Маяпур, Радхаштами 2007

  • на Vanamali
  • 25 ноября, 2007
  • Комментарии к записи Маяпур, Радхаштами 2007 отключены

Лекция Шрилы Джаяпатаки Свами прочитанная на Радхаштами в Маяпуре 20 сентября 2007 г.

ГУРУ МАХАРАДЖА: Хари Шаури Прабху уже прочитал стих и комментарий.

Итак, сегодня Радхаштами. Это очень особенный день, потому что, если довольна
Радхарани, то очень доволен и Кришна. И сегодня тот день, когда мы можем очень
легко получить особую милость. Кришне больше нравится, когда служат Его
преданному, чем Ему Самому, а самая дорогая Ему преданная — Радхарани. Поэтому,
служа Радхарани, мы можем получить необычайную милость. Сейчас уже открылись
палатки перед храмом, где можно купить что-то и предложить Радхарани. Праздник
этот продлится недолго. Прабхупада однажды говорил, что в День Явления Кришны
преданные должны поститься до полуночи, так как Он явился в полночь, но
Радхарани более милостива, Она явилась в полдень, и нам нужно поститься только
до полудня. (Все смеются.) Но за этот короткий день нам нужно вместить в себя
как можно больше милости и совершить как можно больше служения.

Радхарани, как уже говорил Хари Шаури Прабху, — очень сокровенная таттва. Мы не
хотим никоим образом оскорблять Ее. Как, например, вы знаете, что Радха-кунда,
согласно «Упадешамрите», — самое священное место. Но какое-то время назад
преданные приходили на Радха-кунду и плавали там, как в бассейне: прыгали,
резвились и плескались. И Прабхупада запретил совершать там омовение. Долгое
время преданные ИСККОН не омывались в Радха-кунде, потому что боялись
как-нибудь оскорбить ее. Действительно, не следует плавать в таком святом
месте. Что нужно делать? Совершать омовение. То есть вы заходите в воду —
раз-раз-раз — три раза окунулись и вышли. Я слышал, что позже при некоторых
обстоятельствах Прабхупада разрешал преданным омываться в Радха-кунде.
Несколько лет назад мы были там с сафари. Нашим проводником был Дина Бандху
Прабху, он рассказывал, как появились Радха-кунда и Шьяма-кунда. Нас
предупреждали: «Может, какие-нибудь бабаджи или радха-кунда-васи остановят вас
при малейшей попытке омыться». Мы прочитали молитвы, поклонились Радха-кунде, и
каким-то чудом именно в тот самый момент погасли огни, и мы осторожно совершили
омовение. Как я сказал преданным: «Одна секунда — и на выход». Я слышал, как
однажды один преданный захотел переплыть Радха-кунду и был атакован черепахами.
Понятно, что нужно совершать омовение с огромным почтением. Я видел, как это
делают брахманы-священники: сперва ачаман, ом апавитро, затем небольшая пуджа и
довольно формальное омовение. Таковы правила. Они делают все очень почтительно,
и так и должно быть, мы же иной раз относимся к этому несерьезно. Нужно
избегать оскорблений, выражать благоговение и почтение. Мы стремимся обрести
чистую любовь к Радхе и Кришне и ни в коем случае не хотим никого оскорблять.
Пока мы еще не достигли уровня чистой любви, и, естественно, должны быть
почтительными.

Рассказывал ли я вчера о явлении Радха-кунды? Нет. Хорошо. Итак, Кришна спас
бриджабаси от Ариштасуры. Ариштасура — это бык, демон. Кришна сражался с ним,
таскал его туда и сюда, так что на земле осталась вмятина, и в конце концов
победил его. За сражением наблюдали гопи. Кришна поинтересовался: «Ну, как это
было?» Радхарани, как известно, всегда немного себе на уме и делает жизнь
Кришны более интересной. Гопи сказали Кришне: «Мы не пойдем сейчас танцевать с
Тобой, Ты только что убил быка! Ты совершил го-хатью, убийство коровы, быка.
Поэтому Ты осквернен. Мы не хотим даже притрагиваться к тому, кто убил быка». —
«Но это же был демон!» — «Нет-нет, все равно, это был бык, Ты совершил
го-хатью, убийство коровы, убийство быка — такую апарадху. Так что, пока Ты не
очистишься, мы с Тобой не желаем общаться». Кришна не желал долго канетелиться,
Он призвал все святые реки и велел им наполнить своими водами кунду. Все святые
реки наполнили собой кунду, и так появилась Шьяма-кунда. Кришна омылся в этих
святых водах и вышел на берег: «Теперь я очистился». Он пригласил Радхарани и
гопи: «Идите сюда, омойтесь в Моей кунде». Но Радхарани ответила: «Я хочу Свою
собственную кунду». — «Но Я же приглашаю Тебя омыться в Моей кунде, зачем Тебе
нужно…» Она была непреклонна. И тогда Радхарани распространила Себя в
миллионы гопи, которые стали голыми руками копать Радха-кунду. Так много было
рук — тысячи, сотни тысяч, — и в считанные минуты появилась кунда. Кришна был
поражен. Затем Он предложил: «Я дам вам в Радха-кунду воду из Шьяма-кунды». Но
Радха ответила: «Нет-нет, Я не хочу Твою воду. Я пошлю Своих гопи за пределы
этой планетной системы на Сваргалоку, чтобы они принесли Манаси-Гангу с райских
планет и наполнили Мою кунду ее водами». Но тут святые реки, спросив разрешение
у Кришны, пали к Ее стопам: «Ты — Верховная богиня, Ты — самая лучшая преданная
Кришны. Мы тоже хотим служить Тебе. Пожалуйста, не лишай нас возможности
служить Тебе. Мы хотим наполнить Твою кунду всеми нашими святыми водами». То
была просьба святых рек, а не Кришны, и поэтому Радхарани посмотрела на Лалиту.
Лалита слегка кивнула — «Ладно». Тогда Она согласилась: «Хорошо, пусть ваши
воды наполнят Мою кунду». И гопи вырыли канал от Радха-кунды к Шьяма-кунде, и
все святые воды из Шьяма-кунды влились в Радха-кунду. Таким образом появились
на этой планете Радха-кунда и Шьяма-кунда. Я опустил, может, некоторые детали,
которые не смог вспомнить.

Сегодня утром один преданный показывал мне книгу, где говорилось, как
Шьяма-кунда и Радха-кунда появились на Голоке Вриндаване.

Однажды Радха и Кришна сидели и наслаждались обществом друг друга, как вдруг
Кришна стал очень… — кажется, здесь множество пчел, летающих вокруг и ищущих
мед. Радхаштами. Пчелы прилетели. Это пчелы? Похожи на пчел. Мед игр Кришны. —
Итак, Кришну охватило чувство разлуки с Радхарани, и Он проникся умонастроением
Радхарани, Его тело стало такого же цвета, как у Радхарани — Он принял Ее
форму. Кришна побежал в лес, крича: «Кришна! Кришна!» Радхарани была поражена
тем, как Кришна принял Ее форму и испытывает такую сильную разлуку, какую порой
испытывает Она. Тогда Ее тоже захлестнули эмоции, Она приняла форму Кришны и
стала звать Радху. Такие удивительные игры происходят на Голоке Вриндаване.
Кришна в форме Радхи, а Радха в форме Кришны — Они испытывали чувство разлуки
друг к другу. И это чувство разлуки было настолько сильным, что Они начали
плакать. Потоки слез полились из Их глаз, и образовались два пруда — две кунды,
наполненные слезами. И затем… мне кажется, Кришна стал извиняться перед
Радхарани за то, что Ей пришлось так сильно страдать, такую сильную разлуку
испытывать, или же Радхарани извинялась… Кто-то из Них извинялся. Наверно,
все-таки Кришна. Он сказал: «Смотри, два пруда наполнились слезами Твоей любви.
Вот это будет Шьяма-кунда, а Твоя будет Радха-кунда». После этого Радхарани в
форме Кришны вошла в Радха-кунду и, омывшись, вышла уже вновь как Радха с
присущей Ей бхавой. А Кришна в форме Радхи вошел в Шьяма-кунду и вновь стал
Кришной с присущей Ему бхавой. На Голоке Вриндаване в духовном мире также есть
Радха-кунда и Шьяма-кунда. Они — слезы любви Радхи и Кришны.

Прабхупада был весьма осторожен, говоря на темы Радхаштами. Однажды он
рассказывал о том, как разные великие личности, такие как Будда, отрекались от
всего, стремясь обрести духовное блажество. Это единственное, что они искали.
Бхарата Махараджа, император всего мира, оставил все, удалился в лес и воспевал
святые имена Кришны. Прабхупада говорил, что все они постоянно стремились к
духовному блаженству. Материальное счастье временно, ограниченно. Ришабхадева,
отец Бхараты Махараджи, говорил, что материальное счастье доступно даже
животным, поедающим испражнения. Вибхуджандже — таким животным, как собаки и
свиньи. Но духовное счастье — брахма сокхьям — оно тванантам — безгранично.
Брахата Махараджа отрекся от всей своей империи, и ушел так же решительно, как
человек уходит из туалета, закончив свои дела, он не хочет тратить слишком
много времени там и покидает его очень быстро. Он бросил все, стремясь к
духовному счастью. И Прабхупада говорил, что это духовное счастье есть
Радхарани. Она хладани-шакти. Знает ли кто-то, где находится источник
кришна-премы? Парамананда, премананда — это Радхарани. Самвит-шакти,
сандини-шакти и хладини — основные три категории. Сознание, знание, бытие и
духовное блажество. Радхарани — это духовное блаженство. Если мы получим Ее
милость, наша духовная жизнь станет легче. У того, кто духовно счастлив, сам
собой появляется вкус духовного блаженства. В материальном мире любовные
чувства очень усреднены. Поэтому нам нужна милость Радхарани. Она настолько
дорога Кришне, что, как говорил Прабхупада, если Она довольна вами, то может
попросить Кришну благословить вас, и вы сможете получить Его благословения.

Два года назад я читал «Падма-пурану», и там есть целый раздел, посвященный
Радхаштами. Как-то раз во Вриндаване Прабхупада разговаривал с Джая
Шачинанданой дасом. Он хотел взяться за перевод «Сарва-сандарбхи», но
Прабхупада сказал ему: «Это слишком сложно для тебя. Там очень трудный
санскрит, но в «Падма-пуране» и «Вишну-пуране» санскрит куда проще, а нам также
нужны переводы этих книг. Ты можешь заняться ими». Таким образом мы имеем
теперь авторитетные переводы «Падма-пураны» и «Вишну-пураны», хотя до сих пор
эти книги еще не изданы. Но так или иначе, там говорится о Радхаштами, о том,
насколько важен этот праздник, как милость Кришны льется на тех, кто служит
Радхарани.

Жила-была одна богатая леди, которая путешествовала по всему миру, подобно
туристам-богачам. Несомненно, она вовсю наслаждалась жизнью, как не каждому
дано, и вроде бы ничем это ей не оборачивалось. В странствиях, беспечно
проводила она свои дни. Но как-то раз эта леди (немного благочестия у нее все
же было) посетила храм, может, просто из любопытства, и увидела там, что все
украшают храм, делают гирлянды, развешивают листья манго и флажки. «Что здесь
происходит?» — спросила она. — «Как? Вы не знаете? Завтра Радхаштами. Это очень
особенный праздник. Любой, кто отмечает его, получает благословения. Было бы
лучше, если бы вы остались с нами и отпраздновали Радхаштами». Леди согласилась
и стала помогать, что-то делать своими руками, осталась на следующий день,
видела абхишеку, различные пуджи и пр., вкусила прасад. Она отметила
Радхаштами, а позже, когда ее жизнь подошла к концу и она умерла, за ней пришли
ямадуты. Так много было у нее грехов. Но тут же появились вишнудуты: «Она идет
с нами». — «Почему? Это грешная дамочка». — «Нет, она отмечала Радхаштами». —
«Эй, постойте! Всего лишь одно Радхаштами!» (Смех в зале.) — «Вы не знаете о
могуществе Радхаштами! Она отмечала Радхаштами, поэтому уходит с нами». И она
рассмеялась: «Убирайтесь, парни!» Вишнудуты взяли ее домой к Богу лишь потому,
что она отмечала Радхаштами.

ЗАЛ: Харибол!

ГУРУ МАХАРАДЖА (вместе со всеми): Джая Шри Радхе-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е-е
— Шьям!

Итак, если вы страстно желаете встретиться с ямадутами, тогда можете не
праздновать сегодня Радхаштами. (Смех в зале). Но если хотите увидеть Радху и
Кришну, это прекрасная для вас возможность.

Передо мной лежит родословная, генеалогическое древо, взятое из
«Брахманда-пураны», мне дали его сегодня утром. Здесь все расписано. У
Махабхану было пятеро сыновей: Чакрабхану, Ратнабхану, Вришабхану, Субхану и
Пратибхану. Вришабхану стал отцом Радхарани, а Киртида — матерью. Она была из
семьи Бинду и Муттары. У них было девять детей: Бхадракирти, Шандакирти,
Махакирти, Махабал, Шридам, Ману, Мудра, Киртимати и Киртида. Самым младшим
ребенком в семье была Киртида. Ее выдали замуж за Вришабхану, Радхарани была их
дочерью. Как говорится в «Брахманда-пуране», Вришабхану и Киртида… Радхарани
в различные калпы приходит по-разному. Существует две истории Ее явления в этот
раз.

Первая история такова: Вришабхану и Киртида поженились, но очень долгое время у
них не было детей. Вришабхану, преданный Вишну, провел множество ягий и пудж,
моля послать им ребенка. И пришел к ним однажды риши, звали его Уттама Риши или
что-то такое, и дал им золотое яйцо. Это яйцо разбилось, и оттуда появилась
Радхарани. (Рассказывает иронично). Я сам никогда такую историю не слышал.
Другая история следующая: они хотели иметь ребенка, проводили пуджи и молились.
И как-то раз Вришабхану совершал омовение в реке Ямуне, молился, и что-то
коснулось его тела — то был огромный цветок лотоса с тысячью лепестков, и в
этом лотосе лежала прекрасная девочка-малышка. Это была Радхарани. Он взял Ее и
отнес Киртиде. Каждую калпу явления Радхарани уникальны. Я не читал обо всех Ее
явлениях, но они разнообразны.

Когда явился Кришна, Нарада Муни посетил дом Нанды Махараджи и Яшоды и сказал
им: «Самая лучшая ягья, самое лучшее жертвоприношение, которое можете вы
совершить, — заботьтесь очень хорошо о своем ребенке. Пусть Он будет для вас
Божеством. Это очень особенный ребенок». Через 15 дней после явления Кришны
обычно является и Его энергия. Нарада Муни хотел увидеть ее. Он обошел все дома
во Врадже, просил хозяев показать ему своих детей и давал им благословения. Все
выносили ему своих детей, и он благословлял их, но он так и не мог найти
Радхарани. Тут ему пришло в голову зайти в дом к Вришабхану Махарадже. Он
пришел туда и попросил: «Не могли бы вы показать мне своих детей?» У Радхарани
был старший брат… Шридам, или как-то так, я не знаю, Шридам был Ее дядя… Не
важно, они показали ему сына. «А нет ли у вас еще дочери?» — «Да, есть, но Она
родилась слепой, поэтому мы особо Ее рождение не афишируем». Они принесли дочь.
Ее глаза были закрыты, потому что Радхарани открывает глаза только тогда, когда
знает, что Кришна находится прямо перед Ней. Первое, что Она хочет видеть, —
Кришну. Но родители думали, что Она слепа, поскольку глаза Ее были закрыты. Они
принесли Ее и положили Нараде Муни на колени. Первое, что поразило его, когда
он держал Радхарани, энергию наслаждения, — она была так прекрасна. Хотя Она
была всего лишь маленьким ребенком, он не видел еще никого прекраснее Нее. И
как только Нарада коснулся Ее, то почувствовал кришна-прему, такой эксаз!
Любовь переполнила все его тело, слезы ручьями полились из глаз, руки
задрожали. Он лишь смотрел на Радхарани широко раскрытыми глазами… Вришабхану
и Киртида не знали, что и подумать, что случилось с их риши! Дрожит, рыдает…
Они не знали, что делать. Через какое-то время он отдал им Радхарани и сказал
им те же самые слова, что и Нанде Махарадже и Яшоде: «Вы необычайно удачливы. У
вас очень необыкновенная дочь. Самое важное, что вы можете для Нее сделать, —
очень хорошо заботьтесь о Ней».

После этого Нарада Муни отправился в лес и стал медитировать и молиться
Радхарани. Он видел Ее в образе младенца и очень хотел увидеть в Ее форме
Кишори — юной, двенадцати-четырнадцатилетней девочки. Кишори — девушка до
шестнадцати лет. И Радхарани явилась перед ним в сопровождении Своих гопи,
сакхи. Нарада Муни предложил Ей свои поклоны, и сакхи сказали ему: «Ты даже
представить себе не можешь, насколько ты удачлив. Некоторые риши, чтобы увидеть
Радхарани, медитируют в течение одной калпы, двух калп, трех калп. А тебя Она
одарила таким благословением, ты смог очень легко увидеть Ее».

Целый раздел «Брахманда-пураны» посвящен тому, как чудесна Радхарани, насколько
велика милость получить Ее даршан, Ее благословения.

Она является и разыгрывает Свои лилы в этот день, в Радхаштами. И сегодня мы
можем получить Ее особую милость. Каджый должен отмечать Радхаштами, но
особенно — женщины. Те женщины, что не празднуют Радхаштами, согласно
«Падма-пуране», наживут себе большие неприятности. Конечно, мы все отмечаем
этот праздник. Радхарани — личная энергия Кришны, и нам нужно служить Ей,
служить Мадхаве. Мы недостаточно чисты, чтобы все время сосредоточивать
сознание на Кришне, мы не готовы еще слушать о некоторых Его сокровенных
играх… Вчера мы читали о том, что утром Радхарани омывается в водах
сострадания. Она очень милостива, очень великодушна, очень сострадательна.
Прабхупада объяснял, почему мы поклоняемся Сите-Раме, Радхе-Кришне. Мы ставим
энергию на первое место. Благодаря их милости мы можем легко получить милость
Кришны. Следовательно, сегодня мы попытаемся получить милость Кришны. Все вы —
таковы здесь правила — повторяете Панча-таттва-мантру, Харе Кришна, Хари
Харайе. В Рама-навами мы можем воспевать имена Рамы. В Радхаштами мы можем
немного воспевать имена Радхи. На самом деле, не следует все время повторять Ее
имена, в основном мы повторяем только главные мантры, но сегодня мы можем
немного повторять имена Радхарани. Нам нужно попытаться получить милость,
совершить как можно больше служения, предложить его Радхарани, Радхе-Мадхаве.
Радхарани создала Навадвипа-дхаму, поэтому Она особенно дорога нам здесь,
больше, чем в каком бы то ни было другом месте. Это Ее обитель. Мы должны
страстно желать получить Ее милость, поэтому давайте наслаждаться воспеванием:
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама
Рама, Харе Харе.

Я думаю, сейчас уже 8.30? Есть ли какие-то вопросы?

ВОПРОС: В какое время будет предложение бхоги?

ГУРУ МАХАРАДЖА: Наверное, в 12.00. Абхишека будет с 11.00 до 12.00, после
абхишеки обычно предлагают бхогу. Есть ли какие-то вопросы или комментарии?
Махараджа!

БХАКТИСИДДХАНТА СВАМИ: Радха-кунда и Шьяма-кунда на Голоке Вриндаване: Радха в
форме Кришны и Кришна в форме Радхи, а чьи где слезы?

ГУРУ МАХАРАДЖА: Я рассказал то, что прочитал. Когда Они вошли в Свои кунды, Они
стали Самими Собой. Согласно стиху, Радха в форме Кришны создала Радха-кунду, и
когда Она вошла в Нее, Она вновь превратилась в гопи, приняла Свою изначальную
форму.

ВОПРОС: Радхарани очень милостива, но если человек оскорбит Ее во Вриндаване,
Она захлапывает перед ним двери.

ГУРУ МАХАРАДЖА: Когда вы служите Радхе-Кришне, вы также должны избегать
оскорблений Кришны. Радхарани не терпит, если кто-то оскорбляет Кришну, в
других же случаях Она раздает милость, Она очень великодушна. Вы не должны
оскорблять Кришну. Нужно стремиться доставить удовольствие Кришне, а не
оскорблять Его. По этой причине Гаура-Нитай и Джаганнатха немного более
снисходительны, чем Радха и Кришна. Если вы оскорбляете Кришну, Радхарани очень
расстраивается. Как говорил Прабхупада, во Вриндаване, если вы совершаете
какое-то служение, то получаете в тысячу раз большее благо, а если совершаете
какое-то оскорбление, то в тысячу раз большие последствия этого оскорбления. Во
Вриндаване нужно быть довольно осторожным. А здесь, в Маяпуре, вам даруется в
тысячу раз большее благо, а оскорбления не учитываются. Последний вопрос?

ВОПРОС: Есть ли какие-то сведения о том, отмечал ли Господь Чайтанья
Радхаштами?

ГУРУ МАХАРАДЖА: Лично я не помню никаких подобных игр. Кто-нибудь помнит?
Господь Чайтанья участововал в некоторых спектаклях, разыгрывал различные лилы.
Однажды Он играл роль Сатьябхамы и настолько походил на нее, что даже мама Шачи
не могла Его узнать! Он играл в различные игры.

Хорошо, сейчас мы пойдем посмотрим новые одежды Божеств. Пожертвовал деньги на
них один бенгалец с женой. Они сейчас в храме. Однажды я дал им прасад от
Радхарани, а они пожертвовали на целый комплект одежд! Он кажется очень бедным,
но, несомненно, у него большое сердце.

Категории: Лекции