Маяпур, 20 марта 2008

  • на Vanamali
  • 10 октября, 2008
  • Комментарии к записи Маяпур, 20 марта 2008 отключены

Семинар по «Чайтанья-лиле» (а также по книге Бхактивиноды Тхакуры
«Кальяна-калпатави»)Лекция 5

Утром было объявлено, что в семь часов у нас будут вопросы и ответы. По
расписанию с пяти до семи у меня должна была быть встреча с членами
Благотворительного фонда Бхактиведанты Свами (Bhaktivedanta Swami Charity
Trust), но один из важных участников, Шрила Бхакти Валлабха Тиртха
Махараджа… (он из Гаудия-матха, ему 81 год, у него проблемы с сердцем, он
специально отменил все прочие мероприятия ради этой встерчи) …ему нужно
было немного отдохнуть. Он отдохнул и пришел только около 18.45, поэтому
наша встреча продлилась до восьми. Я прошу прощения, но я в этой ситуации
ничего поделать не мог.

Вы приготовили свои вопросы? Мы почитаем немного из четвертой части
«Годрума-калпатави». Отчет инспектора.

«Корень дерева Шри Шри Нама-хатты находится в Шри Шри Навадвипа-дхаме, Шри
Шри Сурабхи-кундже, на Шри Годрума-кшетре, а его ветви простираются по всей
Индии. Работники время от времени путешествуют от главного рынка по разным
местам, чтобы посмотреть, как развивается деятельность нама-хатты. При сем
прилагаются отчеты инспекторов об увиденном».

Комментарий: Бхактивинода Тхакур, так же как и Нитьянанда Прабху, основал
свою штаб-квартиру нама-хатты в Сурабхи-кундже, на Годруме, в
Навадвипа-дхаме. Штаб-квартире подчинялись многочисленные ветви нама-хатты.
За работой этих ветвей, или филиалов, нама-хатты призваны были следить
инспекторы. Здесь Бхактивинода Тхакур называет их инспекторами, но иногда он
называет их сенапати. Суть в том, что если у вас есть нама-хатта или
бхакти-врикша, то обязательно должен быть инспектор, который бы следил за
тем, чем вы занимаетесь, вдохновлял и помогал решать любые проблемы. Это
первый написанный от руки отчет, датированный 406 годом. Сколько будет 522
минус 406? 116 лет назад. Это 1892 год Христабда. Читаем.

«21 число месяца Бхадра, 406 год Чайтаньябда, воскресенье. Дворник
нама-хатты, рыночный обозреватель и двое других работников нама-хатты
посетили нама-хатту Шри Рампурнага в районе Хугхли».

Хугхли — это один из районов Западной Бенгалии.

«Там, в новом храме Махапрабху, коммивояжер Шри-юта Кришнакишора Госвами
провел собрание преданных брахманов и вайшнавов. После короткого обсуждения
на тему бхакти и варнашрамы коммивояжер Шриюта Калидаса Саха вместе с
другими преданными сладко исполнил молитвы «Шикшаштака» Господа Чайтаньи,
опубликованные в четвертой гуччхе «Бхактисиддханта-малы».

Собравшиеся работники нама-хатты чувствовали необычайное удовлетворение,
видя проявления поразительной преданности Шри Чайтанье у собравшихся
брахманов».

Бхадра — это один из месяцев бенгальского календаря, месяц сезона дождей.
Может, где-то в августе-сентябре. В отчете говорится, что инспектор вместе с
другими преданными посетили нама-хатту, упрочили положение чистого бхакти и
варнашрамы. Предполагается, что мы должны развивать систему
дайва-варнашрамы. Они проводили программу, пели «Шикшаштака» и киртаны. Все
работали сообща и были полны энтузиазма. Бенгальский перевод написанной на
санскрите «Шикшаштаки» Господа Чайтаньи были опубликованы, наряду с другими
произведениями, в «Бхактисиддханта-мале», собрании духовных наставлений.

Бывает, что брахманы, особенно кастовые, не очень благосклонны к Движению
Господа Чайтаньи, но здесь показывается обратное: они более благосклонны.

Ашар, бхадра, ашвин и карттика — это четыре месяца сезона дождей. Все мы
знаем месяц карттика, или месяц Дамодары. Карттике предшествует ашвин.
Читаем.

«5 число месяца ашвин, Чайтаньябда 406, понедельник. Дворник нама-хатты,
помощник и знаменосец прибыли в город Гхатал миднапурского района».

Этот район находится на юге Бенгалии, недалеко от границы с Ориссой. Город
Гхатал есть и по сей день.

«Под пение святых имен преданные сопроводили работников нама-хатты в
Хари-шабху. Более тысячи преданных нама-хатты участвовали в массовой
санкиртане. На следующий день, на восходе солнца, вместе с преданными
Рамдживанпура они провели блаженный киртан, а после ознакомились с
деятельностью нама-хатты в прапаннашраме Шри-юты Кунджа-бихари-пайны. Более
тысячи преданных громко воспевали имя Хари. Командующий нама-хатты этого
района Шри-юта Умачарана Видьяратна радушно встретил дворника Бхактивиноду,
его помощника Бхактибхрингу, преданного Ситанатха и других работников
нама-хатты. Дворник Бхактивинода прочитал лекцию о славе Святого Имени».

Итак, даже более 110 лет назад инспекторов, старших преданных, встречали
киртаном и сопровождали киртаном. В тот вечер был просто непрекращающийся
киртан, на следующее утро — снова харинама. Как все хорошо получилось!
Прапаннашрам значит «ашрам предания себя Господу». Это одно из названий
нама-хатты. Все воспевали Святые Имена. Сенапати этого района, или
командующий, тепло встретил Бхактивиноду Тхакура и его помощников. Программа
поистине удалась. Бхактивинода Тхакур прочитал лекцию о славе Святого Имени.
Кто из вас хотел бы послушать лекции Бхактивиноды Тхакура? (Одна матаджи
выкрикивает: Харибол!) Отлично, как же вы это сделаете? (Преданные смеются.)
Я знаю, я не Бхактивинода Тхакур! (Преданные вновь смеются.) К сожалению, в
те времена не было магнитофонов, МР3-диктофонов, поэтому послушать никак
нельзя. Но Бхактивинода Тхакур был также писателем, и мы можем читать его
книги.

В те дни санньяси и отреченные люди создавали немало проблем. Они не
следовали принципам. Поэтому Бхактивинода Тхакур пропогандировал семейную
жизнь: лучше оставаться грихастхой и мало-помалу практиковать сознание
Кришны. Позднее Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур делал акцент на важности
санньяси и брахмачари, создавал Гаудия-матхи. Матхи — это монастыри. План
Прабхупады был таков, чтобы грихастхи и отреченные преданные трудились
сообща: грихе тхако, ване тхако, сада хари боле дако — кем бы ты ни был,
грихастхой или санньяси, воспевай Харе Кришна. Здесь, в Маяпуре, мы
воспеваем все вместе. Каждый преданный имеет право делать любое служение.
Разница лишь в том, что грихастхи зарабатывают деньги и оставляют их себе, а
брахмачари, если они, например, собирают пожертвования на храм и т.п.,
отдают. Это своего рода синтез. Прабхупада соединил воедино то, что
предлагали предыдущие ачарьи.

Отчет продолжается:

«Захватывающая лекция и вайшнавские песни его собственного сочинения
наполнили собравшихся преданных премой. Коммивояжер Шри-юта Рамадас Бабаджи
и Шри-юта Дхарачандра Таркаланар порадовали собрание нектарными лекциями.
Затем погрузившись в чистую нама-санкиртану, громкое воспевание имен Хари,
преданные разошлись только через три часа после наступления темноты».

Комментарий: Бабаджи, отреченные люди, тоже работали с Бхактивинодой
Тхакуром. Так же как и коммивояжеры, они давали лекции. Через три часа после
наступления темноты — это около девяти часов вечера. Они не задерживались
допоздна, поскольку все вставали на мангала-арати. Мы должны следовать по их
стопам. У них не было рупоров, но они проводили потрясающие киртаны.

——————————
(Начались вопросы)

ВОПРОС: Что такое себялюбие в духовной жизни? Чем отличается себялюбие от
эгоизма? Я нередко думаю, что преданные судят себя и критикуют себя, желая
продемонстрировать смирение. Или же это смирение и себялюбие — не одно и то
же?

ОТВЕТ. Сегодня мы читали в одном из стихов, что убийцы души, атма-гхна, и
убийцы животных, пашу-гхна, лишают себя возможность развиваться духовно. Мы
любим себя, мы знаем, что самоубийство — это отрицание существования Кришны,
зависть к Кришне, зависть к преданным Кришны. Ваше истинное «Я» — это
Кришна. Это в наших собственных интересах. Иногда преданные ведут себя
смиренно перед Господом. Даже Бхактивинода Тхакур подписывал свои письма:
«Самый падший, никудышный, никчемный дворник нама-хатты Бхактивинода
Тхакур». Мы же хотим писать не «самый никчемный», а «первоклассный,
прекрасный преданный»! (Одному преданному) Ты смиренный, ты слуга. Но можно
и перестараться.

Однажды, помнится, мне пришло письмо: «Я — никуда не годный человек, и все,
что со мной связано, ничего не стоит. Мои поклоны — все равно что
испражнения. Я предлагаю свои поклоны у ваших лотосных стоп!» (Преданные
смеются). Все равно, что он «возлагает» на мои стопы испражнения! Нужно
думать, о чем вы говорите, стараясь быть смиренными. Смысл может получиться
совсем иным: «пожалуйста, примите мои испражнения — бесполезные поклоны».
(Преданные вновь смеются). Можете называть себя никчемными, но поклоны
должны быть искренним подношением — никак не испражнениями! (Преданные
вновь смеются.)

ВОПРОС: Я не могу всем сердцем предаться преданным, и я чувствую себя
виноватым. Как я могу предаться преданным всем сердцем?

ОТВЕТ. Господь Чайтанья учил, что мы должны по-разному строить свои
взаимоотношения с разными преданными. Тем, кто не очень строг в своей
практике, не является хорошим примером, но повторяет Харе Кришна, мы
оказываем почтение в уме. Мы вежливы с ними, но близко с ними не общаемся,
поскольку не хотим подпадать под их влияние и расслабляться. Следующая
категория преданных — те, кто получил инициацию и строго следует практике
сознания Кришны. В зависимости от того, что принято в нашем обществе, мы
называем их «прабху», «матаджи» или как-то еще и склоняемся перед ними. Тем
же, кто действительно предался Кришне, кто способен своей проповедью
рассеять наши сомнения и вдохновить многих людей стать преданными, — таким
преданным мы можем предаться. Таким образом, мы оказываем почтение всем
преданным. Когда мы предаемся им, то верим, что предаемся Самому Кришне.

ВОПРОС: Харе Кришна. Я хочу узнать, почему красота Гауранги Махапрабху
считается оружием?

ОТВЕТ. Оружие — это нечто, чем можно победить другого человека, верно?
Например, у вас есть газовый баллончик. Если кто-то нападет на вас, вы
прыснете газ ему в глаза, и он уже дееспособен. Если кто-то нападает на вас,
если кто-то враждебен — в данном случае если кто-то враждебен к Кришне, —
тогда Кришна покоряет его Своей красотой. Просто видя красоту Кришны, люди
очищаются. Считается, что красивый человек — хороший человек. Красота
Господа сравнима с оружием, уничтожающим враждебность людей. Господь
Чайтанья был так прекрасен, что мистическим образом люди прекращали
относиться к Нему враждебно и начинали верить Ему. Разве в наше время не
используют красивых женщин в рекламе какой-нибудь продукции? Туалетные щетки
в руках красотки или новая машина, поверх которой лежит женщина. Кока-кола
или что-то еще… В рекламе задействуют красивых женщин или привлекательных
мужчин. Это один из способов завоевать людей.

ВОПРОС: Харе Кришна, Гуру Махарадж! Джая! Пожалуйста, примите мои
почтительные поклоны. Не могли бы вы разъяснить следующее: бхакти в
варнашраме или варнашрама с бхакти?

ОТВЕТ. Что такое бхакти в варнашраме? Звучит совершенно одинаково. Бхакти в
варнашраме или варнашрама с бхактиа То, что нам нужно, — это бхакти,
ориентированное на дайви-варнашраму. Варнашрама — это значит, что все служат
Кришне согласно своей природе, и тот, кто служит Кришне, считается человеком
высшего класса.

ВОПРОС: Если чья-то сварупа — быть на Вайкунтхе, может ли он оказаться на
Голоке Вриндаване? Если чья-то сварупа — быть на Голоке Вриндаване в
умонастроении слуги, травинкой, например, может ли он изменить это
умонастроение на умонастроение друга?

ОТВЕТ. Это вопрос технический. Мы понимаем, что наша сварупа — это наша
изначальная форма. Обретая свою сварупу, мы обретаем полное удовлетворение.
Может кому-то нравится быть Хануманом и служить Господу Раме. Зачем ему
отправляться на Голоку, когда ему хорошо в Айодхье? В
«Брихад-бхагаватамрите» описано, как в поисках Кришны Гопа Кумар побывал на
всех планетах. Его сварупа — быть мальчиком-пастушком, другом Кришны.
Поэтому он не мог успокоиться, пока наконец не достиг Голоки Вриндаваны.
Если бы его сварупой была Нараяна-сева, он не захотел бы продолжать свой
путь и был бы счастлив с Нараяной. Но поскольку его сварупа была иной, он
нигде не мог обрести удовлетворение, пока не достиг Кришны.

Говорится, что умонастроение слуги, например травинки, — это нейтральные
отношения, шанта-раса. Под слугой подразумевается такой человек, как Дарука,
активный слуга Господа. Если чья-то сварупа — быть другом Кришны, тогда он
будет развивать дружеские взаимоотношения. Что такое наша сварупа? Это наше
изначальное положение. Все мы обращаемся к Кришне в умонастроении слуги.
Будучи слугами, мы смотрим на Его стопы. И тогда Кришна берет нас за
подбородок и приподнимает нашу голову. Если до живота — это значит дружеские
отношения, до груди — родительские, до лица — супружеские. Мы приближаемся к
Кришне в умонастроении слуги. Это одинаково для всех рас. Все служат Кришне.
Как именно мы служим — как друг, родитель, любовник или жена, — это
откроется позже.

ВОПРОС: Что нам думать и как толковать некоторые объяснения из
«Шримад-Бхагаватам», такие как, например, что планета Земля плавает по
поверхности воды и что вокруг Земли летает множество спутников и космических
кораблей. Мы никогда не слышали, что какая-то вода соприкасается с нашей
планетой. Большое вам спасибо за ответ.

ОТВЕТ. Если кто-то собирается задать вопрос по какой-нибудь шлоке из
«Бхагаватам», то лучше процитировать всю шлоку, где якобы такое говорится. Я
такого не читал. Порой люди задают вопрос по тому, о чем в писаниях и не
говорится! Говорится что-то иное.

Наша солнечная система, как описывают писания, подобна различным кольцам,
океанам и островам. Орбиты различных планет располагаются вокруг солнца,
однако у Садапуты Прабху есть теория, что все вращается вокруг Земли. У
Данавиры Махараджи более традиционный взгляд. Эти расхождения продолжают
обсуждаться. Прабхупада говорил: «Пятая Песнь очень замысловатая». И он
хотел даже узнать мое мнение! Я пытаюсь понять теорию каждого, разобраться в
ней и представить правильную теорию в храме ведического планетария. В июне у
нас будет очередное заседание комитета по этому вопросу. Я не хотел бы
слишком умничать, блистая знанием Пятой Песни. Есть разные теории, и все они
небезосновательны. Я многое слышал от Садапуты, я работал с ним. Он говорит,
что согласно гелиоцентрической теории, все вращается вокруг солнца, а
согласно геоцентрической — вокруг Земли. Когда ученые запускают спутник или
космический корабль, то расчитывают его путь относительно Земли, поскольку
они хотят, чтобы он вернулся на Землю. Таким образом, в космическом
пространстве все относительно. Какая из теорий правильная? Согласно одним
расчетам, солнце вращается вокруг Земли. Все относительно. Но нет никакой
разницы. Просто иной подход. Если рассматривать отношения планет и солнца,
то все они вращаются вокруг солнца. Если солнце вращается вокруг Земли, то
планеты по своим орбитам вращаются вокруг солнца. Эти орбиты имеют
определенную ширину, и эта ширина, как выяснилось, лишь на полпроцента
отличается от расчетов «Бхагаватам». Согласно наблюдениям современных
ученых, орбиты планет соотносятся с чем-то, что, как предполагается,
является океаном воды или океаном масла. Может быть, когда говорят про
океаны в космическом пространстве, нужно понимать это не буквально. Где-то
могут быть океаны. Так объясняет Садапута. У Данавира Махараджа, насколько я
знаю, другое мнение. Они пытаются решить, чья теория вернее. Но в свете
современной науки теория Садапуты очень убедительна. В «Бхагаватам» все это
рассказывалось царю, у которого не было ни телескопа, ни особой подготовки,
поэтому задача была — объяснить ему аллегорически, как различные планеты
соотносятся друг с другом. Но оказалось, что эти расчеты абсолютно совпадают
с теми, которыми пользуется современная наука, и это очень впечатляет.

Однажды Прабхупада гулял прямо здесь, на крыше, посмотрел на Луну и сказал:
«Взгляните, как Луна сияет и блестит. Когда они якобы летали туда…» В то
время активно обсуждался вопрос: летали ли космонавты на Луну или нет. Они
вернулись якобы оттуда и привезли какой-то черный камень. «Разве может
какой-то черный камень так сиять и давать нам такой белый и яркий лунный
свет?» Кто-то сказал: «Знаете, Прабхупада, они говорят, что Луна сделана из
зеленого сыра!» (Преданные смеются.) Что интересно, Прабхупада рассуждал
очень логично: «Они утверждают, что летали на Луну, но сейчас они хотят
полететь вновь и говорят: «Мы собираемся полететь вновь, но, учитывая
быстрые темпы технического прогресса, нам потребуется еще десять лет. Почему
именно десять лет?» Это заставляет задуматься. Может быть, это было не
так-то просто. Не только мы сомневаемся в том, что они действительно летали
на Луну!

Еще в Канаде я читал во французском журнале… Есть видео так называемой
посадки на Луну, где космонавт машет рукой вот так (Гуру Махараджа
показывает). Исследователи увеличили эти видеокадры и обнаружили там комара
или муху! (Преданные смеются.) Как муха попала на Луну? (Преданные смеются
громче.) Говорят, что, наверно, съемка происходила где-то в пустыне Аризоны
или какой-то другой, внешне похожей якобы на Луну. Они создали некую
декорацию, на фоне которой космонавт идет вот так (Гуру Махараджа
показывает.) Но исследователи увеличили и обнаружили муху и много других
несуразиц. Мы не углубляемся в изучение этого вопроса. Прабхупада учил нас:
не верьте всему, что пишут в газетах! Мы стараемся понять, что сказано в
«Бхагаватам», и представить это ученым, чтобы они смогли понять, что Веды
поистине научны. Мы не должны слепо верить всему. Нужно понять и правильно
использовать то, что мы поняли. Это первостепенная задача ИСККОН — для
будущего храма в Маяпуре нам нужно точное описание нашей планетной системы.

ВОПРОС: Расскажите немного о поклонении шалаграму. Легко ли Ему поклоняться?
Обязательно ли шалаграм должен быть подарен или можно поехать в Гималаи и
взять Его там?

ОТВЕТ. Этот ученик действительно очень хотет поклоняться Кришне в образе
шалаграма. Можно поклоняться шалаграму просто или сложно. Суть в том, что
поклонение шалаграма-шиле — это упрощенное поклонение Божествам, поскольку
вы можете делать с шалаграмом все, что делают с Божествами: омывать и т.д.
Если у вас большие мраморные Божества, вы не обязаны омывать Их. Божества
принимают омовение через шалаграм. У Бхактисиддханты Махараджи много
шалаграмов, можете спросить его. Шалаграм можно омывать просто водой с
туласи, читая при этом определенные мантры, а можно использовать панча-гавью
или панча-амриту и украшать шалаграм — в зависимости от того, что вы хотите.
Есть одна бенгальская поговорка — джато гур, тато мисти — «Чем больше гура
(или сахара) кладешь в сладкий рис, тем слаще он становится». Хотите
увеличить стандарт вашего поклонения — пожалуйста. Если шалаграм, как,
например, Говардхана-шила, не был вам подарен, то, при обычном стечении
обстоятельств, вам нужно спросить позволения на поклонение Ему у своего
гуру.

ВОПРОС: Дорогой Гуру Махараджа, как мы должны вести себя с дхамаваси,
которые просят деньги? Правильно ли давать им деньги? Я слышал, Прабхупада
иногда давал попрошайкам деньги.

ОТВЕТ. Предпочтительнее давать им прасад. Его они могут съесть. Порой нищие
тратят деньги… на Западе они тратят их на выпивку, в Индии, наверно, на
марихуану или что-то в этом роде. Мы предпочитаем давать им прасад Кришны.
Однажды к Прабхупаде пришли члены какого-то комитета и стали просить у него
пожертвования на какую-то пуджу. Я не помню, кому предназначалась пуджа,
думаю, Кришне. Они построили для этой пуджи временный храм неподалеку от
нас. Секретарь Прабхупады ответил им: «Нет, мы ничего не можем вам дать». Но
Прабхупада сказал: «Нет, все впорядке, дайте им десять рупий». Бывает, едешь
по дорогам Бенгалии и пятьдесят подростков останавливают машину и говорят:
«Пожертвуйте на Сарасвати-пуджу». Можно попытаться дать им книгу или прасад,
но если они настаивают на деньгах, то лучше дать им две рупии и сказать
«Харибол». Как говорится, спасти свою шкуру. Я всегда даю попрошайкам
прасад.

ВОПРОС: Вы говорили, что, побывав в Шантипуре, человек обретает
говинда-бхакти. Чем отличается говинда-бхакти от кришна-бхакти?

ОТВЕТ. Поскольку Кришна и Говинда — имена одной и той же личности, почему
должно быть какое-то отличие? Единственная причина, почему я сказал
«говинда-бхакти», — это прямая цитата из «Чайтанья-бхагаваты»: «Любой, кто
почитает прасад в этот день в этом месте, обретет чистое говинда-бхакти».
Говинда-бхакти — это кришна-бхакти. Одно и то же.

ВОПРОС: Хотя с помощью практики бхакти человек освобождается от накопленной
кармы, мы убеждаемся на собственном примере, что очень трудно избежать
влияния законов природы и уйти от своей материальной судьбы. Как же
преодолеть влияние гун и предначертания судьбы, чтобы всегда пребывать под
защитой внутренней энергии Кришны?

ОТВЕТ. Прабхупада не использовал слово «судьба» в данном контексте, а
предпочитал ему словосочетание «наша природа». К примеру, в «Бхагавад-гите»
Кришна говорит Арджуне: «Твоя природа — быть воином, поэтому в конце концов
ты должен вступить в бой». Он не использовал слово «судьба». Судьба, или
предопределенность, — это значит у вас нет никакого выбора. Кришна же
говорит Арджуне: «Выбор за тобой, можешь сражаться или не сражаться. Если ты
откажешься сражаться, твоя природа вынудит тебя сделать это». Он говорил
так.

Мам ча йо вйабхичарена / бхакти-йогена севате / са гунан саматитйаитан /
брахма-бхуйайа калпате. В «Бхагавад-гите» говорится, что, служа Кришне,
человек может преодолеть влияние гун. Если в уме бродят разные идеи, можно
сказать себе: «Я не хочу это», — проигнорировать, оттолкнуть их или сказать:
«Я хочу нечто другое». Мы молим Кришну о прибежище. Что мы по-настоящему
хотим в преданном служении, так это стать сильнее. Какова наша природа? Для
одного — быть грихастхой, для другого — брахмачари. Кто-то может быть
учителем, а кто-то руководителем. Никаких проблем! Что бы вы ни делали,
делайте для Кришны. Проблема возникает тогда, если мы хотим сделать что-то,
недопустимое в сознании Кришны! Учитывая умственные и физические
возможности, постарайтесь найти свое место в жизни, чтобы эффективней
сражаться с майей.

Здесь есть еще несколько вопросов.

ВОПРОС: Почему сын Шрилы Прабхупады не походил на своего отца, а как раз
наоборот?

ОТВЕТ. Бхатисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада говорил, что если бы была
гарантия, что все дети стали бы преданными, он стал бы грихастхой и имел
сотню детей. Не гарантировано, что каждый ребенок станет чистым преданным.
Это его свободная воля. Мы стараемся дать детям самое лучшее, подбодрить и
вдохновить их, обеспечить хорошее общение. Но нет стопроцентной гарантии,
что каждый ребенок станет преданным. Даже у Господа Адвайты Ачарьи из шести
детей только трое стали преданными, а трое остальных — кастовыми госвами. А
он — Верховный Господь! Некоторые дети Прабхупады — очень хорошие, повторяют
Харе Кришна, посещают храм, уважительны. Один из них раньше казался хорошим,
но после ухода Прабхупады стал жадным и решил, что может забрать все деньги
себе.

Осталось только три вопроса.

ВОПРОС: Сакшад-дхаритвена означает, что гуру обладает хари-премой,
качествами Хари…

ОТВЕТ. Это не означает, что он Бог, но он обладает качествами Бога. Все
шастры утверждают, что его нужно почитать наравне с Кришной, поскольку он
Его представитель. Прабхупада говорил, что духовный учитель — это воплощение
милости Кришны!

ВОПРОС: Обычно меня раздражает общение с непреданными. Как мне развить
сострадание к людям всех сортов? Как мне научиться этому состраданию у вас?

ОТВЕТ. Просто продолжай. Практика приводит к совершенству.

Это я не знаю. Написано по-русски. Я думаю, это русский. (Читает по-русски)
Как… (Говорит по-английски) Начинается с «как»…

ВОПРОС: Как нам, обусловленным живым существам, развить личные
взаимоотношения с Кришной?

ОТВЕТ. Вот почему мы получаем посвящение — чтобы поднять на духовный
уровень. Раньше мы просто молились Богу: «Господи, дай нам хлеб наш
насущный, дай новый дом, дай нам то, дай нам это…» Мы просто просили Его о
чем-то материальном, поскольку были обусловлены. Но даже тогда у нас были
какие-то взаимоотношения! Не очень духовные. Продвигаясь по пути духовного
самоосознания, мы понимаем, что служение Господу — это и есть совершенство,
и у нас появляется вкус к служению Господу. Затем мы молимся Богу: «Как я
могу служить Тебе?» Наши молитвы становятся более бескорыстными. Говорится,
что принятие посвящения подобно соприкосновению с философским камнем, своего
рода сверхъестественной трансформации. Мы соприкасаемся с духовной природой
Господа, и молим Его о милости, о чем-то духовном.

Вопрос на испанском. Я не до конца понял его. (Читает по-испански)

ВОПРОС: Чем больше человек ест маха-прасада из рук гуру, тем больше получает
милости… (Преданные смеются)

ОТВЕТ. Да, особенно если это торт! (Преданные смеются вновь)

(Запись внезапно обрывается.)

Транскрибирование и перевод Рага Марг даси 

Категории: Лекции