Речь на Вьяса-Пуджу Его Святейшества Джаяпатаки Свами. 7 апреля 2017г.  

  • на NarayaniRadha dd
  • 7 апреля, 2017
  • Комментарии к записи Речь на Вьяса-Пуджу Его Святейшества Джаяпатаки Свами. 7 апреля 2017г.   отключены

ШБ 11.17.27

ачарйам мам виджанийан

наванманйета кархицит
на мартйа-буддхйасуйета
сарва-дева-майо гурух

 

Текст

Он должен считать ачарйю подобным Мне и никогда не выказывать ему неуважения. Он не должен завидовать ему, считая его обыкновенным человеком, ибо гуру – представитель всех полубогов.

Комментарий

Этот стих содержится в «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 1.46). Его Божественная Милость Ом Вишнупада Парамахамса Паривраджакачарья Аштоттара-шата Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада написал к этому стиху такой комментарий.

«Это стих из «Шримад-Бхагаватам» (11.17.27), который произнес Господь Кришна, отвечая на вопрос Уддхавы о четырех сословиях и четырех духовных укладах человеческого общества. Здесь Господь описывает поведение брахмачари, который находится под опекой духовного учителя. Неверно думать, будто гуру наслаждается жизнью за счет учеников. Духовный учитель подобен заботливому отцу или матери. Без опеки родителей ребенок не может нормально развиваться; точно так же без помощи духовного учителя ученик не может возвыситься до уровня трансцендентного служения Господу.

Духовного учителя называют ачарьей, трансцендентным преподавателем духовной науки. Обязанности ачарьи изложены в «Ману-самхите», где говорится, что истинный духовный учитель должен взять ученика под свою опеку, посвятить его во все тонкости ведического знания и дать ему второе рождение. Начало обучения духовной науке знаменует церемония упанити, которая призвана сблизить ученика с духовным учителем. Тот, кто не имеет подобной связи с гуру, не заслуживает священного шнура и потому считается шудрой. Священный шнур на теле брахмана, кшатрия или вайшьи свидетельствует о том, что его обладатель получил посвящение у духовного учителя; сам по себе шнур не имеет ценности, если его носят лишь из желания похвастаться высоким происхождением. Духовный учитель проводит обряд посвящения и надевает на ученика священный шнур и только после такой самскары (очистительного обряда) начинает серьезно обучать его Ведам. Рождение в семье шудры не лишает человека возможности получить духовное посвящение при условии, что духовный учитель, способный посвятить ученика в брахманы, найдет его достойным этого. По определению «Ваю-пураны, ачарьей считается тот, кто постиг суть всех ведических писаний и умеет разъяснить их смысл, кто сам следует наставлениям Вед и учит этому своих учеников.

Верховный Господь предстает перед нами в облике духовного учителя лишь из Своего безграничного сострадания. Вот почему вся деятельность ачарьи представляет собой трансцендентное любовное служение Господу. Ачарья — это Верховная Личность Бога в образе слуги. Такой непоколебимый преданный является самым надежным пристанищем для нас, поэтому его называют ашрая-виграхой — проявлением, или образом Господа, у которого следует искать прибежища.

Тот, кто не желает служить Верховной Личности Бога, но выдает себя за ачарью, наносит оскорбление Господу и за это лишается права называться ачарьей. Истинный духовный учитель всегда занят чистым преданным служением Верховной Личности Бога. Именно это доказывает, что он — непосредственное проявление Господа и подлинный представитель Шри Нитьянанды Прабху. Такого духовного учителя называют ачарьядевой. Иногда завистливые обыватели, обуреваемые ненасытным желанием чувственных наслаждений, критикуют истинных ачарьев. Но им невдомек, что истинный ачарья неотличен от Верховного Господа, и питать к нему зависть — все равно что завидовать Самому Богу. А это лишает человека возможности обрести духовное просветление.

Как уже отмечалось, ученик должен почитать духовного учителя как проявление Шри Кришны, однако ему следует помнить, что духовный учитель не вправе подражать божественным играм Господа. Самозванные духовные учители играют на чувствах своих учеников и выдают себя за Шри Кришну, но подобные имперсоналисты ведут своих учеников по ложному пути, ибо их конечная цель — слияние с Богом. Это полностью противоречит принципам преданного служения.

Истинно ведической является философская концепция ачинтья-бхедабхеда-таттвы, согласно которой все сущее одновременно и едино с Верховным Господом, и отлично от Него. Шрила Рагхунатха дас Госвами говорит, что таково положение истинного духовного учителя и что ученику следует размышлять о духовном учителе, помня о его близких отношениях с Мукундой (Шри Кришной). Шрила Джива Госвами недвусмысленно объяснил в «Бхакти-сандарбхе» (213), что, когда чистый преданный отождествляет духовного учителя и Господа Шиву с Личностью Бога, он исходит из того, что оба они очень дороги Господу, но это не значит, что они равны Ему во всех отношениях. Вслед за Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами и Шрилой Дживой Госвами то же самое утверждают и более поздние ачарьи. К их числу относится Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, который в своей молитве духовному учителю говорит, что все богооткровенные писания признают единство духовного учителя и Личности Бога, ибо духовный учитель — очень дорогой и близкий слуга Господа. Таким образом, гаудия-вайшнавы поклоняются Шриле Гурудеве (духовному учителю) как слуге Личности Бога. Во всей древней литературе, посвященной преданному служению, а также в более поздних трудах — в произведениях Шрилы Нароттамы даса Тхакура, Шрилы Бхактивиноды Тхакура и других чистых вайшнавов — духовного учителя считают либо одним из приближенных Шримати Радхарани, либо проявлением Шрилы Нитьянанды Прабху».

 

Речь Е.С. Джаяпатаки Свами:

Шрила Прабхупада рассказывал, что его друг приглашал его встретиться со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, но Шрила Прабхупада не хотел, так как до этого он очень много встречал недостойных святых. Но его друг настаивал, что этот садху другой, и он непременно должен встретиться с ним. И первой вещью, которой Бхактисиддханта Сарасвати сказал Шриле Прабхупаде был наказ проповедовать на Западе: «потому что ты -образованный молодой человек и сможешь распространить послание Кришны на Западе». Прабхупада отважился даже поспорить с Бхактисиддхантой Сарасвати, но оказался побежденным им. И тогда Прабхупада понял, что это был его гуру и принял его.

Я был на Западе, искал гуру. У меня не было идеи чего искать. Как Дхрува, он тоже не имел представления, кто такой Господь. Он спрашивал деревья, травы: «Кто из вас Господь?» Итак, я пошел в книжный магазин, чтобы купить книги о духовной жизни. Все книги по духовности были из Индии. А я сказал: «Я – американец. Мне нужны американские книги по духовности». Продавец посмотрел на меня с удивлением: «Америка? Духовность?» Потом он ответил, что есть одна книга «Астральная проекция». Я увидел, что автор книги находится в Сан-Франциско, а я как раз приехал туда. И я подумал, что неплохо было бы встретиться с автором и получить непосредственно его наставления. Я пришел к нему, постучался, но ответа не было. Тогда я пошел к задней двери. Я увидел мужчину, который готовил мясо. Я сказал ему, что купил его книгу и хотел бы поговорить с ним. (неполадки с видео из маяпура…)… «Я не чувствую себя квалифицированным, чтобы руководить кем-либо», — сказал он. Это был мой первый опыт. И тогда я вернулся снова в магазин, чтобы купить книги из Индии. Я увидел, что один йоги был в Сан-Франциско. Я пошел встретиться с ним. У них были занятия по йоге-медитации. Затем он пошел в бассейн, и там были девушки в бикини. Он обнимал их, фотографировался с ними. Я подумал, что это не очень духовно. И, таким образом, у меня был различный опыт. В конце концов, я нашел движение «Харе Кришна». Там я прочитал книгу «Легкое путешествие…».  Я увидел изображение Кришны, сделанное браджабаси. Там Он сидел на Ямуне, окруженный лесом. Это была самая красивая картина, которую я когда-либо видел. Эта картина меня очень-очень глубоко тронула.

Я хотел дать пожертвования на прасад, но все были заняты. Они сказали, что в соседней двери ты найдешь Гарга-муни и он возьмет у тебя деньги. Конечно! Он не только взял мои пожертвования, но и продал мне комплект Бхагаватам. (все кричат Харибол!) Затем Джаянанда занял меня служением в помощи постройки Ратхи. Он рассказывал мне о славе Шрилы Прабхупады, и мне захотелось встретиться с ним. Я был тогда в Калифорнии, а Шрила Прабхупада в Монреале. Затем я полетел в Нью-Йорк, а оттуда поехал в Монреаль, чтобы встретиться с ним. И, таким образом, в ту поездку я посетил все храмы ИСККОН: Сан-Франциско, Нью-Йорк и Монреаль. В то время было все три храма, и я их все посетил. А сейчас это невозможно. (смеется)

Я мог видеть ауры. Прабхупада давал лекцию по Гите в Монреале. А меня уже тогда обрил Джаянанда прабху. В то время не так много преданных уже обрили головы. Прабхупада спросил: «Это кто?» Гарга-муни из Калифорнии был там и он ответил: «Это бхакта Джэй». Прабхупада сказал: «Пусть он завтра придет ко мне на обед». Он был очень серьезным во всем, чем бы он ни занимался. У него была миссия. Не так как другие лже-йоги, как они представляли себе духовность. Он был таким серьезным человеком. Когда я пришел на встречу со Шрилой Прабхупадой, он спросил о моих планах. Я ответил, что вообще-то я собирался поехать в Индию. Прабхупада сказал: «Я тебя подготовлю. Побудь здесь немного, а затем я отправлю тебя в Индию».

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал Прабхупаде проповедовать на Западе, а Прабхупада сказал мне проповедовать в Индии. Индия, Бангладеш, Непал… Позже он сказал мне, что долг всех санньяси – проповедовать по всему миру. Я также был Джи-Би-Си  в течение 22-х лет на Юго-Востоке. В США, в Южной Америке, Малайзии, Сингапуре, Ближнем Востоке, Тайланде, Восточной Индии, Южной Индии, Бангладеш, Непале, Шри Ланке и в некоторых других местах.

На улице «3С Альберт роад» Шрила Прабхупада сказал мне, что я рождался до этого в Индии. Но по-началу я ответил: «Шрила Прабхупада, да я очень падший». А он резко ответил: «Не сомневайся в словах своего гуру!» И я стараюсь и дальше нести миссию Шрила Прабхупады.

У меня есть много ограничений, неспособностей, но я стараюсь сделать все, что в моих силах. Прабхупада говорил, если у вас есть возможность изучать о Кришне, то это истинная цель жизни. Сам Верховный Господь спустился сюда как Чайтанья Махапрабху, чтобы освободить падшие души. И как Чайтанья Махапрабху Он хотел, чтобы все получили освобождение. Шрила Прабхупада взял эту миссию на себя по освобождению падших душ. Я надеюсь, что все мои ученики и все преданные ИСККОН примут эту возможность помочь Шриле Прабхупаде распространить это движение санкиртаны вширь и вглубь. Харе Кришна!

 

Категории: Без рубрики