Маяпур, 19 марта 2008

  • на Vanamali
  • 18 июня, 2008
  • Комментарии к записи Маяпур, 19 марта 2008 отключены
Лекция по «Шримад-Бхагаватам» (11.2.32) «В век Кали разумные люди, собираясь вместе, славят Господа и поклоняются Его воплощению, непрестанно поющему имя Кришны. Хотя цвет Его тела не темный, это Сам Кришна. С Ним всегда Его личные спутники, слуги, оружие и приближенные».

кршна-варнам твишакршнам сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи сумедхасах

Перевод: «В век Кали разумные люди, собираясь вместе, славят Господа и поклоняются Его воплощению, непрестанно поющему имя Кришны. Хотя цвет Его тела не темный, это Сам Кришна. С Ним всегда Его личные спутники, слуги, оружие и приближенные».

Кришнадас Кавираджа цитирует этот стих в «Чайтанья-чаритамрите», Ади-лила, глава 3, текст 52. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада комментирует его следующим образом.

КОММЕНТАРИЙ: Это стих из «Шримад-Бхагаватам» (11.5.32). Шрила Джива Госвами, объясняя его в «Крама-сандарбхе» — своем комментарии к «Шримад-Бхагаватам», — говорит, что иногда Кришна предстает златокожим. Златокожий Господь Кришна — это и есть Господь Чайтанья, почитаемый разумными людьми нашей эпохи.

Подтверждение этому можно найти в «Шримад-Бхагаватам», в словах Гарги Муни, который говорит, что, хотя Кришна родился темнокожим, в другие эпохи Его тело бывает красным, белым или желтым. Его воплощения белого и красного цветов приходили в эпохи Сатья и Трета. А золотисто-желтый цвет тела Господь явил в облике Шри Чайтаньи Махапрабху, прославившегося под именем Гаура Хари.
Шрила Джива Госвами поясняет, что выражение «кришна-варнам» указывает на Шри Кришну Чайтанью. «Кришна-варнам» и Кришна Чайтанья — синонимы. Имя «Кришна» в одинаковой степени относится и к Шри Кришне, и к Господу Чайтанье. Хотя Господь Шри Чайтанья Махапрабху — Верховная Личность Бога, Он непрестанно говорит о Кришне и испытывает духовное блаженство, когда воспевает и вспоминает Его имя и облик. Сам Кришна явился в образе Господа Чайтаньи, чтобы донести до людей высшую религию любви.

Господь Чайтанья всегда поет и прославляет святое имя Кришны, и, поскольку Он неотличен от Кришны, любой, кто встречается с Ним, невольно сам начинает петь святое имя и рассказывать о нем другим. Господь Чайтанья вдыхает в человека божественное сознание Кришны и тем самым погружает его в духовное блаженство. Поэтому в лице Господа Чайтаньи людям всегда предстает Сам Кришна — как лично, так и в звуке Своего имени. Достаточно взглянуть на Шри Чайтанью Махапрабху, и человек сразу вспоминает о Господе Кришне. Вот почему Его относят к категории вишну-таттвы. Господь Чайтанья — не кто иной, как Сам Господь Кришна.

Слово «сангопангастра-паршадам» служит еще одним доказательством того, что Господь Чайтанья — это Сам Кришна. Господь Чайтанья всегда украшен браслетами из сандалового дерева и умащен сандаловой пастой. Своей бесподобной красотой Он пленяет всех людей нашей эпохи. В другие века Господь покорял демонов силой оружия, но в нынешний век Он делает это, приняв неотразимо прекрасный облик Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Джива Госвами объясняет, что красота Господа Чайтаньи — это астра, оружие против демонов. Следует знать, что, поскольку Господь Чайтанья привлекателен для всех, все полубоги находятся в кругу Его приближенных. Его деяния необычны, а спутники — прекрасны. Господь Чайтанья проповедовал движение санкиртаны, привлекая к Себе известных пандитов и ачарьев, особенно в Бенгалии и Ориссе. Господа Чайтанью всегда сопровождают Его ближайшие спутники: Господь Нитьянанда, Адвайта, Гададхара и Шриваса.

Далее в своем комментарии Шрила Джива Госвами цитирует стих из ведического писания, в котором говорится о ненужности обрядовых жертвоприношений и церемоний. Джива Госвами замечает, что вместо таких показных, помпезных представлений люди всех каст, национальностей и вероисповеданий могут собираться вместе и под пение мантры Харе Кришна поклоняться Господу Чайтанье. Слова «кришна-варнам твишакришнам» указывают на то, что предпочтение нужно отдавать повторению имени Кришны. Господь Чайтанья учил сознанию Кришны и пел имя Кришны. Поэтому, чтобы поклоняться Господу Чайтанье, каждый должен вместе с другими петь маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Нет смысла призывать людей поклоняться Господу в храмах, церквях и мечетях: они потеряли к этому всякий интерес. Но мантру Харе Кришна люди могут петь и повторять везде и всюду. Такое поклонение Господу Чайтанье — самый возвышенный вид деятельности, и, занимаясь ей, человек достигает конечной цели религии: приносит удовлетворение Верховному Господу.

Шрила Сарвабхаума Бхаттачарья, знаменитый ученик Господа Чайтаньи, сказал: «Суть трансцендентного преданного служения была забыта, поэтому Шри Кришна Чайтанья пришел, чтобы восстановить путь преданности. Он очень милостив, ибо распространяет любовь к Кришне. Пусть же каждого все сильнее влечет к Его лотосным стопам, как пчелу влечет к цветку лотоса». (Окончание комментария.)

Воплощение Чайтаньи Махапрабху также описано в «Шри Вишну-сахасра-наме», помещенной в 189-й главе Дана-дхарма-парвы «Махабхараты». Шрила Джива Госвами приводит эту цитату: «В Своих ранних играх Он является как семьянин с золотым цветом кожи. Его конечности прекрасны, а Его тело, умащенное сандаловой пастой, подобно расплавленному золоту». Он также цитирует: саннйаса-крч чхамах шанто ништха-шанти-парайанах — «В Своих поздних играх Он принимает санньясу. Он невозмутим и безмятежен. Он — высшая обитель мира и преданности, ибо заставляет умолкнуть непреданных-имперсоналистов».

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты Свами. Сегодня, 19 марта 2008 года по христианскому летоисчислению, Христабда, и 521 года по летоисчислению Гаурабда, в канун Нового 522-го года Гаурабды и праздника Гаура-пурнимы, в Навадвипа-Маяпур-дхаме мы читаем «Шримад-Бхагаватам», Одинадцатую песнь, главу 5, текст 32, с комментариями Прабхупады и комментарий Прабхупады из «Чайтанья-чаритамриты». (Преданные: Харибол!)

Джаяпатака Свами: В этом стихе «Шримад-Бхагаватам» предсказано воплощение Кришны в век Кали — Он явится в теле золотого цвета и будет воспевать Свои собственные имена.

Повсюду в Индии встречаются люди, спрашивающие, действительно ли Господь Чайтанья — воплощение Бога. Есть много стихов, предсказывающих Его явление. В конце этого комментария Джива Госвами цитирует «Вишну-сахасра-наму» из «Махабхараты», где описывается златокожее воплощение Господа, воспевающее Свои имена: Он грихастха; конечности Его прекрасны; тело цвета расплавленного золота умащено сандаловой пастой; позже Он примет санньясу; Он невозмутим и безмятежен; Он — высшая обитель мира и преданности, и Он заставляет умолкнуть имперсоналистов.

Существует много таких стихов, написанных в прошлом, по которым можно легко догадаться, что речь идет о Чайтанье Махапрабху. Но когда Господь Чайтанья был на земле, многие пандиты не знали этих стихов. Они были околдованы йогамайей и не понимали, каково положение Господа Чайтаньи. Некоторые преданные понимали, но большинство людей — нет. Вот почему в писаниях сказано, что Господа называют «триюгой», поскольку в трех югах Он открыто провозглашает: «Я Верховный Господь». К примеру, Кришна: ахам сарвасья прабхаво — «Все исходит из Меня». Он говорит прямо и показывает Свою вселенскую форму, чтобы рассеять последние сомнения. В играх Господа Рамы Господь явился как человек, как совершенный царь, но Он не скрывал Своего положения, когда Его кто-то спрашивал об этом. Он провозглашал Себя Верховным Господом. Он приходил в различных воплощениях и не скрывал, что Он Господь. Вчера мы обсуждали деяния Варахи. Шиварама Махараджа рассказывал о том, как Вараха поднял землю, и о том, что в разных воплощениях Господь принимает тела разного цвета: белого, красного, черного. Явившись как Господь Нрисимхадева, Господь не скрывал, что Он — Ананта Вишну, Верховный Вишну, но Господь Чайтанья затыкал уши, когда кто-то называл Его Богом, и говорил: «Вишну, Вишну, Вишну! Не говори так. Я слуга Бога».

В тайне от всех Господь Чайтанья явил Себя Адвайте Ачарье, чтобы подтвердить, что Он — та самая личность, о пришествии которой Адвайта молился. Он должен был это подтвердить. Он послал к Адвайте Ачарье Рамадаса Пандита: «Скажи Адвайте, что Я — та самая личность, о пришествии которой Он молился».

Вчера мы были в Шантипуре. Мы видели то место, где Адвайта поклонялся шалаграма-шиле, предлагая туласи, воду Ганги, святые имена, громкие мольбы и слезы, текущие из глаз. Я спросил у служителей храма: «Где находится изначальный шалаграм? В вашем храме?» Мне ответили: «Нет. Насколько нам известно, он в Шантипуре, но в доме какого-то потомка Адвайты Ачарьи».

Вам бы хотелось увидеть этот шалаграм? Я лично его не видел. Но мы посетили то место, где Адвайта молился. Господь из сердца заверил Адвайту: «Я приду». Для подверждения Своих слов Он, явившись как Чайтанья Махапрабху, должен был показать, что Он не кто иной, как Кришна. Это откровение было не публичным. Адвайта Ачарья никому не разглашал увиденное. Это было редкое, сокровенное откровение Чайтаньи Махапрабху Господу Адвайте и Его спутникам.

Услышав о том, что Господь явился, Адвайта затанцевал в экстазе, высоко подпрыгивая в воздухе: «Я сделал так, что Он пришел! Я сделал так, что Он пришел! Я привел Его, я привел Его!» Затем у него появилась другая мысль: «Многие знали, что я молился Господу и просил Его прийти. Может быть, это шарлатан».

В Индии иногда встречаются шарлатаны, провозглашающие себя богом. Сейчас в Южной Индии есть один человек, который провозгласил себя Калки. Люди говорят ему: «Калки не собирался приходить еще в течение 428 тысяч лет. Ты немного не по расписанию». (Смех.) Он им отвечает: «Ну, хорошо, может, я и не Калки, но я все равно Нараяна». Они расспрашивают его, а он в ответ: «Говорите, что хотите, но я Бхагаван».

У него можно легко получить благословения. Желающие получить маха-благословение должны заплатить пять лакхов рупий (500 000 рупий). Тогда он даст особый напиток, одурманивающий на три дня. Я не знаю, что это за напиток. Он должен быть проверенным, иначе его не пропустили бы через американскую или канадскую таможню. Так эти люди обманывают народ. Вот почему в Кали-югу Господь не провозглашает Себя Богом, иначе каждый бы стал заявлять: «Я Бхагаван. Я дам вам благословение». И даст вам какой-нибудь отвар кактуса или белладонны, не поймешь что. Один небольшой глоток — и человек уничтожен, а шарлатан заработал денег, и даже много денег.

В Бенгалии был один человек, который провозглашал себя аватарой Господа Чайтаньи. Он говорил, что он — потомок Господа Чайтаньи, и сидел на сцене, куря сигареты. Он выставлял свои стопы, чтобы все подходили и касались их. Он проводил массовые инициации. Он говорил: «Нет больше нужды в писаниях, потому что я здесь. Не надо утруждать себя чтением писаний». Люди касались его стоп и чувствовали леденящий холод, пронизывающий все тело. Наверно, они теряли всю свою хорошую карму.

Когда этот человек умер, его последователи положили его тело на большую ледяную плиту. Соседи жаловались: «Почему вы не закапываете и не сжигаете тело, он мертв». — «Он не мертв, — отвечали они. — Он пребывает в нирвикалпа-самадхи, в особом глубоком самадхи». — «Почему же вы тогда держите его тело на льду?» — «Ну, оно такое горячее, мы его охлаждаем».

Они устроили рапродажу всех его личных вещей, быстро освободились от них. В конце концов к ним внезапно нагрянула полиция и обнаружила человека, похожего на того шарлатана. Только борода у него была не такой длины, как у так называемой аватары. Они, очевидно, собирались пойти на обман, но их поймали с поличным. Такая была история. Я мог бы вам рассказать множество подобных историй, но вы их и сами знаете, например, те, свидетелем которых был Бхактивинода Тхакура. Кто там был? Какой баба? Вы знаете эту историю. Вся его сила была в волосах.

Несмотря на то что в писаниях говорится, что в Кали-югу Господь не провозглашает Себя Богом, все равно многие люди провозглашают себя таковым. Господь Чайтанья не открывал Себя, но Своим спутникам, в частности Адвайте Госаю, — открыл: «Я — та личность, ради которой ты совершал тапасью и которую просил низойти». Услышав эти слова, Адвайта решил пойти на встречу с Господом Чайтаньей. У него был план: когда он придет в деревню, то спрячется; не видя его, Господь позовет его, а затем продемонстрирует Свою славу, коснувшись Своей стопой его головы. Тогда бы Адвайта поверил, что это действительно Он.

Жена Адвайты, Сита Тхакурани, взяла с собой поднос с параферналиями для пуджи. Адвайта спросил ее: «Это что такое, зачем ты это несешь?» Она ответила: «В том случае, если Он Господь, ты должен будешь совершить Ему поклонение». Они дошли до деревни и спрятались. Господь позвал: «Нара, Нара, выходи!» Адвайта вышел и поклонился. Господь коснулся его головы Своей стопой. Адвайта взглянул вверх и, увидев сияющего Господа Чайтанью, начал прыгать и кричать: «Он здесь! Я привел Его! Я привел Его! Это Он! Он здесь, Он здесь!»

Господь Чайтанья сказал: «Ты попросил Меня прийти, Я проделал длинный путь из духовного мира, но зачем ты звал Меня? Ты должен попросить Меня исполнить твое желание, вару». Одно из имен Господа — Варада, Он исполняет желания. Если вы молитесь: «Пожалуйста, явись передо мной» и Он является, то тогда Он спросит вас: «Чего ты хочешь?» Тот же самый вопрос Он задавал Кхолавече Шридхару и многим другим преданным, о которых мы слышали на парикраме. Господь Чайтанья спросил Адвайту Госая: «Чего ты хочешь? Зачем ты звал Меня?» У Адвайты было два желания. Он сказал: «Я хочу, чтобы по Твоей милости самые падшие души — даже те, у которых нет никаких шансов вернуться домой, к Богу, — обрели любовь к Тебе».

Господь сказал: «Тад асту. Да будет так».

Гауранга! Гауранга! Гауранга!

Это значит, что у нас есть какая-то надежда. Вчера вечером ко мне подошел один человек и говорит: «Я очень падший. Я в депрессии. У меня нет никакой надежды».

Я сказал ему: «Что ты имеешь в виду? Ты думаешь, что мы должны считать себя очень возвышенными и сознающими Кришну? Все великие преданные считали себя очень падшими и незначительными. Господь говорит, что Он явился для того, чтобы спасти самых падших. Ты считаешь себя очень падшим, так кого же Господь освободит в первую очередь: того, кто слаб и нуждается в Нем, или того, кто гордится собой и заявляет: «Мне не нужна милость Господа, я уже и так очень многого достиг на пути совершенства»?» Ему немного полегчало: «Хорошо…» (Смех).

Адвайта поведал о своем втором желании: «Я хочу, чтобы неисправимые гордецы не удостоились Твоей милости». Это относится к тем, кто гордится своим происхождением, интеллектом или чем-нибудь еще; кто считает, что не нуждается в милости Господа, уже получил ее, заслужил, потому что он очень великий. Такие люди не достойны милости Господа. Следовательно, мы должны быть смиренными. Старайтесь быть смиренными, поскольку гордецы не могут получить милость.

Затем Адвайта предложил Господу Чайтанье арати. На парикраме я не рассказывал обо всем подробно, потому что каждому лектору давалось только пять минут (Комм. переводчика — в последний день парикрамы). Господь — очень необыкновенный. Как молится Нароттама дас Тхакура:

шри-кршна-чаитанйа прабху дойа коро море
тома бина ке дойалу джагат-самсаре
патита-павана-хету тава аватара
мо сама патита прабху на паибе ара

«Ты самый милостивый. Ты низошел, чтобы освободить падшие души. Ты не найдешь никого более падшего, чем я, поэтому я больше всего нуждаюсь в Твоей милости». Таково умонастроение чистых преданных. Они очень смиренны.

Однажды я был на даршане у Шрилы Прабхупады. Когда я только присоединился к Движению, мне говорили, что всякий раз, встречаясь с Прабхупадой, нужно делать три вещи: сначала принизить себя, затем прославить его, а после просить благословение. Я сказал: «Прабхупада, вы всемилостивый, вы такой великий. Шрила Прабхупада, я — большой дурак».

Он посмотрел на меня и сказал: «Да». (Смех).

Чтобы я был смиреннее. «Прабхупада, я — самый падший».

Он ответил: «Ты не самый ни в чем!»

«Я самый последний из падших», — эта фраза, я думал, понравится Прабхупаде.

Я проделывал подобное каждый день на протяжении двух месяцев, пока Прабхупада был здесь, и это превратилось в настоящую лилу. Я не помню всех фраз, сказанных нами друг другу. Но некоторые по вполне понятным причинам все еще хранятся в моей памяти.

Однажды я сказал: «Я хочу служить вам жизнь за жизнью». Я думал, что с этой-то фразой не попаду впросак. Прабхупада ответил: «Почему ты хочешь сделать так, чтобы я вернулся?» (Смех).

«Что я сказал не так?» — думал я. Затем я сказал: «Прабхупада, я хочу служить Вам даже жизнь за жизнью». Другими словами: «Я не настаиваю на том, чтобы рождаться в материальном мире жизнь за жизнью. Если вы хотите забрать меня обратно к Богу — хорошо, я не возражаю, но если вам нужно оставить меня здесь, то я лишь хочу служить вам». Тогда он ответил: «Хорошо».

Вы должны быть очень осторожны. Иногда люди подходят ко мне и просят: «Благословите нас на рождение сына». Но нет, какого сына вы хотите? Чистого преданного с хорошим здоровьем, который будет помогать в проповеди Движения сознания Кришны? Вы должны договаривать до конца, не оставлять недомолвок.

Сегодня, идя на лекцию, я разговораливал с одним духовным братом и попросил у него благословение. Он сказал: «Я благославляю тебя всех рассмешить». Я не собирался никого смешить, но, похоже, это произошло, когда я рассказывал истории о Прабхупаде.

У нас очень много работы, даже в Индии. Я не знаю, принимают ли другие сампрадаи Господа Чайтанью как аватару. Они принимают Его как санньяси, как ачарью, как великого проповедника, но как аватаруа У нас много работы. Может быть, простые люди, благодаря нашей проповеди, считают Господа Чайтанью аватарой и становятся нашими последователями, но нам нужны преданные, хорошо разбирающиеся в чайтанья-таттве. Не мы придумали то, что Господь Чайтанья — аватара, — так говорят писания. Есть два доказательства подлинности аватары. О ней должно быть сказано в писаниях. Там сказано. Этот стих очень ясен. Про что говорится в этом стихе? Про Кали-югу.

«Санга» означает «Его собственные экспансии», такие как Баларама, — это Нитьянанда. Махавишну — это Адвайта. Кширодакашайи Вишну — это Вирачандра, сын Нитьянанды. Таковы санги. Упанга — Его энергии. Астра — Его атрибуты, например, эта мриданга. Вчера мы вспоминали пранама-мантру мриданги. Мриданга — одна из священных астр, оружий, Господа. Мриданга, караталы — это Его личная красота. Далее, есть паршады, Его близкие преданные. Энергия — это Радхарани, которая явилась как Гададхара. А паршада — это Шриваса Прабху, который не кто иной, как Нарада Муни. Явились многие полубоги. Прабхупада говорил, что некоторые девы пришли с Сатья-локи и высших планет, чтобы помочь Господу Чайтанье распространять движение санкиртаны. Я не знаю, кто из вас пришел с других планет. Рождаясь, вы все забываете. По крайней мере, некоторые были в прошлой жизни преданными.

Перед нами стоит огромная задача: прославлять Чайтанью Махапрабху и установить Его истинное положение. Прабхупада говорил, что его очень расстраивает то, что западных преданных из движения Харе Кришна не пускают в храм в Джаганнатха Пури. Пятьсот лет назад, когда Господь Чайтанья был в Джаганнатха Пури, Он играл роль преданного и не позволял заходить в храм Своим преданным с мусульманским или другим происхождением. Хорошо, это можно понять. Но сейчас большинство жителей Джаганнатха Пури принимают Господа Чайтанью как аватару. Если же они принимают Его как аватару, тогда они должны внять и Его предсказанию:

притхивите ачхе йата нагаради грама
сарватра прачара хаибе мора нама

«В каждом городе и деревне мира будет слышно пение Моих святых имен». Когда, исполняя предсказание Господа Чайтаньи, в Джаганнатха Пури приезжают преданные, их должны пускать в храм. Если нас не пускают в храм, это оскорбляет Господа Чайтанью и преуменьшает Его значимость.

В Индии у нас есть свой Эр-Джи-Би, Региональный управляющий совет, и мы создали комитет, работающий над тем, чтобы разрешить преданным не индийского происхождения заходить в храм в Джаганнатха Пури. Сколько времени на это понадобится, неизвестно, но стратегия уже выработана. Был сделан запрос: «Как так получается, что иностранцев пускают во все другие храмы Индии?» В других храмах, если возникают сомнения, вас просят подписать декларацию: «Я верю, что Баладжи — это Бог, Он — Абсолютная Истина». Вы подписываете и можете заходить. В разных храмах существуют разные правила. Где-то просто считают, что ИСККОН — истинная сампрадая, и нас пропускают. Для нас открыты двери практически всех храмов Шри вайшнавов.

У нас много работы. Нас многие принимают. Во время нашего сафари по Южной Индии мы воспевали Харе Кришна у храма Шри Рангама на глазах у ачарьи этого храма. Это один из 64 храмов Рамануджи, и, быть может, самый важный. Ачарья сказал нам: «Все вы — воплощения Андаль (Андаль была воплощением Лакшми), которая воспевала святые имена и просила каждого выходить на улицы с караталами и мридангами и воспевать имена Кришны. Вы все воплощения или представители Андаль, вы следуете ее наставлению».

Также совсем недавно, когда мы проводили фестиваль по случаю открытия храма ИСККОН в Тирупати, к нам приехал на один день главный ачарья храма Тирупати, просто чтобы благословить. Он пробыл все семь дней. Он увидел мальчиков из гурукулы, которые вели киртан, и то, как все танцуют и поют и все украшены тилакой. Тогда он провозгласил: «Вы делаете то, что на самом деле должны делать мы. Именно это делал Рамануджачарья, — он делал из людей преданных. Мы преуспели в проведении всевозможных обрядов, но мы не приводим новых преданных. Но вы приводите новых преданных».

Радханатха Свами рассказывал мне, что они проводили программу в Шри Рангаме, и этот же ачарья публично заявил по телевидению: «Я хочу быть членом ИСККОН. (Преданные: Харибол!) Они делают то, что велел нам Рамануджачарья».

Постепенно мы завоевываем все большее уважение, но все равно у нас еще много работы. Мы хотим не только всей Индии, но и всему миру доказать, что Господь Чайтанья — это Верховный Господь, явившийся как преданный для того, чтобы дать нам любовь к Богу. Сейчас мы празднуем здесь Гаура-пурниму, и очень знаменательно то, что люди приехали сюда со всех уголков мира. Нами интересуются репортеры телекомпаний и журналисты газет, но мы могли бы привлечь еще большее внимание общественности. Это повлияло бы, по крайней мере, на Индию, где наша Гаура-пурнима широко освещается в средствах массовой информации, и благодаря этому люди задумываются: «Если люди со всего мира принимают Чайтанью Махапрабху как Верховного Господа, может быть, они правы. Может, нам нужно заглянуть в наши шастры и посмотреть, что там написано». Этот праздник очень способствует проповеди.

Однажды, я помню, Рамешвара или Карандхара сообщили, что пятьсот преданных, приехавших в Маяпур, потратили каждый по 1000 долларов на авиаперелет. Итого, 500 000 долларов. Если бы эти деньги дать Би-Би-Ти или какому-нибудь храму, мы могли бы покупать новый храм каждый год. Прабхупада ответил на это: «Да, преданные слишком много едят. Если бы мы перестали есть хотя бы на один год, у нас было бы столько денег». (Негромкий смех). Он уловил суть. Прабхупада ставил знак равенства между приездом в Маяпур и общением с преданными с пищей, поддерживающей жизнь…

Сейчас здесь собрались преданные из России… отовсюду, со всех континентов земного шара: из Африки, Южной Америки, Северной Америки, Азии, Австралии. Приезжая, мы понимаем, что мы все — одна семья. Мы, может, не общаемся друг с другом и не знаем языков друг друга, но собираемся и вместе поем. Благодаря мудрости Прабхупады, у нас нет литургии, молитв на родных языках, на английском или каком-нибудь другом, который не каждый знает, — мы просто поем на изначальном языке, на санскрите. Наши молитвы не очень длинные: «Гурв-аштака», Харе Кришна или Гауранга! Гауранга! Мы можем вместе петь и танцевать, и неважно, откуда мы, из Африки или Китая. Мы чувствуем себя одной семьей. Мы молимся Господу Чайтанье, Радхе-Мадхаве, ашта-сакхи, Панча-таттве, всем нашим Божествам, Прабхупаде, чтобы все преданные обрели силу распространять движение санкиртаны, убеждать других воспевать, хорошо заботиться о преданных в своих общинах и поддерживать с ними дружеские взаимоотношения, расширять общину преданных, распространять книги Прабхупады, углублять свое понимание и знание философии и проповедовать людям всеми возможными способами.

В этом году в конце ноября — в начале декабря в Маяпуре соберется URI, United Religion Initiative, мировая организация наподобие Парламента религий. Они будут проводить здесь пятидневное пленарное заседание и выбрали Маяпур потому, что Его Святейшество Сварупа Дамодара Махараджа, будучи членом их программы по синтезу науки и религии, пригласил их. Но сам он оставил тело. Из уважения к ушедшему члену они решили не менять место проведения заседания и провести его здесь. Мы были бы рады помощи наших духовных братьев и старших преданных. Здесь будет семьсот лидеров мировых религий: мусульмане, христиане, иудеи, зороастрийцы, сикхи, всех не перечесть, представители разных конфессий. Мы должны будем позаботиться о них.

Ануттама спрашивал: «Ну что, вы позаботились о туалетной бумаге?» Нам нужна помощь, чтобы все учесть и сделать пребывание этих гостей в Маяпуре удобным. Это не обычные гости-вайшнавы. Однако, организаторы сразу предупредили, что на время всего визита они будут есть только вегетарианскую пищу. Пять дней они будут есть прасад, а также увидят Радху-Мадхаву и Панча-таттву. (Преданные: Харибол!) Ануттама и его жена Рукмини планируют приехать. Нам нужно больше старших преданных. Тогда проповедь была бы более эффективной. Каждый преданный, проповедуя, помогает людям: через нама-хатту и бхакти-врикшу, в тюрьме, на улице, с глазу на глаз распространяя книги или общаясь с людьми различных вероисповеданий. Мы должны продолжать в том же духе и все больше помогать людям. Пусть они поймут, что не нами придумано, а в «Шримад-Бхагаватам» сказано:

кршна-варнам твишакршнам сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи сумедхасах

Хари ом тат сат. Харе Кришна. Большое вам спасибо. Есть ли какие-то вопросы или комментарии?

У меня есть особое объявление. Сегодня — день явления очень особых вайшнавов. Поститься в этот день не нужно. Эти вайшнавы — Их Милости Джананиваса Прабху и Панкаджангри Прабху. (Аплодисменты и хариболы!) Они должны подойти и получить свои торты. Где они? Один из них здесь.

Харе Кришна тебе!
Харе Кришна тебе!
Харе Кришна тебе!
Харе Кришна тебе!

(Джананиваса Прабху подходит к Джаяпатаке Свами, получает в подарок торт и распространяет его всем преданным под бурные аплодисменты и восклицания.) 

Категории: Лекции