Маяпур, 22 марта 2008

  • на Vanamali
  • 1 мая, 2008
  • Комментарии к записи Маяпур, 22 марта 2008 отключены

Лекция Его Святейшества Шрилы Джаяпатаки Свами, для русских преданных

Хари хи ом тат сат. У нас нет никакой книги. Придется говорить о Чайтанье Махапрабху. Никто не возражает? Можете все немного поближе пододвинуться ко мне? Садитесь плотнее, другие люди еще подойдут.

Харе Кришна! В первую очередь, я поздравляю вас всех с Новым годом!
(Преданные: Харибол!)(Говорит по-русски) Как сказать (говорит по-
английски) «С Новым годом» по-русски? (Преданные подсказывают.) (Говорит по-
русски) С Новым годом!С Новым годом! (Преданные: Харибол!) С Новым годом!

Сегодня 522 год по летоисчислению Гаурабда… Мы надеемся, что в будущем все календари по всему миру изменятся и будут начинаться с Дня Явления Господа Чайтаньи. (Аплодисменты, Харибол!) Вчера я хотел прийти на ваше русское празднование Гаура-пурнимы, но не смог, поскольку к тому времени еще не успел подобрать имена для инициирующихся преданных.

Сегодня Джаганнатха Мишра ликует. Вчера у него родился прекрасный ребенок, прекрасный сын. Какое счастье для родителей! Джаганнатха Мишра хочет всем раздавать пожертвования. Он раздал все, что у него было. А все, чего у него не было, раздал мысленно. Он вне себя от счастья.

В Индии существовала традиция, когда в дом новорожденного приходили бедные брахманы ради того, чтобы благословить ребенка и получить взамен
пожертвования. Их называли бхатами. Эти люди пришли.           

(Читает фрагменты из «Чайтанья-чаритамриты», Ади-лила, глава 13) Записи Сварупы Дамодары и Мурари Гупты легли в основу «Чайтанья-чаритамриты».
Приехала Сита Тхакурани. Ее привезли на паланкине. Она одарила «оправленные в золото тигриные когти, шелковые и кружевные пояски, ножные и ручные украшения, красочные шелковые сари и шелковую детскую одежду. Младенцу были преподнесены золотые и серебряные монеты и много других дорогих подарков»
(Ч.-ч., Ади 13.113). Таким образом, она привезла ребенку множество бесценных даров.

Она прибыла на закрытом паланкине, который несли четверо носильщиков. Это означает, что она была очень знатной дамой. Ее нога никогда не касалась земли за пределами ее дома. Она никогда не ездила на метро или автобусе и не летала на самолете. Ее носили только на паланкине. Она привезла с собой множество даров, приносящих удачу. Есть такая особая лианоподобная трава, которая называется дурба. Говорится, что цвет кожи Господа Рамы подобен цвету травы дурба. Сита Тхакурани привезла в большой корзине свежую траву дурба, нелущенный рис, особое благовоние, изготовленное из коровьего навоза, куркуму, киноварь и сандаловую пасту. Также она принесла дары для Шачиматы.

Сита Тхакурани была поражена, увидев новорожденного, «ибо Он выглядел точь-в-точь как Кришна — только цвет Его тела был другой» (Ч.-ч. Ади 13.
115). Точь-в-точь как Кришна из Гокулы. Только цвет Его тела был золотым.
Прабхупада говорит в комментарии, что у Ситы Тхакурани были носильщики, которые несли по две большие корзины с дарами на концах лежащего на плечах шеста. Далее Прабхупада пишет, что когда он был в Индонезии, то видел, как там до сих пор пользуются таким способом переноски грузов и багажа. На индийских вокзалах можно увидеть носильщиков, которые носят багаж на голове. Вы видели таких людей? Кто-нибудь видел? Пятьсот лет назад люди переносили грузы точно так же.

«Сита Тхакурани была охвачена таким сильным материнским чувством» (Ч.-ч. Ади 13.116). (Можно включить все вентиляторы, кроме того крайнего, который издает неприятный звук. Мы хотим, чтобы головы русских проветривались.
Потому что русские живут в холодной стране). Когда Сита Тхакурани увидела ребенка, то ей показалось, будто сердце ее стало таять. Говорится, что она беспокоилась о будущем ребенка и, «чтобы защитить Его от духов и ведьм, нарекла Его Нимаем» (Ч.-ч. Ади 13.117). Прабхупада прославляет дерево ним.
В Индии сотни тысяч и миллионы этих деревьев. Лекарство, сделанное из нима, излечивает даже проказу. Активное вещество, содержащееся в ниме, — это маргозиновая кислота. Она лечит огромное множество заболеваний. Ним — это дерево, приносящее удачу, и поскольку все желали удачи Нимаю, Его назвали в честь нима.

Прабхупада всегда чистил зубы веточками дерева ним. Надо взять веточку, разжевать ее с одной стороны, так чтобы она стала похожа на щетку, и чистить ею зубы. Затем расщепить веточку по длине напополам и почистить язык. Прабхупада говорил: «Вот это прогресс». Гигиеничная и экологичная зубная щетка. Вы пользуетесь пластиковой зубной щеткой на протяжении нескольких месяцев, и в ней скапливается множество бактерий. Индийская система более гигиенична и экологична: раз почистил — и выкинул. При этом мы не загрязняем окружающую среду. Кто пробовал чистить зубы веточкой нима?
Так много!  

После рождения Господа Чайтаньи в доме Джаганнатхи Мишры и Шачиматы всегда было вдоволь зерна и денег, поскольку все приносили пожертвования. «Глядя на свое любимое дитя, родители день ото дня становились все счастливей»
(Ч.-ч. Ади 13.119). Кто из вас хотел бы, чтобы Господь стал его ребенком?
Поднимите руки повыше. Это называется ватсалья-расой. Служение Господу с родительской любовью. Растя свое любимое дитя, Джаганнатха Мишра и Шачимата были счастливы. Все родители любят своих детей. Но если вашим ребенком становится Сам Господь, тогда вы не просто наслаждаетесь материальным счастьем, а получаете духовное благо.

аичхе прабху шачи-гхаре, крипайа каила аватаре, йеи иха карайе шравана гаура-прабху дайамайа, танре хайена садайа, сеи пайа танхара чарана

(Обращаясь к переводчику) Перевод? «Так, по Своей беспричинной милости, Господь Чайтанья Махапрабху явился в доме Шачидеви. На всякого, кто услышит рассказ о Его пришествии, Господь Чайтанья прольет Свою милость и поможет ему обрести лотосные стопы Господа» (Ч.-ч. Ади 13.122). Гауранга! Гауранга!
Гауранга!

Следующий стих очень интересен.

паийа мануша джанма, йе на шуне гаура-гуна, хена джанма тара вйартха хаила паийа амритадхуни, пийе виша-гарта-пани джанмийа се кене нахи маила

(Смотрит на переводчика, и он отвечает: «Бангла джане на» — не знаю бенгали). Перевод: «Любой, кто родился в теле человека, но не поклоняется Шри Чайтанье Махапрабху, упускает предоставленные ему возможности. Если человек не пьет из Амритадхуни — реки нектара преданного служения, а предпочитает пить из отравленного колодца материального счастья, то лучше бы ему вовсе не жить, а сразу умереть» (Ч.-ч. Ади 13.123). Вы знаете кого- нибудь, кто пытается наслаждаться материальным счастьем и не пьет нектара реки Амитадхуни — нектара преданного служения? Вы встречали когда-нибудь в своей жизни таких людей? Мы хотим, чтобы все эти люди испили нектар и плавали в реке Амритадхуни.

Комментарий к этому стиху также очень интересен. Прабхупада говорит: «У Шри Прабходхананды Сарасвати в «Чайтанья-чандрамрите» (37, 36, 34) есть похожие
стихи:

ачаитанйам идам вишвам йади чаитанйам ишварам на видух сарва-шастра-джна хй апи бхрамйанти те джанах

«Материальный мир лишен сознания Кришны. Господь же Чайтанья Махапрабху является олицетворением сознания Кришны. Поэтому, если ученый человек ничего не знает о Шри Чайтанье Махапрабху, это значит, что он без толку блуждает в этом мире». (Перестает читать комментарий.)

Поклонение Господу Чайтанье — единственный способ в Кали-югу выбраться из этого материального мира рождения и смерти. Это гарантированный путь спасения. Нужно просто воспевать и заниматься преданным служением. Даже если человек весьма образован, но не знает науку преданного служения, то он впустую тратит свою человеческую жизнь, оставаясь в круговороте рождений и смертей. Он без толку блуждает в этом мире. Мы хотим помочь людям. Мы пытаемся дать им нектар.

Однажды я гулял по парку не то в России, не то в Польше, я не помню, и увидел молодых людей, которые пели какую-то песню. Все, что я понял из слов этой песни, было: «Водка, водка, водка, водка, водка, водка…» Я спросил их, о чем эта песня. «Пей водку. Водка приносит счастье. Водка — это все.
Мы любим водку». Наверно, вы знаете эту песню? (Преданные: Нет.) Нет.
(Говорит по-русски) Очень хорошо.

(Говорит по-английски) Так люди пытаются выжать крупицы счастья из отравы одурманивающих веществ, мясоедения, азартных игр, незаконного секса. Они думают, что помимо этого, счастья никакого нет. Потому что они не знают о Господе Чайтанье. Как только человек соприкасается с учением Господа Чайтаньи, то входит в реку Амритадхуни, текущую от Его лотосных стоп. Кто из вас хочет испить нектара, текущего от лотосных стоп Господа Чайтаньи?
(Преданные: Харибол!) (Говорит по-русски) Очень хорошо.

(Продолжает читать комментарий, Ч.-ч. Ади 13.123)

прасарита-махапрема-пийуша-раса-сагаре
чаитанйачандре пракате йо дино дина эва сах

«Кто не пользуется возможностью испить нектара преданного служения, когда он льется через край там, где поклоняются Шри Чайтанье Махапрабху, — тот последний из бедняков». (Перестает читать)

Движение Господа Чайтаньи дарует нам бесценный нектар, бесценный драгоценный камень. Тот, кто обладает этим драгоценным камнем, — самый богатый в мире человек. Ибо этот камень дарует бессмертие, вечное счастье и вечную любовь к Кришне.

В то время, когда я присоединился к Движению, мои родители и их родители были мультимиллионерами. У них было тогда, может, около 100 миллионов долларов. Но они не были счастливы, хотя иногда изображали себя счастливыми. Когда я уехал в Канаду, в Монреальский храм, созданный Прабхупадой, то был без гроша в кармане. В храме не было денег, чтобы платить за аренду. Я был брахмачари. В 1968 году не было еще книг, которые можно было бы распространять. Поэтому всем брахмачари было сказано устраиваться на работу и зарабатывать деньги на аренду храма. Я устроился в одной забегаловке уборщиком: протирал столики и подметал пол. Во время работы я вспоминал лекции Прабхупады, повторял Харе Кришна и был очень счастлив.

Однажды к нашему кафе подъехал на «Мерседес-бенце» один богатый человек. Он зашел внутрь, заказал выпивку. Я в это время натирал полы и тихо, чтобы никто не мог разобрать слов, мурлыкал себе под нос (мурлычет мелодию Харе Кришна). При этом я улыбался. Этот богач уставился на меня. Может, он был олигархом. И он мне говорит: «Ты почему такой счастливый?!! Ты — уборщик, самый низкий человек на земле! А у меня крупный бизнес. Я езжу на «Мерседес- бенце». На руке — часы «Ролекс». У меня есть жена, особняк, деньги. Почему же ты счастлив, а не я?»

Я хотел было ему рассказать, но на меня пристально смотрел начальник. Такие встречи случались со мной не раз. Люди думают, что станут счастливыми, если у них будет большая машина, большой домашний кинотеатр и всевозможные материальные удобства. Но все это внешние вещи. Производители хотят, чтобы мы что-то покупали, выбрасывали и вновь покупали — так они зарабатывают большие деньги. Но истинное счастье — это внутреннее счастье. Всякий, кто соприкасается с движением Чайтаньи Махапрабху, с легкостью обретает его.
Напротив, тот, кто обладает несметными материальными богатствами, но не вкусил нектара Господа Чайтаньи, не добивается успеха.

Я думаю, все вы хоть раз участвовали в Гундича-марджане. Мыли и подметали храм и были счастливы, потому что делали это для Кришны. Мы не против того, чтобы олигархи жертвовали миллионы для Кришны, например, на строительство храмов. В любом случае, они не смогут взять все свои деньги с собой в момент смерти, если у них к тому времени еще что-то останется. Если правительство не отберет или фондовая биржа не рухнет. В Америке крах фондовой биржи приводит к тому, что люди кончают жизнь самоубийством, выпрыгивая из окон. Они не представляют, как можно быть счастливым без денег.

Мы стараемся сделать людей счастливыми, давая им книги Прабхупады, давая им Кришну. Следующий стих из «Чайтанья-чандрамриты» гласит:

аватирне гаурачандре вистирне према-сагаре супракашита-ратнаугхе йо дино дина эва сах

«Явление Господа Чайтаньи Махапрабху — океан нектара, который простирается без конца и без края. Тот, кто не собирает драгоценные камни в этом океане, — несчастнейший из несчастных» (Ч.-ч Ади 13.123, комм).

Все вы плаваете в этом океане. Вы приехали в Маяпур и наслаждаетесь океаном нектара. И вы собрали драгоценные камни. Гауранга! (Преданные: Гауранга!) Гауранга! Теперь, имея эти драгоценности, вы — не последние бедняки. А кто хочет собрать еще больше драгоценных камней? Продолжайте плавать в океане нектара Господа Чайтаньи и собирать драгоценные камни.

Вчера, подбирая имена для инициирующихся преданных, я просмотрел около тысячи имен Радхарани и наткнулся на одно интересное имя — Мани Малини.
Малини означает «украшенная гирляндой или ожерельем». Мани означает «жемчужины». Следавательно, Мани Малини — это та, что носит жемчужное ожерелье. Радхарани украшена жемчугом и драгоценными камнями, и эти драгоценности — это Ее любовь к Кришне. Если бы мы смогли получить хоть
каплю Ее любви к Кришне, то наша жизнь увенчалась бы успехом.     

Жил во времена Господа Чайтаньи один преданный. Он использовал уникальный метод проповеди. Он приходил домой к влиятельным людям, например к Чханду Кази, и говорил: «Господин, вы очень хорошо выглядите. Вы очень знатный человек. Вы очень богаты. Вы обладаете огромными познаниями. У вас столько материального богатства. И у меня к вам есть лишь одна нижайшая просьба.
Могу ли я обратиться к вам с ней?» — «Хорошо, хорошо, что за просьба?» —  «Пожалуйста, забудьте обо всем этом. Все это не поможет вам обрести подлинное сокровище духовного нектара. Если вы хотите обрести подлинное сокровище, пожалуйста, воспевайте: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна,
Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».    

(Продолжает читать комментарий) «В «Шримад-Бхагаватам» также говорится:
«Человек, который не имеет связи с сознанием Кришны, даже если он занимает высокое положение в человеческом обществе, ничем не лучше большого животного. Таких больших животных обычно почитают другие животные, наподобие свиней, собак, верблюдов и ослов. У того, кто не использует уши, чтобы внимать повествованиям о Верховной Личности Бога, ушные отверстия подобны норам в земле; его язык ничем не лучше языка лягушки, который трезвонит впустую, привлекая змею смерти. (Ква-ква-ква — квакает по- лягушачьи, преданные смеются.) А человек, который никогда не касался пыли на лотосных стопах великих преданных и не вдыхал аромата листьев туласи, преподнесенных лотосным стопам Господа, ничем не лучше мертвеца, хотя кажется, будто он живет и действует».

(Читает только что переведенный стих на санкрите)

дживанчхаво бхагаватангхри-ренум
на джату мартйо бхилабхета йас ту
шри-вишну-падйа ману-джас туласйах
швасан чхаво йас ту на веда гандхам

Прекрасный стих. Далее в комментарии приводится еще один стих из «Бхагаватам»:

нивритта-таршаир упагийаманад
бхаваушадхаччхротра-мано бхирамат
ка уттама-шлока-гунанувадат
пуман вираджйета вина пашу-гхнат

Понятно?

«Кто, кроме мясника или убийцы собственной души, откажется слушать, как прославляют Верховную Личнось Бога? Эти прославления доставляют радость тем, кто свободен от скверны материального мира» (Перестает читать комментарий).

Однажды в Гонконге мне повстречался один богатый бизнесмен. Я попросил его повторять мантру Харе Кришна. И он мне ответил: «Знаете ли, я не хочу возвращаться домой, к Богу. Я богатый бизнесмен. Я счастлив. Для того чтобы вернуться домой, к Богу, нужно сидеть круглые сутки и повторять джапу. Я не хочу домой, к Богу. Я хочу наслаждаться жизнью». Но я продолжал проповедовать, и в конечном итоге, его жена согласилась воспевать. Никто прежде мне не говорил, что не хочет домой, к Богу! Я был поражен. Конечно, бывают преданные, которые говорят, что не стремятся попасть в духовный мир, а согласны где бы то ни было служить Господу.

Так или иначе, многие люди пребывают в иллюзии, заявляя, что хотят оставаться в материальном мире. Но иногда они просто блефуют. Однажды в Сан- Франциско (США, штат Калифорния) я проповедовал одной женщине с ребенком. В Сан-Франциско довольно часто бывают землетрясения, поскольку этот город находится в зоне геологического разлома Сант-Андреаса. Иногда даже говорят, что Сан-Франциско и Лос-Анджелес могут уйти под воду. Как бы там ни было, я рассказывал ей о Кришне. «Я не верю в Бога! — заявила она. — Все это чепуха. Я ни во что не верю. Вы сами все придумали». И вдруг началось землетрясение. Все задрожало, стекла зазвенели. Эта женщина настолько перепугалась! Она подумала, что дом сейчас рухнет. «Господи, помоги! — закричала она. — Господи, спаси! Я не хочу умирать!» Так, иногда люди выставляют себя неверующими, но, оказавшись в подобной ситуации,
поворачиваются к Богу.        

Все вы очень дороги Кришне. Вы повторяете Его имена, слушаете о Его играх, посещаете святую дхаму, служите Его преданным. Где бы вы ни оказались, Кришна захочет вам помочь. Вы должны стараться делать то, что доставит Ему удовольствие. Вы попробовали на вкус нектар, вы собрали какое-то количество драгоценных камней, теперь постарайтесь раздать это другим. Все вы посланники Кришны.

Вы приглашали на открытие Русского центра русского консула? Я думаю, он приезжал. Сейчас, когда у вас есть Русский центр в Маяпуре, пожалуйста, приезжайте регулярно. Если будет на то воля Кришны, я приеду к вам в Россию. Русские преданные очень дороги мне. (Повторяет еще раз для переводчика, думая, что он не перевел) Русские преданные очень дороги мне.
(Преданные: Харибол!) Мы молились за вас, когда у вас еще был Советский Союз. Теперь у вас свободная демократичная Россия. Пользуйтесь возможностью распространять сознание Кришны, и вы сможете вернуться в поистине свободный духовный мир. Харе Кришна.

Категории: Лекции