Маяпур, 26 февраля 2008

  • на Vanamali
  • 15 мая, 2008
  • Комментарии к записи Маяпур, 26 февраля 2008 отключены

Лекция Е.С. Бхакти Чару Свами и Е.С. Джаяпатаки Свами на День явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

Бхакти Чару Свами:

(Вступительные молитвы.)

Для того чтобы понять личность и деяния Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати  Тхакура, мы должны понять цель явления Шри Чайтаньи Махапрабху и историю развития Его движения санкиртаны. Примечательно, что Шри Чайтанья Махапрабху явился для того, чтобы наводнить этот мир сознанием Кришны. Так Он и сделал. Он затопил всю Индию сознанием Кришны. Он привнес очень особенные и необычные идеи. Общепризнанная, традиционная духовная культура была основана на варнашрама-дхарме. Приобретя необходимые качества, человек поднимался на уровень благости, рождался в брахманической семье и лишь тогда получал доступ к ведическим писаниям. Занимаясь духовной практикой под руководством духовного учителя, он мог продвигаться по пути духовного самопознания и в конечном итоге достичь уровня чистого преданного служения и обрести сиддха-сварупу, духовное совершенство. Такова была традиция, общепризнанная культура.

Но Шри Чайтанья Махапрабху совершил революцию. Он явился во время сильной деградации всего мира. Хотя это было лишь начало века Кали, духовность в Индии находилась в глубоком упадке. Причина была в том, что:

ракшасим калим ашритйа джайанте брахма-йонишу

Демоны, пользуясь преимуществами века Кали, рождались в семьях брахманов и искореняли ведическую культуру. Они полностью завладели ведическими писаниями и разрушали ведическую культуру. Такова общая тенденция в этот век Кали.

Шри Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы поставить все на свои места и восстановить дхарму. Восстановление дхармы — дело Верховной Личности Господа:

йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата

абхйуттанам адхармасйа тадатманам сриджамй ахам

Для того чтобы восстановить дхарму в этот век Кали, Господь явился необычным образом. Хотя Он — Сам Верховная Личность Бога, Он пришел как преданный и начал Свое уникальное движение, движение санкиртаны — йаджнаих санкиртана-прайаир. Это самый легкий метод духовного самоосознания и восстановления связи с Верховной Личностью Бога, и в нем не берутся в расчет квалификация и подготовка. Каждый человек из любой касты и любого племени, даже из низов общества, может воспользоваться этим простым методом совместного воспевания святых имен и духовно совершенствоваться.

Это уникальный дар Шри Чайтаньи Махапрабху, и уникальность его в том, что метод очень прост, а результат — высочайшее духовное благо, причем такое, какое было не доступно людям других эпох. В другие эпохи, практикуя вайдхи-бхакти, люди поднимались только до Вайкунтхи. Доступ на Голоку Вриндавану был закрыт. В эту же эпоху Шри Чайтанья Махапрабху дал этот простейший метод воспевания святых имен Господа, благодаря которому можно обрести самое удивительное духовное благо — вознесение в высшую обитель духовного неба.

Итак, явившись, Чайтанья Махапрабху затопил всю Индию сознанием Кришны. Конечно же, Он многократно сталкивался с оппозицией. Мы знаем, какое сильное сопротивление оказывали Ему брахманы Навадвипы. Они даже отправились жаловаться мусульманскому правителю Чханду Кази. Когда Чайтанья Махапрабху был в Джаганнатха Пури, то, несмотря на покровительсво местного царя, Он тоже сталкивался со множеством трудностей. Но все-таки движение санкиртаны Махапрабху было чудесным образом начато на этой планете и затопило всю Индию.

В достаточно молодом возрасте, в 48 лет, Шри Чайтанья Махапрабху оставил этот мир. И через какое-то время, несмотря на то, что Его верные последователи, ачарьи, духовно продвинутые личности продолжали эту миссию,

движение санкиртаны Махапрабху практически исчезло. Наставления Махапрабху,

учение Махапрабху, дхама Махапрабху исчезли с этой планеты, и появились

всевозможные лжеучения и апасампрадаи, неавторитетные или, лучше сказать,

извращенные подражания наставлениям и деяниям Шри Чайтаньи Махапрабху. Эти

апасампрадаи от имени Шри Чайтаньи Махапрабху начали проповедовать учение,

диаметрально противоположное учению Шри Чайтаньи Махапрабху. Учение Чайтаньи

Махапрабху основывалось на чистых принципах дхармы, а эти лжеучения

полностью расходились с принципами дхармы.

Это еще одна черта века Кали. Это век адхармы, поэтому принципы адхармы

процветают, а принципы дхармы предаются забвению. Так и произошло вскоре

после ухода Шри Чайтаньи Махапрабху. Проще говоря, прикрываясь учением Шри

Чайтаньи Махапрабху, лжепоследователи нарушали четыре регулирующих принципа,

являющихся основой дхармы. Ложные версии учения Шри Чайтаньи Махапрабху

допускали нарушение принципов полного отказа от мяса, одурманивающих

веществ, незаконного секса и азартных игр, способствуя укреплению четырех

столпов адхармы. Принципы адхармы, вместо принципов дхармы, стали

общепринятыми.

Таковы характеристики апасампрадай. В большей или меньшей степени, вместо

идей бхакти они распространяли идеи имперсонализма, или маявады. Это длилось

почти два столетия. Вся Индия попала под влияние этих апасампрадай. В

некоторых частях Индии их влияние было не таким сильным, но там, где

Чайтанья Махапрабху проводил Свои игры, — в Маяпуре, Навадвипе и Вриндаване,

апасампрадаи, проповедуя от имени Чайтаньи Махапрабху, завоевывали всеобщее

признание и процветали.

Шри Чайтанья Махапрабху принял необходимые меры для исправления сложившейся

ситуации. Он послал в этот мир одну из Своих спутниц во Врадже, одну из

манджари, и она явилась как Шрила Бхактивинода Тхакур. Он также послал Шрилу

Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, ставшего сыном Бхактивиноды. Бхактивинода

Тхакур начал возрождать учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Он первым начал

широко пропагандировать учение Шри Чайтаньи Махапрабху через издание книг и

свои глубокие, проникновенные и совершенно безукоризненные объяснения. Но он

был правительственным чиновником. Он был занят. Правительственная работа

забирала почти все его время. Ему действительно не хватало времени. Он не

мог проповедовать сознание Кришны, учение Чайтаньи Махапрабху так широко и

эффективно, как того хотел. Поэтому он взмолился Господу Джаганнатхе, прося

послать ему достойного помощника. В ответ на его молитвы, в качестве

прасада, дара, милости Господа Джаганнатхи, явился Шрила Бхактисиддханта

Сарасвати Тхакур. Бхактивинода Тхакур назвал его Бимал Прасадом, что

означает «прасад Бималы-деви», или же «прасад Джаганнатхи» (из храма

Джаганнатхи прасад приносят в храм Аннапурны, или Бималы-деви, поэтому

прасад Бималы-деви неотличен от прасада Джаганнатхи).

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был личностью эстраординарной. Он не был

обычном живым существом. Он был чистым преданным, низошедшим с духовного

мира, чтобы помочь своему отцу Шриле Бхактивиноде Тхакуру. Бхактивинода

Тхакур наставлял его, обучал и сформировал его характер самым наилучшим

образом. В возрасте шести лет Бхактивинода Тхакур дал ему мантру Нрисимхи. В

возрасте восьми лет он научил его поклоняться Курмадеве, дав ему мантру

Курмы. Я не хочу вдаваться во все подробности, почему он это делал, но,

объясняя кратко, потому, что Нрисимхадева устраняет препятствия с пути

преданного служения, бхакти-вигхна-винаша. Он дал ему мантру Нрисимхи, чтобы

устранить препятствия на его пути преданного служения.

И мы видим, какая это была выдающаяся личность. Бхактисиддханта Сарасвати

Тхакур родился в 1874 году. Бхактивинода Тхакур приобрел печатный станок для

печати своих книг в 1885-м. В возрасте одинадцати лет Бхактисиддханта

Сарасвати Тхакур корректировал произведения отца. Он помогал своему отцу

корректировать, проверять гранки и печатать трансцендентную литературу. В

семнадцать лет, в 1891 году, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур создал

организацию под названием «Благородная ассамблея». Целью этой Ассамблеи было

побудить подростков всецело посвятить свою жизнь духовной практике, до конца

своих дней сохраняя целибат. В таком юном возрасте у него были такие

возвышенные идеалы. Он организовал эту «Благородную ассамблею», или

ассамблею брахмачари, проще говоря, и был единственным, кто сдержал свой

обет. На протяжении всей своей жизни Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур хранил

обет брахмачарьи, который дал в семнадцать лет.

Вскоре после 1891 года Бхактивинода Тхакур переехал в

Свананда-сукхада-кунджу — новый дом, в котором он занимался бхаджаной. Это

был прекрасный дом. В 1898 году Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур впервые

встретился со Шрилой Гауракишорой Дасом Бабаджи Махараджей. Он привлекся

этой необыкновенной личностью. В 1900 году, приложив немало усилий и

преодолев немало препятствий, он получил посвящение у Шрилы Гауракишоры Даса

Бабаджи Махараджи. Гауракишора Дас Бабаджи не хотел принимать никаких

учеников, но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур побудил инициировать

его.

В 1905 году он дал еще один суровый обет — повторить один миллиард имен

Господа, шата-коти-нама-ягья. Он начал эту ягью, это жертвоприношение.

Другими словами, он должен был повторить три лакха, 300 000 имен, что значит

шестьдесят четыре, умноженное на три, — 192 круга в день на протяжении

десяти лет. В то время в Маяпуре ничего не было. Он поклялся воспевать

здесь, в Маяпуре, но здесь ничего не было. Он жил просто в хижине на берегу

Ганги. Крыша его хижины протекала, и во время сезона дождей потоки воды

лились на него. Он держал в руке зонт и повторял святые имена.

Вы видите, какая это была необычайная, неординарная личность. В 1918 году он

начал осуществлять свою проповедническую миссию. Он решил уехать из Маяпура,

Навадвипы, и начать проповедь в Колькате, ведь он был послан Чайтаньей

Махапрабху для того, чтобы наводнить мир сознанием Кришны. И он поехал. Я

слышал, что всякий раз, когда он говорил о своем желании поехать в Колькату,

Гауракишора Дас Бабаджи Махараджа очень расстраивался. Он говорил: «Нет, не

езди в Колькату. Это царство Кали». Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

аргументировал свое решение: «Поместив ваши лотосные стопы себе на голову, я

преодолею любые бешеные атаки Кали и полностью уничтожу его и его влияние».

Таким образом, он начал проповедовать.

Тем временем Гауракишора Дас Бабаджи Махараджа и Бхактивинода Тхакур

покинули этот мир. Бхактивинода Тхакур ушел в 1914 году, а Гауракишора Дас

Бабаджи Махараджа — в 1915-м. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур начал

свою проповедь в 1918-м. Он поехал в Колькату. Как вам известно, первый

матх, или проповеднический центр, был открыт в доме номер 1 на улице Главная

Ультаданга. Здесь в 1922 году впервые увидел его Шрила Прабхупада. В эту

первую встречу Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал Шриле Прабхупаде свое

первое наставление: «Проповедуй по всему миру учение Шри Чайтаньи Махапрабху

на английском языке».

Прабхупаде было всего двадцать шесть лет, и у него была семья, родился сын.

Но перед нами еще один пример поразительной личности. Одна лишь встреча и

одно лишь наставление полностью изменили ход его жизни. Прабхупада ушел с

работы, снял с себя некоторые обязательства и посвятил себя проповеди. Хотя,

как известно, у него был свой бизнес, но сердце Прабхупады было всецело

отдано проповеди учения Чайтаньи Махапрабху.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур проповедовал с 1918 по 1936 годы, и его

проповедь имела потрясающий эффект. За время своей проповеди на этой планете

он основал по всей Индии шестьдесят четыре матха и оказал влияние на

несчетное количество выдающихся людей эпохи. Поразительно, что

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур привлекал самых ярких личностей своего

времени, и они вручали себя ему.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур изобрел очень особый, уникальный

метод проповеди сознания Кришны. На самом деле, это планировал сделать

Бхактивинода Тхакур. Основная цель проповеднической миссии Шри Чайтаньи

Махапрабху — дать всем сознание Кришны и искоренить влияние адхармы посреди

века Кали. Суть этой миссии — задействовать все в проповеди сознания Кришны.

И мы видим, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур применил очень необычный

способ проповеди движения санкиртаны. Обычно под словом «санкиртана»

понимается «совместное воспевание», «совместное пение имен Господа», но его

миссия санкиртаны заключалась в издании и распространении книг. В этом

движении санкиртаны мриданга — это печатная машина. И не просто мриданга, а

брихат-мриданга. Он дал уникальнейший способ распространения сознания

Кришны.

И не только это. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур внес еще один ценный

вклад. Сперва его организация базировалась на Главной Ультаданге, в

двухэтажном здании. Позже несколько богатых людей, заинтересовавшись его

проповедью, стали его последователями, и один из них построил большой храм

на Багх-базаре. Организация переехала с Главной Ультаданги в Багх-базар

Гаудия-матх. Возглавляя процессию с Божествами, направляющуюся в Багх-базар

Гаудия-матх, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пел песню. Песня была такой:

пуджала рага-патха гаурава бханге

матала садху-джана вишайа-ранге

Гаурава значит «благоговение и почтение», а гаурава бханге — «отбросив

умонастроение благоговения и почтения». «Нами избрана рага-марга, мы

поклоняемся в настроении рага-марги. В результате, садху, святые личности,

стали заниматься вишайа-ранге, явно мирской деятельностью». Таков дух

движения санкиртаны Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Садху стали

заниматься явно мирской деятельностью. И какова суть умонастроения, данного

Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром в то время, пуджала рага-патха? Это

истинный дух Шри Чайтаньи Махапрабху.

Иногда люди говорят о рагануга-бхакти и заявляют, что Шрила Прабхупада не

давал рагануга-бхакти, вот почему преданные ИСККОН должны покинуть ИСККОН и

примкнуть к тем, кто культивирует рагануга-бхакти и т.п. Давайте задумаемся,

что такое рагануга-бхакти. По определению, рагануга-бхакти — это следование

по стопам рагатмика-бхакт Вриндавана, жителей Вриндавана, тех, кто полностью

охвачен чувством любовной привязанности к Кришне. Спутники Кришны во Врадже

— это рагатмика-бхакты. И «рагануга» значит следование по их стопам, «ану»

значит «следовать». Того, кто практикует преданное служение, следуя по их

стопам, называют рагануга. Проще говоря, рагануга-бхакти — это следование по

стопам спутников Кришны во Врадже.

Кто же является самой возвышенной спутницей Кришны во Врадже? Шримати

Радхарани. А кто такой Чайтанья Махапрабху? Чайтанья Махапрабху — это Кришна

в умонастроении Шримати Радхарани. Следовательно, деяния Чайтаньи Махапрабху

— это деяния Радхарани. Как называют преданных, которые следуют по стопам

Шримати Радхарани? Рагануга-бхакты. И каково учение Шри Чайтаньи Махапрабху?

йаре декха, таре каха ‘кришна’-упадеша

амара аджнайа гуру хана тара’ эи деша

Каждому, кого бы ты ни встретил, проповедуй метод сознания Кришны,

рассказывай о Кришне и наставлениях Кришны. Проповедь — это суть учения Шри

Чайтаньи Махапрабху, Его умонастроение. Он Сам путешествовал по всей Индии,

распространяя сознание Кришны. Таким образом, следование по стопам Чайтаньи

Махапрабху — это и есть рагануга-бхакти. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

пел, что современные садху стали заниматься явно мирской деятельностью.

Далее, что значит эта «явна мирская деятельность»? Это деятельность,

осуществляемая во имя распространения сознания Кришны по всему мире. Мы

видим, что это настроение в совершенстве перенял Шрила Прабхупада.

Умонастроение Прабхупады — быть готовым на все и задействовать все ради

распространения сознания Кришны. Прабхупада показал на примере ИСККОН, как

можно задействовать в проповеди все: микрофоны, телефоны, магнитофоны,

компьютеры, самолеты. Он даже говорил, что ради распространения сознания

Кришны мы готовы, если понадобится, использовать атомные бомбы. (Смех.)

Конечно, чтобы использовать такое средство, как атомная бомба, нужен такой

человек, как Шрила Прабхупада. Только личность его величины или его статуса

может пойти на это.

Таким образом, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур определил истинную

цель движения санкиртаны Махапрабху. Шрила Прабхупада в совершенстве усвоил

его идеи и распространил их по всему миру. Если кто-то считает, что ИСККОН

отличается от Гаудия-матха Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, то я

скажу, что он сильно ошибается. Напротив, из руин Гаудия-матха Шрила

Прабхупада извлек суть учения Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и

облек ее в форму Международного общества сознания Кришны.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ки — джая! Вьяса-пуджа маха-махотсава

Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура ки — джая!

Я хотел бы попросить Шрилу Джаяпатаку Махараджа продолжить.

________________________________________

Джаяпатака Свами

(Вступительные молитвы.)

Итак, Его Святейшество Бхакти Чару Махараджа подробно описал, дошли до нас

по гуру-парампаре игры Чайтаньи Махапрабху, как Господь Чайтанья наводнил

мир сознанием Кришны и как различные игры Господа продолжаются и по сей

день. Когда Кришна находился на земле, то подвергалася атакам многочисленных

демонов. Так и Господь Чайтанья сталкивался с трудностями, устанавливая Свое

движение санкиртаны. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объяснял, что на

протяжении двух столетий движение Господа Чайтаньи развивалось очень мощными

темпами.

Это сильно обеспокоило Кали: «Если и дальше это движение будет так

развиваться, то завоюеет весь мир и мне никого не оставит». Он обратился к

Шукрачарье, гуру демонов: «Не мог бы ты мне помочь распространить ложную

философию и остановить движение санкиртаны Господа Чайтаньи?» Шрила

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил в своей лекции, что Шукрачарья

ответил: «Давненько я питаю вражду к Вишну». Он невзлюбил Вишну еще с тех

пор, когда Бали Махараджа хотел получить немного воды от Ваманадевы, а он

принял облик мухи и залетел в камандалу, сосуд с водой, Господа Ваманадевы,

чтобы воспрепятствовать течению воды через носик сосуда. Так Шукрачарья

пытался не допустить того, чтобы Ваманадева получил обещание от Бали.

Ваманадева взял сосуд и прочистил его носик травой куша, вытолкнув муху

(т.е. Шукрачарью, который обернулся мухой при помощи своих мистических сил)

наружу. При этом Ваманадева проткнул мухе один глаз, наказав мошенника

Шукрачарью. С тех пор у Шукрачарьи лишь один глаз. Теперь он решил

отыграться: «Пусть Он поплатится за мой выколотый глаз, ведь тогда я был

немного не в форме». Вы знаете, демоны всегда придумывают на все свои

объяснения.

Согласно Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, Шукрачарья воплотился как

Рупа Кавираджа, лжесвятой и необычайный эрудит. Он убедил людей следовать

сахаджия-дхарме: «Вы не должны проповедовать. Вы не должны практиковать. Вы

не должны следовать ачара-прачаре. Все, что вам нужно, — просто представить

себя одной из вечных спутниц Господа во Вриндаване и тогда вы очень легко,

просто с помощью имитации, обретете кришна-прему».

Таким способом они не обретают кришна-прему, но делают вид, что обретают. Я

не буду вдаваться в подробности. Эту историю о Рупе Кавирадже рассказывал

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Бхактивинода Тхакур явился для того, чтобы

все расставить по своим местам. Как к тому времени было извращено учение

Господа Чайтаньи, хорошо описано Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром.

Я бы хотел рассказать несколько историй. Мы жили в Маяпуре, когда здесь была

лишь соломенная хижина. В то время мне помогал один пожилой мусульманин. Мне

кажется, вы видели его, Чаку Шекх. Он сопровождал меня и помог мне многое

сделать. Он был моим советником по сельскохозяйственным вопросам. Однажды я

попросил его рассказать о Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре. «О, — начал он,

— в то время, когда я видел его, я был лишь деревенским мальчишкой. Он был

очень высокий. У него были три линии на животе и три линии на шее. Его руки

доходили до колен. Он был аджану-ламбита бхуджа. Он приходил в деревню и

раздавал сладости всем мусульманским детишкам. Мы лакомились этими

сладостями и очень сильно любили его». На самом деле, Чайтанья-матх не

покупал свою землю. Большинство земель было отдано им мусульманами.

Бхактисиддханта Сарасвати завоевал сердца местых жителей. Чаку Шекх

рассказывал, как сильно люди любили его.

Также мне рассказывали о том, что у него была одна из первых машин в Индии.

Конечно же, когда он начинал проповедовать, не было ни интернета, ни

самолетов. Не знаю, может, и была парочка самодельных самолетов. У

Бхактисиддханты Сарасвати Такура была своя машина.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур добился того, чтобы это место было

переименовано из «почтового ящика такого-то» в Шри Маяпур. В связи с этим

вспыхнула великая война, поскольку в то время некоторые утверждали, что

настоящий Маяпур находится в Навадвипе. Было начато судебное

разбирательство, и решение выносил наместник царя, я забыл его имя,

разумеется, англичанин. Он приезжал сюда. Доказательством послужило то, что

киртаны Господа Чайтаньи, проводимые в Шривас-ангане, как говорится, были

слышны Чханду Кази и беспокоили его. Согласно описаниям, место рождения

Господа Чайтаньи находилось рядом со Шривас-анганом. Очевидно, что если бы

киртаны проводились в Навадвипе, без всяких звукоусилителей, то их звук не

достигал бы противоположного берега Ганги, где находились дом и самадхи

Чханда Кази, реликвии прошлого. Место рождения Господа Чайтаньи должно было

быть где-то в этих местах. Так было доказано, что это — настоящий Маяпур.

Может, были и другие доказательства. С тех пор это место стало называться

Шри Маяпуром.

Говорят, что каждый день на маяпурскую почту приходило по три-четыре

запряженных волами повозки с письмами. У Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

была целая команда помощников по ответам на письма. Вы знаете, что такое

отвечать на электронные письма, что уж говорить об обычных, тем более когда

они приходят к вам каждый день тоннами, по почте, работающей со скоростью

улитки. Он отвечал на все письма, диктуя ответы помощникам.

Парикрама в те времена проходила в сопровождении всадников на конях. Сейчас

мы используем рацию, чтобы знать, что происходит на разных концах парикрамы.

Но тогда Кешава Махараджа, который, очевидно, был кшатрием и владел

искусством верховой езды, и группа других преданных ездили на лошадях из

одного конца парикрамы в другой и следили за порядком. На ночь все

располагались в лагере. В центре этого лагеря находилась палатка

Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и ведущих проповедников, а вокруг —

остальные палатки. В те времена было тоже небезопасно. Парикрама проходила

по всем девяти островам.

Как уже рассказывал Бхакти Чару Махараджа, в Навадвипе Бхактисиддханта

Сарасвати Тхакур активно проповедовал дайва-варнашраму: все без исключения

могут заниматься практикой преданного служения и стать членами движения

Господа Чайтаньи. Но он пошел еще дальше, провозгласив, что чистый преданный

достоин звания брахмана. Он давал упанаянам, брахманский шнур, тем, кто не

был по рождению брахманами. Мы продолжаем эту традицию. Кастовые брахманы —

мы слышали, что некоторые из них были демонами, явившимися в Кали-югу в

семьях брахманов, — негодовали.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур боролся с тем, чтобы в храмах не брали

плату за вход. В некоторых храмах в те времена была входная плата, как будто

это не храм, а «Диснейленд». Плата взималась не за то, чтобы посетить

выставку, как, например, у нас в Маяпуре, а за то, чтобы посмотреть на

Божества. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что даршан Божеств

должен быть бесплатным, за Божества не нужно платить. Таким образом, он

очень активно проповедовал, борясь со всевозможными предрассудками и

беззаконием.

Кастовые брахманы так разозлились на него, что когда его парикрама пришла в

Навадвипу, они начали бросать с крыш камни и кирпичи, намереваясь его убить.

Тогда один из учеников схватил его, забежал с ним внутрь ближайшего дома,

отдал ему свою белую одежду, а на себя одел его шафрановую, изменил его

внешность. Затем ученик, переодетый Бхактисиддхантой, выбежал на улицу, и

кастовые брахманы преследовали его до тех пор, пока не поняли, что это

другой человек. (Смех.) Динамичная проповедь.

Дамодар Махараджа, глава соседнего храма, был одним из первых учеников

Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Он получил посвящение, когда ему было

где-то около двенадцати лет. Он рассказывал, что однажды он был вместе с

Бхактисиддхантой на вечерней прогулке. Уже взошла луна, и Бхактисиддханта

Сарасвати устремил свой взор на луну. Обступив его, преданные недоумевали:

«На что Гурудева смотрит? Почему он смотрит на луну?» Он начал говорить:

«Теперь жители Луны стали бахирмукха, материалистами, отвернувшимися от

Кришны. Поэтому нам нужно поехать туда и попроповедовать». (Смех.) В наше

время люди, конечно, говорят о полетах на Луну, иногда оживленно

дискутируют, но в начале 1900-х или 1920-х разговор о проповеди на Луне…

Очевидно, он говорил об этом неспроста.

Прабхупада рассказывал нам, как Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур организовал

FATE, большую выставку в Колькате со множеством диорам, которую посетило

множество людей. Технические средства в то время позволяли это сделать.

Диорамы изображали игры Кришны и разъясняли послание Кришны. Сотни тысяч

человек приходили на эту выставку с диорамами. Бхактисиддханта Сарасвати

использовал диорамы в проповеди, и Прабхупада сделал то же самое в

Лос-Анджелесе. Что означает FATE? First American Theistic Exhibition —

Первая Американская теистическая выставка. В храме Лос-Анджелеса, как и в

Маяпуре, в пристроенном помещении находится выставка с диорамами. Я помню,

Прабхупада говорил нам об этих выставках и даже привез нескольких своих

учеников, чтобы обучить местных умельцев искусству изготовления диорам. Мы

пригласили из Кришнанагара мастеров по лепке из глины. Сейчас до сих пор

Милан, который обучился еще в детстве, ездит повсюду и делает диорамы для

разных храмов ИСККОН. Он помогал также в Тирупати.

У меня была возможность побывать на Ультаданге — той улице, на которой, как

вы слышали, Шрила Прабхупада встретился со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати

Тхакуром. Однажды один преданный из Гаудия-матха предложил мне поехать туда

и посмотреть этот дом. Сейчас он продается. Раньше его не продавали, а

сейчас хотят продать. Если кто-то из богатых преданных хотел бы

приобрести… Гаудия-матховцы говорят, что если бы мы приобрели этот дом, то

они были бы вечно нам благодарны, поскольку это колыбель проповеди

Бхактисиддханты Сарасвати и место первой встречи Прабхупады с

Бхактисиддхантой Сарасвати. Мы знаем эту игру. Дерево джекфрут все еще там.

По крайней мере, когда я был там, оно было там. Это дерево, под которым

любил сидеть Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Этот дом, это дерево

джекфрут, эта крыша и все прочее — поистине исторические места.

Прабхупада говорил, что секрет нашего успеха кроется в удовлетворении

предыдущих ачарьев. На День ухода Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура он

рассказывал о том, как Бхактивинода Тхакур вместе с Джаганнатхой Дасом

Бабаджи нашли место рождения Господа Чайтаньи; как Бхактивинода Тхакур ходил

от дома к дому, собирая пожертвования на строительство первого храма; как

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур развивал этот храм, развивал Маяпур-дхаму.

Прабхупада сказал: «Я тоже смиренно пытаюсь развивать Маяпур-дхаму, чтобы

доставить удовольствие предыдущим ачарьям. Я очень благодарен, — продолжал

он, — всем преданным, этим многочисленным преданным санкиртаны, которые

помогают мне развивать Маяпур и доставить удовольствие предыдущим ачарьям».

Он внезапно остановился, замолчал и не мог больше сказать ни слова. Секрет в

том, чтобы совершать деятельность ради удовлетворения предыдущих ачарьев.

В заключение (поскольку председатель Джи-Би-Си уже волнуется),

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур оставил свое последнее письменное

наставление. Каким-то образом мы заполучили его бенгальский экземпляр. В нем

Бхактисиддханта Сарасвати дает несколько кратких наставлений о том, как бы

он хотел развивать парикраму в Маяпур-дхаме; как парикрама могла бы помочь

миру; как бы он хотел развивать Маяпур-дхаму, место рождения Чайтаньи

Махапрабху, эту самую милостивую обитель в мире; как бы он хотел, чтобы его

последователи печатали и распространяли книги, эту транцендентную

литературу, а также проповедовали посредством нама-хатт, развивали общины

прихожан и привлекали всех преданных к участию в маяпурской парикраме. Он

кратко изложил все.

Мне кажется, что мы упускаем один момент: помимо распространения книг, мы

также должны заботиться о пришедших людях, растить их и помогать им

становиться преданными, побуждать их участвовать в маяпурской парикраме и

маяпурском фестивале. Прабхупада говорил, что секрет его успеха в том, что

он пытался доставить удовольствие Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, просто

следуя его наставлениям.

Джая Шрила Прабхупада ки — джая!

Джая Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ки — джая!

Члены Джи-Би-Си должны прямо сейчас идти на заседание. Мы собираемся вновь

вернуться в храм около полудня и предложить пушпанджали.

Перевод Рага Марг даси 

Категории: Лекции