Маяпур, Гаура-пурнима 2007

  • на Vanamali
  • 17 октября, 2007
  • Комментарии к записи Маяпур, Гаура-пурнима 2007 отключены

Лекция Шрилы Джаяпатаки Свами по ШБ 11.5.32 в день Гаура-пурнимы 2007: В век Кали разумные люди, собираясь вместе, славят Господа и поклоняются Его воплощению, непрестанно поющему имя Кришны. Хотя цвет Его тела не темный, это Сам Кришна. С Ним всегда Его личные спутники, слуги, оружие и приближенные.

кршна-варнам твишакршнам
сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир
йаджанти хи су-медхасах

Перевод: В век Кали разумные люди, собираясь вместе, славят Господа и поклоняются Его воплощению, непрестанно поющему имя Кришны. Хотя цвет Его тела не темный, это Сам Кришна. С Ним всегда Его личные спутники, слуги, оружие и приближенные.

Комментарий: Этот стих цитирует Кришнадас Кавираджа в «Чайтанья-чаритамрите», Ади-лила, глава 3, стих 52. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада дает следующий комментарий.

«Это стих из «Шримад-Бхагаватам» (11.5.32). Шрила Джива Госвами, объясняя его в «Крама-сандарбхе» — своем комментарии к «Шримад-Бхагаватам», — говорит, что иногда Кришна предстает златокожим. Златокожий Господь Кришна — это и есть Господь Чайтанья, почитаемый разумными людьми нашей эпохи. Подтверждение этому можно найти в «Шримад-Бхагаватам», в словах Гарги Муни, который говорит, что, хотя Кришна родился темнокожим, в другие эпохи Его тело бывает красным, белым или желтым. Его воплощения белого и красного цветов приходили в эпохи Сатья и Трета. А золотисто-желтый цвет тела Господь явил в облике Шри Чайтаньи Махапрабху, прославившегося под именем Гауры Хари.

Шрила Джива Госвами поясняет, что выражение кршна-варнам указывает на Шри Кришну Чайтанью. Кршна-варна и Кришна Чайтанья — синонимы. Имя «Кришна» в одинаковой степени относится и к Шри Кришне, и к Господу Чайтанье. Хотя Господь Шри Чайтанья Махапрабху — Верховная Личность Бога, Он непрестанно говорит о Кришне и испытывает духовное блаженство, когда воспевает и вспоминает Его имя и облик. Сам Кришна явился в образе Господа Чайтаньи, чтобы донести до людей высшую религию любви.

Варнайати переводится как «произносит» или «прославляет». Господь Чайтанья всегда поет и прославляет святое имя Кришны, любой, кто встречается с Ним, невольно сам начинает петь святое имя и рассказывать о нем другим. Господь Чайтанья вдыхает в человека божественное сознание Кришны и тем самым погружает его в духовное блаженство. Поэтому в лице Господа Чайтаньи людям всегда предстает Сам Кришна — как лично, так и в звуке Своего имени. Достаточно взглянуть на Шри Чайтанью Махапрабху, и человек сразу вспоминает о Господе Кришне. Вот почему Его относят к категории вишну-таттвы. Другими словами, Господь Чайтанья — не кто иной, как Сам Господь Кришна.

Слово сангопангастра-паршадам служит еще одним доказательством того, что Господь Чайтанья — это Сам Кришна. Господь Чайтанья всегда украшен браслетами из сандалового дерева и умащен сандаловой пастой. Своей бесподобной красотой Он пленяет всех людей нашей эпохи. В другие века Господь покорял демонов силой оружия, но в нынешний век Он делает это, приняв неотразимо прекрасный облик Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Джива Госвами объясняет, что красота Господа Чайтаньи — это астра, оружие против демонов. Следует знать, что, поскольку Господь Чайтанья привлекателен для всех, все полубоги находятся в кругу Его приближенных. Его деяния необычны, а спутники — прекрасны. Господь Чайтанья проповедовал движение санкиртаны, привлекая к Себе известных ученых и ачарьев, особенно в Бенгалии и Ориссе. Господа Чайтанью всегда сопровождают Его ближайшие спутники: Господь Нитьянанда, Адвайта, Гададхара и Шриваса.

Далее в своем комментарии Шрила Джива Госвами цитирует стих из ведического писания, в котором говорится о ненужности обрядовых жертвоприношений и церемоний. Он замечает, что вместо таких показных, помпезных представлений люди всех каст, национальностей и вероисповеданий могут собираться вместе и петь Харе Кришна, поклоняясь тем самым Господу Чайтанье. Слова кршна-варнам твишакршнам указывают на то, что предпочтение нужно отдавать повторению имени Кришны. Господь Чайтанья учил сознанию Кришны и пел имя Кришны. Поэтому, чтобы поклоняться Господу Чайтанье, каждый должен вместе с другими петь маха-мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Нет смысла призывать людей поклоняться Господу в храмах, церквях и мечетях: они потеряли к этому всякий интерес. Но мантру Харе Кришна люди могут петь и повторять везде и всюду. Такое поклонение Господу Чайтанье — самый возвышенный вид деятельности, и, занимаясь ей, человек достигает конечной цели религии — приносит удовлетворение Верховному Господу.

(Каунтея, хорошая цитата для нашего министерства. Возьми на заметку.)

Шрила Сарвабхаума Бхаттачарья, знаменитый ученик Господа Чайтаньи, сказал:
«Суть трансцендентного преданного служения была забыта, поэтому Шри Кришна Чайтанья пришел, чтобы восстановить путь преданности. Он очень милостив, ибо распространяет любовь к Кришне. Пусть же каждого все сильнее влечет к Его лотосным стопам, как пчелу влечет к цветку лотоса».

(Каждого все сильнее и сильнее влечет к лотосным стопам Господа Чайтаньи здесь, в Маяпур-дхаме?)

[Харибол!]

(Давайте громко пожужжим, как жужжат пчелы+ Ж-ж-ж-ж-ж-ж+)

[Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж+]

Я хотел бы поговорить о лиле явления Господа Чайтаньи. Эта игра Его явления очень особенная. Во-первых, ситуация в Навадвипе была весьма необычной. Как известно, Индия — земля дхармы, но в «Бхагаватам» мы находим, что существуют разные виды дхармы: санатана-дхарма, бхагават-дхарма, истинная внутренняя суть религии, а также ападхарма, лжерегилия, которой сейчас все больше по всему миру. Ападхарма чем-то напоминает дхарму. Есть еще чала-дхарма — подделка дхармы, ее имитация. Итак, ападхарма, чала-дхарма, еще какая-то, я забыл.
Упадхарма — это похоже на следование второстепенным религиозным принципам. И другие. То есть, существуют разные виды поверхностных дхарм.

Например, некоторые люди, занимающиеся хатха-йогой, считают ее религией, но практикуют лишь для хорошего здоровья. Отнюдь не каждый ставит перед собой духовные цели, хотя изначально йога — это основа духовного развития. Подобно этому, есть так много различных типов духовных практик, которые на самом деле идут ложным путем.

Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы дать истинную религию, но люди Навадвипы того времени были лишь поверхностно очень религиозны, а по сути -материалистичны.
Они поклонялись больше полубогам и полубогиням, чем Кришне и Вишну.

(Это Шри Мадхава дас, ученик Прабхупады. Может быть, он хочет сеть в кресло.
Кто-нибудь уступит? Вы счастливы?)

Люди устраивали огромные фестивали, выдавая дочерей замуж, и считали свадьбы очень важной религиозной церемонией. Конечно, это важная церемония, но не высший принцип духовной жизни. То, что они делали, это хорошо. Одно дело, выдать дочь замуж, но они обычно устраивали большой фестиваль, желая продемонстрировать, что их дочь богаче. Самая лучшая свадьба города — лишь бы показать, что их семья более аристократична, более прославлена, более религиозна. Они хотели прослыть религиозными, но не были таковыми, действуя из желания почестей и славы.

Потом кто-то был кем-то побежден. «Он сделал свадьбу лучше, чем я. Я должен перещеголять его, но у меня нет больше дочерей, что же делать? Я поженю Шиву и Парвати». И он проводил более пышную свадьбу для мурти Шивы и Парвати.

Затем кто-то говорил: «Он победил меня, я должен поставить его на место! Я сделаю свадьбу еще лучше, но нет у меня больше дочерей и Шива с Парвати уже поженились. Что-нибудь бы новенькое, что-нибудь, чего еще никто не делал! Я поженю пса и собаку — кукур-виваха, собачья свадьба». Где в шастрах говорится, что следует женить собак? Другой парень размышлял: «Он снова меня превзошел.
Теперь я должен вновь победить его. Я поженю кота и кошку». Такие были дела.

Вайшнавы недоумевали: «Что же это такое? Какое это имеет отношение к религии или духовной жизни? Они сбиты с толку своим эго?» Бывало, люди устраивали большие пуджи ради материального благополучия, но едва ли кто-то поклонялся Вишну. Практически никто не воспевал Святые Имена. Фактически они запрещали воспевание Святых Имен, говоря, что это разрушит их могущество. Единственное, где разрешалось воспевать, — только в Ганге во время омовения. Ганга чиста.
Иначе, с грязным телом, воспевать не подобает.

Существует так много примеров тому, как разрастался в Навадвипе материалистичный мир, несмотря на то, что внешне люди были очень и очень религиозны. На самом деле — ноль, что-то на уровне 1,1, 0,01. Под именем религии они проводили огненные ягьи для своих любимцев — кошек и собак. И речи не было об удовлетворении Вишну. Йаджно ваи вишнух — ягьи проводятся, чтобы доставить удовольствие Вишну. У них — йаджно ваи ахам — «ягья для меня, чтобы прославиться». Такая была проблема.

Адвайта Ачарья, Харидас Тхакур, Шриваса Тхакур молились Кришне, чтобы Он пришел и исправил все эти аномалии. И Кришна согласился прийти в этот день. За тринадцать месяцев до этого дня Джаганнатха Мишра увидел во сне, будто Кришна проявился в его уме, низошел в его сердце, переместился в сердце Шачиматы и вошел в ее чрево. У них не было близких отношений. То было непорочное, духовное зачатие — Господь вошел в Джаганнатха Мишру и переместился в тело Шачиматы.

Шачимата обнаружила, что ждет ребенка. Ее муж отмечал, что она стала такой прекрасной. Она выглядела как богиня процветания. Люди сами подходили к Джаганнатхе Мишре: «Постой, мой дорогой брахман, возьми немного денег». Ему не нужно было просить милостыню. Люди просто подходили и протягивали ему деньги.
Он никогда не был так богат, ведь богиня процветания пришла в его дом. Все было очень благоприятным.

Он говорил жене: «Все становится очень благоприятным. О моя дорогая жена, люди просто подходят и дают мне деньги. Что это значит?»

Она отвечала: «Может быть, какая-то великая душа находится в моем чреве, делая все благоприятным. Я вижу небесных существ, которые приходят и молятся мне».
Полубоги приходили и молились Господу Чайтанье:

ом намо бхагавате васудевайа

джайа джайа шри чайтанйа джайа нитйананда джайа адваита чандра джайа гаура бхакта врнда

«Гауранга, мой дорогой Господь Кришна, нам известно, что Ты явишься в этот век Кали как Господь Гауранга. В каждую югу Ты приходишь в каком-то воплощении. Ты приходишь и раздаешь мукти, освобождение, но очень редко Ты раздаешь любовь к Кришне. Но в этом воплощении, мы знаем, Ты собираешься бесплатно раздавать любовь к Богу».

Кто здесь хочет любви к Богу?
[Харибол!]

Кто хочет освобождения?

«Мы — Твои преданные с райских планет. Мы пришли сюда просить Твоих благословений. Нам не нужны материальные благословения. Как жители райских планет, мы получаем достаточно материального. (Говорит на бенгали: «Лекция на бенгали на втором этаже алтарной Панча-таттвы). На райских планетах у нас так много чувственных наслаждений.
Мы сыты ими по горло, так много чувственных наслаждений, что нет никаких материальных проблем. Только две проблемы: первая — иногда демоны приходят и нападают на нас, чтобы захватить рай и наслаждаться им. Иногда побеждаем мы, иногда они — вот проблема. Другая — слишком много чувственных наслаждений:
апсары, красивые полубогини, прекрасные реки, сады, мистические совершенства — так много чувственных наслаждений, что мы забываем служить Тебе. Мы забываем о любовном служении Тебе. Мы лишены Твоей любви, потому что у нас слишком много чувственных наслаждений».

Кто хочет, чтобы у него было слишком много чувственных наслаждений?

Кто хочет — может попасть в рай. Оттуда вы снова падете сюда. Прабхупада говорил, что многие из его последователей пойдут в рай. Очень опасно, если мы не сосредоточены на служении Кришне.

Полубоги, приходившие молиться, уже были сосредоточены, уже пресытились.
«Довольно! Мы хотим любви к Богу!»

Любовь к Господу, кршна-према ки — джай!

«Ты даешь ее, пожалуйста, не оставляй нас. Ты собираешься явиться на этой планете, люди получат всю милость, не лишай нас этой милости. Ты тоже хотим получить любовь к Кришне. Пожалуйста, Гауранга! Гауранга! Гауранга!»

После этого Господь Чайтанья делал их маленькие тени видимыми. Мама Шачи
восклицала: «Что это? Кто в моей комнате?»

угра вирам маха-вишнум джвалантам сарвато-мукхам нрсимхам бхишанам бхадрам мртйум-мртйум намамй ахам

«Нрисимха, защити меня! Какие-то злые духи пришли сюда! Злые духи, убирайтесь!
Ом Нрисимхайа Пхат!» (Смех) Они уходили.

Полубоги убегали. «Мы думали, что невидимы людям. Почему они смогли увидеть нас? Это Гауранга играет с нами в игры».

Так эти двое — Шачимата и Джаганнатха Мишра — сравнивали свои наблюдения и
говорили: «Происходит что-то очень особенное». В наше время, если ребенок не рождается спустя девять месяцев, то немедленно делается кесарево сечение. Но Господь находился в утробе тринадцать месяцев, и никакого кесарева сечения. Вот почему Он должен был явиться пятьсот лет назад. (Смех). Тогда Он пришел как раз вовремя. Подобно этому, Прабхупада приехал на Запад в подходящий момент.

Святое Имя явилось. В день Гура-пурнимы было лунное затмение. Сегодня тоже будет лунное затмение, в три утра. Тот, кто хочет рано встать и омыться в Ганге, может пойти купаться в три утра. Чудесно и прохладно. Может, в это время вода теплее, чем воздух. Лунное затмение было как раз на восходе луны, на закате солнца. Все были в воде, воспевая: «Говинда! Говинда! Говинда! Харе Кришна! Харе Кришна! Кришна Кришна! Харе Харе! Харе Рама! Харе Рама! Рама Рама!
Харе Харе!» Все воспевали, потому что считалось, что во время затмения человек оскверняется. Если ты в Ганге, то противодействуешь этому. Тысячи людей пришли к Ганге. Тысячи людей воспевали: «Говинда! Говинда! Говинда! Харе Кришна!
Харибол!»

Преданные удивлялись, почему люди так кричат в этот неудачный день. Шриваса Тхакур говорил: «Это лучший день в году. Каждый поет и танцует. Каждый воспевает Святые Имена в священной реке, очень благоприятно». Они начали танцевать в экстазе. Все воспевали.

Между тем, на восходе луны явился Господь Чайтанья. Кто-то говорит: «Почему Он явился в такое неблагоприятное время, как затмение?» Затмение — потому что не нужна луна, когда приходит Он, ведь Он сияет ярче миллионов лун. Господь Чайтанья явился, и новость о том, что у Джаганнатхи Мишры и Шачиматы родился сын, разнеслась повсюду. Он очень красив. Он золотого цвета. Все жены брахманов начали приходить, клали траву куша на Его лоб, бросали на Него рис, посыпали порошком куркумы, аксата. Это был счастливый праздник.

Сюда идет Бхакти Викаша Махараджа. Я предполагаю уступить ему это место, как только он придет. Он где-то в ста метрах отсюда.

Чтобы увидеть Господа Чайтанью, полубоги и полубогини приходили с райских планет под видом жен брахманов. Сегодня благоприятный день, когда Господь явился в Йога-питхе. Вы все благословлены пребыванием здесь.

Говорится, что если вы омоетесь в Ганге сегодня, то получите любовь к Кришне.
Только, пожалуйста, будьте осторожны. В этот день мы потеряли уже двоих преданных, за прошедшие годы — может, больше. Лично я в Гаура-пурниму спасал двух тонущих. Если вы не умеете очень хорошо плавать, не подражайте хорошим пловцам, не заплывайте на середину. Ганга — 15 метров в глубину. Вы не сможете умереть. Никто не сможет умереть. Но будьте очень осторожны. Не ходите утром, а то вас атакуют красками. Снаружи идет Холи. После 12, около часа он прекратится. Идите в полдень, купайтесь.

Хорошо, Махараджа. Где он? Готов? Мы споем небольшой киртан, пока он идет.

Большое спасибо.

Категории: Лекции