«Человеческое тело предназначено для постижения трансцендентного:
индивидуальной души и Высшей Души, Верховной Личности Бога. Если и душу, и Сверхдушу можно постичь, очистив себя духовным знанием, то зачем и ради кого бережет свое тело глупый, жадный человек, ищущий чувственных удовольствий?» (ШБ 7.15.40)

Первое, что мы должны понять: какова цель человеческой жизни и какова цель человеческого тела? Человеческое тело предназначено для осознания души и Сверхдуши, Верховной Личности Бога, и каждый, вне зависимости от своего жизненного уклада — будь то ученик, домохозяин, человек, удалившийся от дел или отреченный, — должен подчинить этой цели свою жизнь и быть сосредоточенным на ней до самого конца. На разных жизненных этапах есть свои, немного отличающиеся друг от друга правила и предписания. Но главная цель — осознание своего «Я» и «Сверх-Я» — одинакова для всех.

В восемнадцатой главе «Бхагавад-гиты» говорится, что никогда не следует отказываться от жертвоприношений. В комментарии упоминается, что одним из таких жертвоприношений является виваха-ягья, или свадебная церемония.
Человек совершает ее добровольно, чтобы посвятить семейную жизнь преданному служению и тем самым удовлетворить Бога.

В ведической культуре существуют различные ашрамы, т.е. различные социальные и духовные уклады. Первый из них – это жизнь в ученичестве, второй — жизнь домохозяина, далее идет отказ от семейной жизни, и последний – жизнь в отречении. Все эти духовные подразделения называются ашрамами. Варны, или социальные уклады, — это четыре сословия общества:
брахманы (священники), кшатрии (воины или администраторы),  вайшьи (бизнесмены, банкиры, землевладельцы, заботящиеся о коровах) и шудры (наемные рабочие). Таковы четыре социальных уклада.

Виваха-ягья, о которой мы говорим, особенно рекомендуется брахманам, сословию священников, или вайшнавам. Смысл ее в том, чтобы показать пример обществу и научить его тому, как обрести личное духовное совершенство. В Седьмой Песни «Шримад-Бхагаватам» содержится много наставлений по поводу грихастха-ашрама, жизни домохозяев, и человеческой жизни в целом. В 26 тексте 13 главы, которая называется «Поведение совершенного человека», рассказывается история о человеке, достигшем совершенства. Он делится своим пониманием: «В человеческом обществе мужчина и женщина вступают в брак, чтобы наслаждаться плотскими удовольствиями, но, как показывает опыт, это не приносит им счастья. Видя, что материалистическая деятельность приносит вовсе не те плоды, которых мы ждем, я перестал ею заниматься».

КОММЕНТАРИЙ: Как говорит Махараджа Прахлада: йан маитхунади-грихамедхи- сукхам хи туччхам (ШБ 7.9.45). Все мужчины и женщины ищут сексуальных наслаждений, и, вступив в брак, они какое-то время счастливы, но потом начинаются разногласия, которые чаще всего заканчиваются разводом или распадом семьи. Несмотря на то что мужчина и женщина хотят соединиться и наслаждаться сексом, в конечном счете они расстаются и страдают. Человеку, вступившему в брак, разрешается жить половой жизнью, основанной на предписаниях шастр. Сам Верховный Господь дает такое разрешение в «Бхагавад-гите»: дхармавируддхо бхутешу камо ‘сми, сексуальные отношения, которые не противоречат религиозным заповедям, — это Сам Кришна. Каждое существо неизменно хочет наслаждаться сексом, ибо вся материальная жизнь сводится к еде, сну, сексу и самообороне. Для животных не существует правил, регламентирующих эти виды деятельности, но люди (хотя им как и животным, тоже позволено есть, спать, наслаждаться сексом и защищаться от опасностей) должны следовать определенным правилам. Что касается еды, то Веды предписывают человеку питаться только ягья-шиштой — прасадом, или пищей, поднесенной Кришне. Йаджна-шишташинах санто мучйанте
сарва-килбишаих: «Преданные избавляются от последствий любых грехов, ибо едят только пищу, которая была принесена в жертву Господу» (Б.-г., 3.13).

Человек, живущий материальной жизнью, совершает различные грехи, особенно связанные с пропитанием, а в качестве расплаты за грехи он по законам природы будет вынужден снова получить материальное тело. Люди не могут обойтись без еды и половых отношений, поэтому Веды разрешают им есть, спать, наслаждаться сексом и защищаться от опасностей, но только так, чтобы это не выходило за рамки предписаний шастр; тогда люди постепенно поднимутся на более высокий уровень бытия и им не придется в наказание за свои грехи оставаться в материальном мире.

Таким образом, ведические предписания, касающиеся брака, — это уступка людям, ищущим наслаждений, и смысл ее в том, чтобы мужчина и женщина, сочетавшиеся браком, помогали друг другу развиваться духовно. К сожалению, особенно в наше время, мужчины и женщины, как правило, вступают в брак лишь ради того, чтобы без всяких ограничений предаваться сексуальным наслаждениям. За это они несут наказание: в следующей жизни они вынуждены будут родиться животными, чтобы удовлетворить свои животные наклонности.
Вот почему Веды предостерегают человека: найам дехо деха-бхаджам нрилоке каштан каман архате вид- бхуджам йе . Люди не должны, подобно свиньям, безмерно наслаждаться сексом и есть все подряд, вплоть до испражнений.
Человеку надлежит есть только прасад — пищу, предложенную Божеству, — и вступать в половые отношения в соответствии с предписаниями Вед. Вместе с тем он должен развивать в себе сознание Кришны, тем самым оградив себя от полного опасностей материального бытия, и отводить на сон лишь столько времени, сколько требуется, чтобы отдохнуть от тяжелого труда.

Ученый брахман объяснил, что, поскольку люди, занимающиеся материальной деятельностью, используют все не по назначению, он решил полностью прекратить такую деятельность (ШБ 7.13.26).

Дело в том, что грихастхи, обладающие сознанием Кришны, знают, что в материальной жизни всегда будут счастье и горе. Высочайшее счастье — обретение чистого сознания Кришны, но, идя к нему, человек должен терпеливо переносить временные проявления материального счастья и горя и занимать их в служении Кришне. Нужно оставаться невозмутимым, не обращая внимания на различные превратности материальной жизни.

Это наставление очень практично. Люди, строящие свои отношения на взаимном удовлетворении чувств, какое-то время, может, и будут счастливы. Но поскольку каждый индивидуален и не равен другому на все сто процентов, материальные желания и идеи разных людей никогда не будут совпадать. В конце концов это может привести к разладу, особенно тогда, когда целью является лишь удовлетворение собственных чувств. Другое дело, когда цель – удовлетворить Кришну. Тогда человек все время контролирует свои чувства и понимает, что основные материальные потребности — еда, производство потомства и т.д., – хоть и значимы, но не первостепенны.

Например, мой отец часто спрашивал меня: «Мы едим, чтобы жить, или живем, чтобы есть?» Он говорил, что, когда я был ребенком, то жил, чтобы есть, ведь это все, на что способны дети! Но мы живем не ради материальных наслаждений. Мы живем для того, чтобы достичь духовного совершенства и обрести духовное счастье. Конечно, нам нужны материальные взаимоотношения, материальная пища, секс и многое другое в жизни, но все это нужно регулировать и очищать различными способами.

Мы регулируем семейную жизнь, производство потомства, вступая в регулируемый брак в сознании Кришны. У нас нет иллюзий, что сама по себе женитьба тут же исполнит все наши мечты. Мы можем быть счастливы, ведя регулируемую жизнь. Но все-таки нам хочется идти дальше и испытать настоящее счастье — чистую любовь к Кришне и страстное желание порадовать Его. Но во имя этой возвышенной цели муж и жена ни в коем случае не должны разрушать свои взаимоотношения и провоцировать друг друга на какие-нибудь конфликты. Это очень важно, ведь у нас брак — один и на всю жизнь. Мы не потворствуем разводам. Иногда, к сожалению, в силу определенных социальных и других обстоятельств разводы случаются, но мы не позволяем разведенному человеку повторно проходить свадебный обряд с огненным жертвоприношением.

Мы надеемся, что браки между преданными будут союзами на всю жизнь. Мы счастливы, когда это действительно так, потому что, согласно Ведам, муж и жена –  это одно целое. Пока они жених и невеста, они — разные личности, но после того, как они обменялись гирляндами, связали свои руки, дали различные обеты и прошли огненное жертвоприношение, они соединяются и становятся одним целым.

По Ведам, муж и жена – это уже не два человека, а один. Всякий раз, когда муж проводит жертвоприношение, жена должна быть вместе с ним. Фактически, как говорится в Ведах, они – две половинки одного целого. Жену называют ардханги, или лучшей половиной. Что же происходит? Соединяется карма двух человек, и они трудятся вместе, движимые общими интересами. Они должны поддерживать семью, и, естественно, у них есть материальное желание иметь детей. От этого никуда не деться, и Веды признают наличие таких устремлений. Но есть и нечто большее — высшая цель: помочь своим детям вернуться обратно к Богу, самим вернуться в духовный мир и помочь всему обществу стать более сознающим Бога.

В духовной жизни есть свои правила, описанные в священных писаниях.
Например, в «Шримад-Бхагаватам» 7.12.11 сказано: «Все эти правила и предписания в равной мере относятся и к семейным людям, и к санньяси — тем, кто отрекся от мира. Грихастхи, однако, с разрешения своего духовного учителя могут вступать в половые отношения в период, благоприятный для зачатия».

Наверно, вам покажется удивительным, но однажды, когда я проповедовал в Южной Америке, после моей лекции о жизни грихастх в сознании Кришны (может, это было на свадьбе, я не помню) ко мне подошел один протестантский священник и попросил о личной встрече со мной. Он
представился: «Я священник, министр, протестанский пастор, женат, имею детей, но чувствую какую-то вину, потому что не знаю, как быть хорошим отцом, не отказывать себе в сексе и при этом сохранять духовный настрой».
В Библии подробно это не объясняется, поэтому он и недоумевал. Я рассказал ему, как строится жизнь грихастхи по системе йоги: разрешается вступать в половые отношения только для зачатия детей. «Этот метод чист и авторитетен», — я изложил ему все в нескольких чертах. Он остался очень доволен, сказав, что теперь ему все ясно.

Итак, это универсальный метод, в особенности он хорош для тех, кто заинтересован в сознании Бога, стремится вернуться обратно к Нему и получить освобождение. Он предназначен для них. Эта йога — основа для духовного очищения общества.

И у мужа, и у жены есть свои обязанности. Обязанности жены описаны в приведенных ниже стихах «Шримад-Бхагаватам», а их обоюдные обязанности – в прекрасном комментарии Прабхупады:

«Служить мужу, всегда желать ему добра, одинаково благожелательно относиться к его родственникам и друзьям, исполнять те же обеты, что и муж, — вот четыре правила, которым должны следовать добродетельные женщины.

Добродетельная женщина должна со вкусом одеваться и носить золотые украшения, чтобы доставлять удовольствие своему мужу. Всегда опрятная и привлекательная, она должна заботиться о таких же чистоте и порядке в
доме: подметать полы и мыть все водой и другими средствами. Она должна заботиться о домашней утвари, следить, чтобы в доме всегда стоял аромат благовоний и цветов, и с готовностью исполнять желания своего мужа.
Скромная, правдивая, владеющая своими чувствами, она должна говорить с мужем ласково и с любовью служить ему, учитывая время, место и обстоятельства.

Добродетельная женщина должна быть нежадной и удовлетворенной при любых обстоятельствах. Она должна умело вести домашние дела и хорошо знать законы религии. Она всегда должна быть внимательной и чистоплотной, а речь ее — приятной и правдивой. Так добродетельная женщина должна с любовью служить своему мужу, если он не падший».

«Женщина, которая служит своему мужу, во всем следуя примеру богини процветания, непременно возвратится домой, к Богу, и вместе с мужем, преданным слугой Господа, будет счастливо жить на планетах Вайкунтхи».

КОММЕНТАРИЙ: Богиня процветания — это идеальный пример верной, добродетельной жены. В «Брахма-самхите» (5.29) сказано: лакшми-сахасра- шата-самбхрама-севйаманам. На планетах Вайкунтхи Господу Вишну поклоняются сотни тысяч богинь процветания, а на Голоке Вриндаване Господу Кришне служат сотни тысяч гопи, и все они — тоже богини процветания. Женщина должна так же преданно служить своему мужу, как богиня процветания служит Господу. Мужчина должен быть безупречным слугой Господа, а женщина — такой же безупречной женой, как богиня процветания. Такие муж и жена всегда будут верны друг другу и, помогая друг другу, непременно вернутся домой, к Богу. Вот что говорит по этому поводу Шрила Мадхвачарья:

харир асмин стхита ити
стринам бхартари бхавана
шишйанам ча гурау нитйам
шудранам брахманадишу
бхритйанам свамини татха
хари-бхава удиритах

Женщина должна относиться к своему мужу, как к Верховному Господу. Подобно этому, ученик должен относиться к своему духовному учителю, как к Верховной Личности Бога, шудра должен считать Верховной Личностью Бога брахмана, а слуга — своего господина. Таким образом все они будут преданными Господа. Иначе говоря, благодаря такому образу мыслей они обретут сознание Кришны» (ШБ 7.11.25-29).

Долг мужа — защищать жену, быть для нее примером в сознании Кришны, не бросать, не покидать ее, руководить ею в духовной жизни и обеспечивать материально. В таком случае жена сможет почитать своего мужа как представителя Кришны, то есть, служа ему, думать, что она служит через него Кришне.

То же самое говорится в обетах, которые читают на санскрите во время свадебной церемонии. Отец, выдавая дочь замуж, произносит особые мантры, одна из которых звучит так: «Я отдаю свою дочь в жены, но на самом деле я лишь посредник. Воистину моя дочь — собственность Бога, собственность Радхи и Кришны, Верховного Господа». Родители вручают жениху свою дочь, которая становится ему женой. Но он не должен полагать, что теперь она принадлежит ему. Она принадлежит Кришне, Богу, и через отца и других Своих представителей Он отдает ее мужу, чтобы тот руководил ею и защищал.
Поэтому долг мужа – поддерживать жену и помогать ей в сознании Кришны, точно так же, как долг жены – духовно помогать мужу и детям. Жена – хозяйка дома, грихини, и она очень сильно влияет на мужа и детей. Когда это влияние благотворно и духовно, тогда семья, без сомнения, надежно защищена от майи.

«О Махараджа Юдхиштхира, пение святого имени Господа обладает таким могуществом, что благодаря ему даже семейные люди [грихастхи] легко обретают высшее благо, доступное тем, кто отрекся от мира. Я уже объяснил тебе суть этой религиозной практики».
(ШБ 7.15.74)