14 часть. Принимая полное прибежище у Кришны

  • на Vanamali
  • 17 октября, 2007
  • Комментарии к записи 14 часть. Принимая полное прибежище у Кришны отключены

Принимая полное прибежище у Кришны

«Верховная Личность Бога создает Свои частицы, джива-таттву, среди которых — Сам Господь Брахма, полубоги и олицетворения ведического знания («Сама», «Риг», «Яджур» и «Атхарва»), а также все живые существа, движущиеся и неподвижные, с их различными именами и качествами. Как искры огня или сияющие лучи солнца исходят из своего источника и неизменно возвращаются в него, так ум, разум, чувства, грубые и тонкие материальные тела, а также все бесчисленные преобразования гун природы исходят из Господа и снова погружаются в Него. Он не полубог и не демон, не человек, не птица и не зверь. Он не мужчина, не женщина, не нечто среднее и не животное. Он не является материальным качеством, кармой, чем-то проявленным или непроявленным. Он — последнее слово в определении «не это и не это», и Он безграничен. Слава Верховной Личности Бога!» (ШБ 8.3.22).

Когда Гаджендру схватил крокодил, он оказался в опаснейшем положении.
Сначала он пытался с ним бороться, но через какое-то время понял, что это бесполезно. Он не выжил бы, полагаясь на собственные силы, и, конечно же, не смог бы его победить. Прабхупада объяснял, что крокодил — это пресмыкающееся, земноводное животное, и в воде он чувствует себя превосходно. Слон — животное суши. Он лишь купается в воде, но не живет там. Поэтому он постепенно ослабевал, а крокодил, наоборот, набирал силу.
В конце концов Гаджендра решил принять прибежище у Верховной Личности Бога и стал возносить Ему молитвы.

Обусловленные души, как правило, всегда стремятся преодолеть любые преграды материальной жизни. Благочестивые живые существа, находясь в беде, обращаются к Кришне. Четыре типа праведников становятся на путь преданного служения: страдающие, нуждающиеся в деньгах, любознательные и ищущие знание. Говорится, что те, кто обращаются к Господу в беде или нужде, лишь частично получают Его милость. Но чистые преданные, ищущие прибежища у Господа всегда, при любых обстоятельствах: при победе и поражении, в опасности и безопасности, — получают ее постоянно.

Здесь видно изменение сознания Гаджендры: он молит Кришну не просто спасти его из пасти крокодила и сохранить ему жизнь слона ради дальнейшего удовлетворения чувств. Все благочестивые люди молятся Господу, будучи в опасности, но когда им уже ничто не грозит, они тут же забывают о Нем.
Индусы по своей природе благочестивы и обращаются к Богу, как только что- то нарушает их покой.

Во время выборов даже лидеры коммунистов приходят в храмы и возносят молитвы. Это общеизвестный факт! Перед выпускными экзаменами все студенты, даже не имеющие отношения к религии, приходят в храмы Сарасвати и молят ее о благословении сдать экзамены. Многие студенты обращались ко мне с
просьбой: «У меня выпускные экзамены, пожалуйста, дайте мне аширвад (благословения), чтобы я получил хорошую оценку». Разумеется, как только проблема или опасность исчезают, люди, как водится, забывают о Господе и вновь погружаются в материалистическую деятельность.

Уникальные молитвы Гаджендры в чистой преданности

Гаджендра возносит различные молитвы. Он молится: «Если я избавлюсь от этой опасности, я больше не хочу пребывать в невежестве. Я не хочу сохранять материалистичное сознание. Пожалуйста, благослови меня освободиться не только от этой беды, но также от материального невежества и восстановить с Тобой вечные отношения». Таково особое учение «Бхагаватам». Цель этой философии — вытянуть нас из материального невежества и привести к полному преданию себя Кришне, чистому преданному служению.

Милость Господа к Шриле Санатане Госвами

Когда Рупа и Санатана встретили Чайтанью Махапрабху в Рамакели, Он инициировал их и дал наставление позднее присоединиться к Нему. Рупа Госвами мог это сделать сразу. Он разделил свое богатство: 50% брахманам, вайшнавам и гуру, 25% — членам семьи и 25% — себе на крайний случай.
Затем раздал его, свою часть оставив у банкира.

Санатане Госвами было сложнее уйти со службы. У себя дома он слушал «Бхагаватам», а императору говорил, что болен. В конце концов тот послал к нему своего доктора, и он сообщил ему, что с Санатаной все в порядке. Внезапно император заявился к Санатане домой, и что же он увидел?
Шри Санатана Госвами сидит в окружении брахманов и слушает «Шримад- Бхагаватам»! «Ты почему не являешься во дворец и не исполняешь свои обязанности премьер-министра? — обрушился на него император. — Ты должен руководить правительством, пока я воюю с другими странами и увеличиваю свою империю». Он сравнивал себя с охотником. Он, Хусейн Шах, был великим воином, и его волновало лишь расширение границ своих владений. Госвами идти отказался, сказав: «Сейчас меня уже не интересует такая политическая деятельность». Император был в ярости. Побоявшись, что Санатана сбежит, он приказал его арестовать.

Брошенный в тюрьму, Санатана Госвами переживал тяжелые времена. Он не знал, что делать. Конечно, он всегда полагался на Господа и, приняв у Него прибежище, догадался сделать то, что нужно. Он предложил тюремщику солидную сумму и осыпал его похвалами: ты такой великий и благочестивый человек. Его план удался. Он выбрался из тюрьмы и пошел со своим слугой Ишаном обходными тропами, избегая больших дорог, через джунгли и горы.

На полпути, в каком-то захолустье Санатана Госвами остановился в большом постоялом дворе. Хозяин этого постоялого двора узнал от астролога, что у Санатаны было семь золотых монет. На самом деле они были не у него, а у Ишана. Хозяин радушно встретил их, предложил прекраснейшую комнату и еду.
Санатана заподозрил неладное, ведь обычно владельцы постоялых дворов никогда ничего не дают даром, почему же этот так гостеприимен? «У тебя есть золотые монеты?» — с подозрением спросил он у Ишана. Тот вручил ему шесть золотых монет. Санатана Госвами позвал хозяина, отдал ему монеты и
сказал: «Не мог бы ты провести меня через эти горы? Мне нужно добраться до Бенареса и выбраться из этой опасной местности». — «Нет-нет, — ответил хозяин. – Честно говоря, этой ночью я собирался тебя убить и обокрасть, но ты такой хороший человек, оставь эти монеты себе, я не возьму их». — «Из- за них меня может убить кто-то другой, — возразил Санатана. — Я буду в большей безопасности, ничего не имея. Забирай их себе». Но хозяин
ответил: «Мой астролог сказал, что у тебя семь золотых монет. Пусть будет так, оставь одну себе». Выяснилось, что он даже знал точную сумму. Хороший же был у него астролог.

Так Санатана Госвами понял, что Ишан все еще сохранял множество материальных привязанностей и полностью не предался Господу. «Забирай золотой, — сказал он ему, — и возвращайся домой. Дальше я пойду один».

Господь Кришна проверяет преданных в различных жизненных ситуациях, чтобы они были вынуждены все больше и больше предаваться Ему, сосредотачиваться на преданном служении и полностью зависеть от Него. Это похоже на чистку.

Однажды Шрила Прабхупада, давая в Маяпуре лекцию по «Молитвам царицы Кунти», объяснял стих акинчана гочара. Он сказал, что Кришну в совершенстве познают лишь те, у кого ничего нет, то есть акинчана. «Как замечательно ничего не иметь», — особо подчеркнул он, и сделал это так выразительно и впечатляюще. Разумеется, ничего не иметь – это не значит внешне ничего не иметь. Это значит понимать, что все принадлежит Кришне.
Нет ничего, кроме Кришны и Его энергии. Все является собственностью Кришны. Человеку ничего не принадлежит. Тот, кто действительно понял это, поистине обладает глубоким духовным видением.

Мы смотрели одну из архивных видеозаписей Шрилы Прабхупады, где он все время акцентировал: «Кришна — владелец всего. Это должны понять на международном дипломатическом уровне. Бог — обладатель всего». Это кажется таким простым, что и дураку понятно, но на самом деле это глубокая мудрость. Если каждый сможет понять, что Кришна, или Бог, — Верховный владыка, то проблемы экологии, международных отношений, разногласий между Севером и Югом, Востоком и Западом и многие другие, с которыми мы сталкиваемся каждый день и о которых читаем в газетах, будут решены!
Сарвалока махешварам: Кришна, Бог, — владелец всего, поэтому мы должны использовать все в соответствии с Его волей. Но поскольку люди считают себя хозяевами материального мира и бездумно эксплуатируют природу, возникают различные катаклизмы: парниковый эффект и пр. Они ломают голову над решением этих проблем,  но не догадываются, что они вызваны непониманием верховного положения Господа. Они думают: «Это моя собственность. Я могу делать все, что угодно». И теперь сами становятся свидетелями мирового дисбаланса, от последствий которого им приходится страдать. Основная формула, данная Ведами: все является собственностью Кришны, — следовательно, всем нужно распоряжаться разумно. Это настолько важно, что если каждый сможет понять это и применить на практике, все проблемы будут решены.

Полная зависимость Санатаны Госвами от Кришны

Санатана Госвами понял, что Ишан еще далек от полного предания себя Кришне, и отправил его домой. Он продолжил свой путь один, без денег, всецело полагаясь на Господа. Он в прямом смысле слова принял санньясу, даже внешне полностью предавшись. И когда в конце концов Санатана Госвами пришел в Бенарес к Чайтанье Махапрабху, Господь был так рад видеть его, что тут же обнял. Шрила Прабхупада описывал, каким ликованием была наполнена эта встреча — похожим на то, какое гопи испытывают, воссоединяясь с Кришной после долгой разлуки. Наконец-то Санатана Госвами смог снова встретиться с Чайтаньей Махапрабху! Его экстаз был таким же сильным. Шрила Прабхупада сидел здесь, в Горакпуре, и читал об этих играх со слезами на глазах. В то время Радха-Мадхава из Маяпура путешествовали вместе с ним. Он настолько погрузился в эти эмоции, что не мог говорить.
Он замолчал, слезы хлынули из его глаз, и на четыре-пять минут воцарилась тишина. Он сидел молча, а потом прерывистым голосом попросил нас воспевать Харе Кришна.

Казалось, что, описывая игры Господа Чайтаньи и Санатаны, Шрила Прабхупада переживал такой же экстаз. Такова особая милость святого имени и «Бхагаватам». Если вы, очистив свое сознание и полностью сосредоточившись, будете внимательно слушать эти имена и послание «Бхагаватам», вы сможете испытать такие же эмоции, какие испытывают чистые преданные. Как в безбрежных просторах небес парят птицы на разной высоте — орлы поднимаются ввысь на несколько миль, а воробьи — всего лишь на несколько сот ярдов, — так и люди, в соответствии со своими способностями, находятся на разных уровнях осознания. Какие-то рыбы могут плавать на большой глубине, а какие-то держатся на поверхности. Так или иначе, каждый может почувствовать хоть каплю нектара, если пожертвует своим сознанием и вниманием.

Как всегда предаваться Кришне

На примере Гаджендры мы видим, как обычная опасная ситуация материального мира послужила толчком к принятию полного прибежища у Кришны, Верховной Личности Бога, вседствие чего Гаджендра был освобожден. Подобным образом, все, что происходит в нашей жизни, нам нужно воспринимать как возможность больше предаться Кришне. В опасности ли мы или на пике славы, майя всегда будет стремиться стянуть нас вниз и сделать более материалистичными. Когда мы занимаемся санкиртаной, распространением книг, и день выдался удачный, она нашептывает нам: «Ты такой великий и замечательный преданный, у тебя так все хорошо получается, ты — то, се, ты — лучше всех», — и мы раздуваемся от гордости. Но на следующий день результаты уже не те, и мы
говорим: «Ничего хорошего нет в преданном служении. Мне нужно пойти домой.
Там было гораздо лучше».

Когда у нас все в порядке, то нужно помнить слова «Бхагаватам», гуру и вайшнавов, что все это — милость гуру и Кришны. Мы должны думать: «Хотя я самый незначительный и самый падший из падших, Кришна настолько милостив ко мне, что позволил быть инструментом в Его руках и передать Его милость обусловленным душам в виде трансцендентной книги». Или, если книги берут неважно, то думать: «Никакой я не преданный. Я такой падший, что не могу быть хорошим инструментом в руках Господа. Мне нужно больше предаваться, стать более решительным в преданном служении». Все события, происходящие с нами, можно толковать двояко: идти по пути майи или по пути Кришны.

Нам нужно усвоить важный урок — то, как Гаджендра воспользовался опасной ситуацией, чтобы принять прибежище у Кришны. Мы должны действовать так же в любых обстоятельствах, в каких бы мы ни оказались, — все больше предаваться Кришне. Иной раз человек попадает в беду, подобную беде Гаджендры, когда речь идет о жизни и смерти, и ему приходится предаваться и становиться более серьезным в преданном служении. Но зачем же ждать трудностей? Опасность и так подстерегает нас на каждом шагу. Лучше предаться прямо сейчас, зачем откладывать?

Прабхупада говорил, что разумный человек учится на примере других. Если все выходят на улицу и мокнут под дождем, то он возьмет зонт и не промокнет. Если начнется эпидемия, и все заболеют, он примет меры предосторожности, чтобы не заразиться. Майя не дремлет, она всегда старается напасть. Она постоянно атакует. Пока мы не избавимся от материального тела, майя всегда будет ждать подходящего случая, чтобы повлиять на нас. До тех пор пока мы находимся в материальном мире, мы не сможем избежать ее соблазнов. Но, изучая книги Шрилы Прабхупады, «Шримад- Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамриту» и др, мы сможем выявлять эти соблазны и не обращать на них внимания. Нужно постараться услышать указания Кришны, слова садху, гуру, вайшнавов и шастр, и принять их. Таким образом мы преодолеем любые препятствия, поскольку Кришна трансцендентен ко всему материальному. Таков смысл этого стиха.

Все сущее в материальном мире исходит из Кришны и вновь входит в Него.
Кришна существует всегда: до сотворения материального мира и после его разрушения. Он трансцендентен. Поэтому, завися от Кришны, мы становимся трансцендентными к материальным обстоятельствам. Гаджендра пришел к этому
заключению: вместо того, чтобы зависеть от большого слоновьего тела и каких-либо материальных условий, он просто предался Кришне. «Ты — единственный, на кого можно положиться. Все остальное прекратит свое существование. Даже Брахма, даже вся вселенная будут уничтожены, но Ты вечен, и я принимаю у Тебя прибежище».

«Я – самый великий», — заявляют знаменитые боксеры-чемпионы. Но позднее они не могут ни говорить толком, ни ходить, поскольку боксерскими перчатками им выбили все мозги. Им на смену приходит следующий великий.
Такова иллюзия материальной жизни: человек из кожи вон лезет, чтобы завоевать золотую Олимпийскую медаль, стать великим чемпионом или видным политиком, но всему этому приходит конец. Со временем все меняется. Кто-то приводил наглядный пример этого: как черви ползают друг по другу. Один червяк заползает на самую вершину кучи, но через какое-то время его сталкивают вниз другие, и следующий оказывается на высоте. Все эти события с большим энтузиазмом освещаются в прессе. Но вечный Господь превыше всей этой борьбы материального мира, и людям нужно Его осознать. Долг преданных — дать это знание людям. Лишенные его, они слишком сосредоточены на борьбе материального мира.

Подобно Гаджендре, мы должны понять, что в этой битве нас ждут и победы, и поражения, но если мы примем прибежище у Кришны, мы выиграем и станем настоящими победителями, поскольку Кришна — единственный, кто может дать полную защиту. И жизнь того, кто пытается принять полное прибежище у Кришны, уже увенчалась успехом. Он живет под защитой Кришны, в экстазе движения санкиртаны, наслаждается преданным служением Ему. Оставляя свое материальное тело, он отправляется к Кришне и продолжает вечно Ему служить. И жизнь, и смерть его совершенны.