15 часть. Преданные должны обладать брахманическими качествами

  • на Vanamali
  • 17 октября, 2007
  • Комментарии к записи 15 часть. Преданные должны обладать брахманическими качествами отключены

Преданные должны обладать брахманическими качествами

Вайшнавы уже являются брахманами

Шрила Прабхупада хотел, чтобы преданные были выдающимися вайшнавами, что означает чистыми преданными. Чистый преданный обладает всеми качествами брахмана, а также чистой преданностью. Однажды Шрилу Бхактивиноду Тхакуру пригласили выступать перед большим собранием брахманов. Вместо себя он послал своего сына Бхактисиддханту Сарасвати Тхакуру. В то время он, несмотря на свою юность, был уже очень эрудированным ученым и настоящим вайшнавом. Брахманы знали, что он немного прямолинеен, и побаивались его речи. Как же были они удивлены, когда он начал прославлять возвышенные качества брахманов.

Говоря о двенадцати качествах брахманов, описанных в «Шримад-Бхагаватам», он объяснил, как эти качества возносят брахманов на вершину всего общества. Он всячески прославил и возвеличил брахманов, закончив описание качеств, и они, слушая его лекцию, все больше и больше радовались и изумлялись. Такого они явно не ожидали! В самом конце Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура заявил: «Конечно, брахманы должны попытаться стать вайшнавами!»

Он начал объяснять, кто такой вайшнав. Вайшнав обладает всеми двенадцатью качествами брахмана, а также чистой преданностью Кришне. Брахман-вайшнав еще более возвышен, чем брахман. Несколькими заключительными меткими фразами он доказал, что вайшнавы выше брахманов. Они были сражены наповал!

Опасность падения

Даже если брахман очень чист и заслуживает уважения, когда он сходит с духовного пути, то, без сомнений, попадает в руки ямадутов. Аджамила обладал всеми замечательными качествами брахмана, но позже, пав, утратил их и стал ужасным грешником. Его ждало наказание. Только благодаря беспричинной милости Господа он смог произнести имя Нараяны в последнюю минуту жизни. Его собирались утащить на Ямалоку и подвергнуть там адским мукам. Поэтому не следует думать: «Ну, я так много сделал для Кришны, так много занимался брахманической деятельностью. Ничего плохого, если я сейчас чуть согрешу. Я свой долг выполнил». Ямадуты только того и ждут, как они поджидали и Аджамилу. Иногда вы слышите истории о том, как преданные падают и начинают грешить, а если вы пытаетесь занять их преданным служением, говорят: «Я столько служения выполнил, а сейчас хочу наслаждаться». Как будто выполненное преданное служение — это индульгенция, дающая право на греховные удовольствия!

Аджамила никогда не говорил так беззастенчиво, он просто скатился вниз и обо всем забыл. Нам не известно, проповедовал ли ему кто-то позднее. Чтобы защититься от падения, мы должны продолжать преданное служение и принять прибежище у Кришны. Господь Капила объяснял Своей матери Девахути, как мы вращаемся в круговороте рождения и смерти материального мира. Находясь во чреве, среди крови и экскрементов, мы молим Кришну: «Пожалуйста, вызволи меня отсюда, и я стану преданными». Но, появившись на свет и ползая, как желудочные черви, мы забываем о своем обещании и лишь мочимся и испражняемся повсюду. Это причиняет много неудобств: появляются бактерии, мухи и клопы, начинается зуд. Особенно тяжко младенцам в жарких тропических странах. Их кусают насекомые, но они ничего не могут поделать, чтобы защитить себя. Они просто маленькие беспомощные существа. Родители гадают, чего малыш хочет, и что-нибудь ему подсовывают. Он, может, хочет, чтобы из его пеленки вытащили жучка, а мама льет ему в рот молоко, думая, что он голоден. Это длится примерно первые пять лет жизни, после чего ребенок становится маленьким мальчиком или девочкой и хочет играть. Раньше для игр им нужны были игрушки, но сейчас, с приходом коммерциализации и появлением телерекламы, им хочется собственную видеоигру или компьютер.
Они плачут и сильно расстраиваются, не получая этого! Искусственные потребности в игрушках приносят много страданий. Конечно же, раньше детство, наполненное играми, длилось с пяти до шестнадцати лет. Но сейчас из-за пагубного влияния Кали-юги дети рано взрослеют и уже в одинадцать- двенадцать лет занимаются тем, чем раньше занимались после шестнадцати!

Когда я был в Испании, в прессе появилась большая статья о том, что двенадцатилетняя девочка родила ребенка, став самой молодой матерью Европы. Думаю, для Америки это не ново. Период отрочества быстро сокращается. И в старших классах подростки уже пытаются походить на
взрослых:  покупают пиво, просят кого-нибудь дать им сигарет и прочего. Но в ведической традиции до шестнадцатилетнего возраста человек был ребенком, мальчиком или девочкой, а потом становился юношей или девушкой. Так изменилась продолжительность детства.

Капиладева говорил о том, что мы чересчур привлекаемся противоположным полом. Половое влечение присуще в большей или меньшей степени каждому в материальном мире — не только людям и животным, но даже великим полубогам и риши. Капиладева объяснял, что именно это удерживает нас в оковах материального существования. Именно половое желание — самое сильное из желаний удовлетворения чувств.

Преодолевая иллюзию

Мадана-Мохана — это имя Кришны, который настолько привлекателен, что привлекает даже Купидона. Купидон известен тем, что побуждает нас удовлетворять чувства, и главное, привязываться к половой жизни. Но самого его влечет к Мадана-Мохану. Следовательно, поклоняясь Радхе-Мадана-Мохану, мы сможем побороть в себе материальные привязанности к чувственным удовольствиям, в том числе и к сексу.
 
Аджамила был настоящим брахманом, и мы знаем, что привело его к падению:
охватившее его желание незаконного секса. Одно за другим он утратил все свои хорошие качества. Чтобы защититься от такой деградации, нам нужна особая милость Радхи-Мадана-Мохана. Тогда мы сможем сосредоточиться на служении Кришне и тем самым удовлетворить Его. Радхарани была полностью сосредоточена на желании удовлетворить Кришну. Медитируя на Ее бескорыстное преданное служение, Шри Чайтанья Махапрабху испытывал величайший трансцендентный экстаз. Если мы полностью сконцентрируемся на служении Нитай-Гаурачандре, то сможем развить чистую любовь к Радхе и Кришне и преодолеть все уловки майи. Она дурачит нас, заставляя думать, что мы можем стать счастливыми с помощью каких-то материальных методов или что материальные вещи принесут нам больше счастья, чем чистое преданное служение Радхе и Кришне.

Цель майи — погрузить нас в иллюзию, посулив сделать все возможное для нашего счастья. Поэтому нам нужна милость Радхи-Мадана-Мохана, Нитай- Гаурачандры, Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, чтобы положить конец наполненным иллюзией жизням и сконцентрироваться на бескорыстном желании служить Их Светлостям.

Если мы сосредоточены на желании служить Кришне, то в нас сами собой проявятся брахманические качества, и так мы сможем защититься от падения.
Люди с такими качествами нужны обществу. В западных странах практически нет ни одного брахмана с рождения, но если у преданных, находящихся в сознании Кришны, есть сознающие Кришну дети, тогда в будущем их детям будет легко быть преданными. Так говорил Шрила Прабхупада.

Обучаясь брахманическим качествам

Очевидно, что родители воспитали Аджамилу наилучшим образом. Все эти хорошие качества в нем не проявились бы случайно — их ему привили. Он знал, как произносить ведические мантры, с почтением относился к духовному учителю. Это значит, что родители наставляли его, что нужно принять прибежище у гуру. Живя у гуру, он научился произносить ведические мантры и исполнять указания Вед. Обязанность родителей — обучить детей сознанию Кришны, чтобы они могли приобрести хорошие качества. Но для начала они сами должны ими обладать, поскольку дети учатся на примере взрослых.

Брахман правдив

Когда отец Господа Нитьянанды Хадай Оджха пообещал санньяси, что отдаст ему все, что бы тот ни пожелал, санньяси сказал: «Отдай мне Нитьянанду. Он будет моим спутником и учеником». Хадай задумался: «Я не могу отказать санньяси, поскольку брахман никогда не обманывает. Он всегда честен».

Этому принципу следовали так строго, что брахманов и даже великих царей- кшатриев называли «сатьяванами». Некоторые беспринципные цари, прибегавшие к дипломатическим уловкам, обманывали других. Но в основном цари, подобные Дашаратхе и Юдхиштхире, славились как сатьяваки или сатьяваны — те, кто всегда говорят правду. Все, кто принадлежал к варне брахманов (или касте, сословию, жрецов и людей интеллектуального труда), были правдивы по природе. Приходя к брахману и спрашивая его о чем-то, человек не сомневался в том, что он говорит правду. Таково было величие брахманов.
Если бы они оставались на той же высоте, все общество очень уважало бы и ценило и.

Шрила Прабхупада хотел, чтобы преданные приобрели брахманические качества, и тогда все общество уважало бы их за хороший характер, хорошее поведение и хорошие качества. Эти качества перечислены в описании замечательного характера Аджамилы до падения. Он строго исполнял все ведические предписания и на них, день за днем, построил всю свою жизнь. Очень важно, чтобы, становясь преданными, мы считали священные писания своей матерью, а гуру — своим отцом. Мы обязаны и клянемся следовать ведическим предписаниям, особенно тем, которые изложены в «Бхагавад-гите» и «Шримад- Бхагаватам» и предназначены для преданных.

Можно не следовать многочисленным предписаниям карма-канды, или ритуалам для тех, кто стремится к плодам своего труда, упомянутым в Ведах. Но нужно следовать тем, которые даны преданным. Если кто-то перестает делать это, его считают падшим или сошедшим с пути преданного служения. Ему нечем гордиться. Похвально пытаться следовать ведическим предписаниям. Если мы отклоняемся, нам должно быть стыдно. Благочестивые индусы высоко ценят то, что преданные следуют предписаниям Вед, хотя и понимают, что  в своем следовании преданные не так строги, как должны бы быть. Им нравится оказывать преданным какое-то служение, чтобы как-то помочь им исправить свои ошибки.

Лучше всего следовать всем ведическим предписаниям. Если кто-то не может делать это, то, по крайней мере, должен раскаиваться и пытаться совершить какое-нибудь жертвоприношение или служение, чтобы исправиться. Но бывает, что человек не следует никаким правилам и предписаниям священных писаний, а когда его пытаются занять преданным служением, отвечает: «Я следовал всему этому много лет, а сейчас не буду». Это означает, что он встал на путь деградации, как когда-то Аджамила. Гордиться тут нечем.

Вначале Аджамила не был плохим человеком или плохим преданным. Он был хорошим брахманом. Он поклонялся Кришне, ходил собирать цветы для предложения Божествам, но затем пал и расплачивался уже за все совершенные грехи.  

Итак, брахманы были очень правдивы. Хадай Оджха, даже зная, что умрет без Нитьянанды, думал: «Если я обману, то научу своего сына-брахмана быть лжецом. Если брахманы будут лгать, их слова перестанут ценить». Не желая подавать сыну дурной пример, он решил: «Лучше умереть, но сдержать слово и быть для сына хорошим примером». Таким характером они обладали. После ухода Нитьянанды Хадай Оджха умер от разлуки с Ним.

Брахманы-преданные клянутся перед священным огнем следовать регулирующим принципам, повторять Харе Кришна и заниматься преданным служением. Какой же прекрасный пример показывают они своим детям, просто соблюдая эти обеты! Они учат тому, что брахманы правдивы: никогда не нарушают обещаний.

Во время войны, описанной в «Махабхарате», Кришна приказал
Юдхиштхире: «Скажи, что Ашваттхама мертв». Колесница Юдхиштхиры была единственной на поле битвы Курукшетра, которая парила над землей. Пока он раздумывал, выполнять ли наставление Кришны, она опустилась на землю.
Юдхиштхира видел, что на другой стороне, вне поля зрения Дроначарьи, Ашваттхама все еще сражается. Зная его колебания, Кришна сказал ему: «Слон Ашваттхама умер, поэтому ты можешь сказать: «Ашваттхама, — и более тихим голосом, — слон — умер». Он посоветовал сделать это ради высшей цели. На самом деле слон по имени Ашваттхама только что умер. Так что Кришна не просил своего преданного солгать. Все, что бы Он ни говорил, истинно, но Юдхиштхира засомневался: «Неужели Кришна просит меня сказать ложь?» Из-за своих сомнений в Кришне он упал с трансцендентного положения.

Возможно, в каких-то редких случаях преданный вынужден сказать правду таким образом, что ее поймут иначе, но делается это только тогда, когда на кону стоят интересы Кришны и есть уверенность, что Он одобрил бы это.
Нельзя допускать, чтобы это вошло в привычку и использовалось для собственного чувственного наслаждения.

Другие качества брахмана

Аджамила обладал и другими качествами. Мягкий и добрый, он держал свой ум и чувства под контролем. Ум и чувства всегда беспокойны. Если даже в Сатья- югу Аджамиле приходилось сражаться с ними и обуздывать их, то что же говорить о Кали-юге, когда вокруг так много возбуждающих внешних факторов.
И все же мы должны контролировать ум и чувства. Нельзя позволять им блуждать, где захочется. Ум нужно приводить в порядок. В нем может быть уйма бредовых мыслей, но их надо отбрасывать, и ставить ум на место.

Родители учат детей, особенно в брахманических семьях, уважать родителей, бабушек и дедушек и почитать гостей. Атитхи-сева, служение гостям, является важной частью ведической культуры. Если в дом приходит гость, то его нужно очень радушно встретить и послужить ему. В ведической культуре этому придается большое значение. Есть высказывание: атитхи Нараяна —  «Служение гостю равнозначно служению Нараяне». Даже сейчас, когда преданные выездной санкиртаны попадают в дом высокоуважаемой индийской семьи, их принимают с огромным почтением и уважением, предоставляя всевозможные удобства.

Бедный человек из-за недостатка средств не в состоянии принять нас, но все равно у него есть дух служения гостям. Конечно, мы готовим Божествам, предлагаем и раздаем прасад всем членам семьи. Я слежу за тем, чтобы прасад достался каждому. Хозяева счастливы, что садху пришел к ним в гости, и чувствуют, что весь их дом очистился. Другие начинают
приглашать: «Пожалуйста, зайдите к нам, почему вы только там гостите? Вы должны прийти в наш дом тоже».

Когда преданные плавают на лодке вверх и вниз по Ганге и ее притокам, а также по различным рекам возле Маяпура, то, выходя на берег, они берут с собой Гауру-Нитая и обходят с Ними всю деревню. Люди ждут их у порогов своих домов. Лишь заслышав приближение преданных, женщины выходят за ворота с подносами, наполненными рисом, или падди, на вершину которых ставят светильники из камфары или гхи, предлагают арати и
умоляют: «Пожалуйста, занесите Божества к нам во двор, чтобы весь наш дом очистился благодаря Их визиту». Иногда можно увидеть, что они берут ароматическую воду, брызгают ее на стопы преданным, которые несут Божества, а после того, как те проходят дальше, катаются по этой воде, чтобы освятиться пылью с их лотосных стоп. И это делают почтенные женщины!
Так сильно они уважают преданных!

Вот почему нужно идти и проповедовать людям у них дома. Тогда вы поймете их и узнаете, насколько они соответствуют ведической культуре. Она все еще сохранилась. Но если вы, приехав в Индию, видите только таксистов, рикш и лодочников, то не получите истинное представление о ведической культуре!
Тот, кто тянет рикшу, не обладает возвышенным сознанием. Тем не менее, остатки ведической культуры в Индии найти еще можно.

Во времена Аджамилы все брахманы обладали брахманическими качествами.
Когда Аджамила утратил их, то стал изгоем. Он не мог выйти на люди. Но пока он обладал ими, даже цари кланялись ему — так сильно его уважали.
Хотя Аджамила был брахманом от рождения, он пал, превратившись в вора и мошенника, и утратил свое положение. Он был преступником. Его разыскивала полиция. Его разыскивали ямадуты. Они дрались за него. С ним желали поквитаться очень многие люди — все бандиты!

По милости Господа Чайтаньи даже тот, кто родился вне ведической культуры и не имеет никаких шансов, может возвыситься до уровня вайшнава и приобрести все брахманические качества. Но так легко снова впасть в иллюзию! Аджамила родился в этой культуре и обладал хорошими качествами, но из-за дурного общения и некоторого лицемерия пал. Один грех приводил к другому и он стал отпетым негодяем и грешником.

Избегая материалистичного общения

Тот, кто вырос в западном обществе, не считает мясоедение, одурманивающие вещества, незаконный секс и азартные игры чем-то предосудительным. Если мы начнем свободно общаться с такими материалистами, то можем вновь заразиться от них материалистическим образом жизни. Поэтому мы должны быть очень осторожными, принять полное прибежище Радхи-Мадана-Мохана, Нитая- Гаурачандры и продолжать заниматься преданным служением. Благодаря нему мы сможем преодолеть пагубное влияние майи и, как того хотел Прабхупада, обрести все хорошие качества.

Согласно системе определения касты по рождению, если кто-то родился брахманом, то, даже если он делает всякие глупости, все равно считается брахманом. Мы не признаем это. «Гита» ссылается на гуну и карму — брахмана определяют по его качествам и деятельности. Также мы не считаем, что если кто-то получил инициацию пусть даже у самого возвышенного духовного учителя во всем мире, то может заниматься всякой ерундой и все равно называться настоящим преданным. Если он следует наставлениям, то достоин всяческого уважения и великого духовного наследия. Но, отклоняясь, он становится падшим, и его будут считать таким же, как Аджамила или кто- либо другой, сошедший с истинного пути. Тогда его будут относить к брахма- бандху — падшим брахманам, друзьям брахманов.

Мы не должны впадать в иллюзию и оправдываться: «Я занимался служением так долго». Если мы служим, движимые ложной гордостью, плохо себя ведем, гневаемся, завидуем или хвастаемся, значит, нас ведет майя, влияя на наш ум и ложное эго и сбивая с пути преданного служения. Мы не принимаем руководство Сверхдуши в сердце.

Мы должны обладать этими качествами: быть правдивыми, почтительными, свободными от тщеславия, честными, благожелательными по отношению ко всем живым существам, хорошо вести себя и никогда не говорить вздор о чем- нибудь или о ком-нибудь. Это качества брахмана, а также вайшнава. Всякий раз, видя брахманические качества, мы должны признавать, что именно так должны вести себя.

Преданное служение разовьет в нас хорошие качества

Пытаться приобрести эти качества одно за другим очень сложно. Но если мы заняты преданным служением, они разовьются в нас сами собой. Мы знаем о них из священных писаний, и если вдруг майя захочет заставить нас делать глупости, мы скажем ей «нет». Аджамила совершил лишь одну ошибку. Он не сказал «нет». Когда появляется соблазн, и вы, не устояв, предаетесь майе, она шаг за шагом уводит вас с духовного уровня, пока в конце концов вы не окунетесь в нее с головой. Так что намного легче сказать «нет» с самого начала, пока майя только лишь подкидывает уму идеи и мы еще не успели нагрешить.

Трудно же было майе стащить брахмана до положения вора. Сначала она заставила его лгать и лицемерить, влияя на него очень тонко. Постепенно его желание возросло, в нем начали бурлить страсти, и в конце концов он так запутался, что из чувства ложной гордости бросил семью.

Стать преданным непросто. Приходится выдерживать столько испытаний майи.
Чтобы полностью обуздать свой ум, бхакты тратят несколько месяцев или даже лет. Кому-то это сделать так и не удается. Наконец, обретая веру в духовного учителя, они вручают себя ему, занимаются преданным служением, получают инициацию, и так далее. Намного легче победить майю на тонком уровне. Но как только мы начинаем слушать ее и забываем слова гуру, или просто с ним не советуемся, то принимаем уже собственные решения и на советы вайшнавов отвечаем: «Нет-нет, я знаю, чего хочет мой гуру, а вы ничего не знаете. Мне не нужно вас слушать. Вы просто так говорите. Вы ничего не знаете, а я-то все знаю. Все нормально, я могу заниматься всякой ерундой, на самом деле это не ерунда, потому что я все знаю». Так ум может сделать черное белым, а белое черным. Это майя. Майя означает «то, чего нет». Чего нет? Она заставляет нас считать плохое хорошим, а хорошее плохим. Поэтому нам нужно быть очень осторожными и следовать только тому, что говорят гуру и священные писания, и не слушать майю.

Чтобы четко сказать майе «нет», нам нужно быть пессимистами.
В «Бхагаватам» говорится, что мы должны с пессимизмом взирать на материальное счастье и материальные чувственные удовольствия. Как бы майя ни убеждала нас, что, сведя к минимуму преданное служение, мы будем счастливы, мы должны настроиться пессимистично и ответить: «Нет. Я никогда не буду счастлив, отказавшись от преданного служения. Это только сделает меня рабом майи и принесет новые страдания. Я могу быть счастливым и процветать, только полностью погрузившись в преданное служение и связав всю свою жизнь со служением Господу Кришне». С таким убеждением можно уничтожить влияние майи. Но если вы будете оптимистом, думая: «Да, майя сделает меня счастливым», — тогда вам конец.