Маяпур, 19 марта 2008

  • на Vanamali
  • 12 сентября, 2008
  • Комментарии к записи Маяпур, 19 марта 2008 отключены
Семинар по «Чайтанья-лиле» (а также по книге Бхактивиноды Тхакуры «Кальяна-калпатави») Лекция 4

Каждый день мы немного читаем об играх Чайтаньи, которые происходили сто
пятьдесят лет назад, во времена Бхактивиноды Тхакура, а затем рассказываем о
более давней Чайтанья-лиле.

Бхактивинода Тхакура писал о том, что происходило в его проповеди. Вчера мы
читали «Устав участкового». Сенапати, или старшие преданные, о которых далее
идет речь, призваны защищать преданных от любого рода духовных отклонений с
истинного духовного пути. Их также называют командующими.

Есть два правила для командующих.

Первое правило для командующих:

«Командующие должны устанавливать принципы чистого бхакти, опираясь на Веды
и авторитетные смрити- и мимамса-шастры».

Суть в том, что старшие преданные должны обладать глубоким знанием
смрити-шастр и мимамса-шастр, чтобы умело прояснять все возникающие у людей
сомнения. В структуре нама-хатты должен быть такой лидер, который бы
курировал и помогал множеству групп и был хорошо знаком с книгами
Прабхупады: «Бхагавад-гитой», «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамритой»,
«Нектаром преданности». Тогда бы он смог отвечать на любые появляющиеся
измышления. Если что-то нельзя решить на одном уровне, то это должно быть
передано на вышестоящий уровень, а затем на следующий уровень. Во времена
Бхактивиноды Тхакуры высшей инстанцией был сам Бхактивинода Тхакура.
Последнее слово оставалось за ним. Далее — никакого апелляционного суда.
Тогда было так. Структура нама-хатты растет вверх. Существуют различные
уровни по возрастающей: лидер круга, лидер более высокого уровня, директор,
президент храма, ваш представитель Джи-Би-Си и наконец сам Джи-Би-Си,
который является наивысшим руководящим органом.

Второе правило для командующих, или сенапати:

«Командующий должен ходить по деревням и назначать участковых, обучать их
техникам проповеди и, по мере необходимости, защищать их, давая им
наставления, пропитанные бхакти».

Старшие преданные, или сенапати, назначают людей на должность участкового,
«тахалдар» по-бенгальски. Участковый патрулирует и посещает дома людей. Для
того чтобы быть участковым, нужно было посещать пять домов в день. Другими
словами, они были очень активны.

Подпись в конце этой главы гласит:

«Дворник Шри Нама-хатты,
падший никчемный слуга,
Шри Кедаранатха Бхактивинода,
Сурабхи-кунджа, Годрумадвипа,
Шри Навадвипа-дхама».

Так заканчивается «Годрума-калпатави». Издатели говорят, что не включили
какие-то части. Я точно помню, что комментировал больше!

Здесь есть описание проповеднической деятельности Бхактивиноды Тхакуры.

«Замечание: Здесь Бхактивинода Тхакура описывает проповедь работников
нама-хатты по всей Восточной Индии. Для примера мы выбрали лишь одно
описание.

13-е число месяца паус (декабрь). Чайтаньябда 405 (по бенгальскому
календарю)»

О, это очень важно, потому что мы можем определить — это 405 год,
Чайтаньябда, а сейчас 521. Это скорее не бенгальское летоисчисление, а
летоисчисление, берущее начало от Дня Явления Господа Чайтаньи. Получается,
это было 116 лет назад, поскольку сейчас 521 год Гаурабды, или Чайтаньябды.
Сейчас 2008 год, значит это — 1892 год.

«Открылась Шри Нама-хатта. Работники нама-хатты собрались в Калькутте, в
Кумартули Шри Гаура-Гопинатха-кундже, на улице Бидан, в доме Шри-юты Рая
Канайлала Дей Бахадура и Рамбхагана Бхактибхаваны на большой праздник. В
деревне Амаладжора, округ Бурдван, Шри Випина-бихари Бхактитиртха (владелец
магазина) основал прапаннашрам и проповедует в окрестностях славу святого
имени».

Наверно, это звучит чуждо. Но посмотрите, здесь дан адрес. Улица Бидан — это
знаменитая улица Колькаты. В отчете также указываются имена людей, в домах
которых проводились нама-хатты. Похоже, Бхактивинода Тхакура намеренно хочет
прославить этих людей, похвалить, авторитетным образом добавить им немного
пратиштхи. Обычно людям нравится, когда их имя появляется в прессе и о них
пишут, особенно если положительно. Упоминая их имена, Бхактивинода Тхакура
ободряет их, благодарит за то, что они делают, и вдохновляет других людей
делать что-то подобное — тогда их имя тоже будет упомянуто. Порой нам
вручают награды и дипломы. Сегодня, как мне сказали, в конце лекции будут
вручаться какие-то дипломы. Иногда мы вручаем награды за распространение
книг, за проповедь прихожанам, за различные виды проповеди. Раньше у нас
были награды за наилучшие показатели в служении в рамках всемирного ИСККОН,
но поскольку министр этого комитета Его Святейшество Сварупа Дамодара
Махараджа оставил тело, уже некому этим заниматься. Кто будет это делать?
Каунтея Прабху — член комитета по стратегическому планированию, глобальной
инициативе. Это то, что может взять на себя твой комитет по стратегическому
планированию. Кто-то уходит, и его надо заменить…

Прабхупада говорил, что он хотел бы давать преданным соответствующие их
деятельности имена. В последние годы своих игр он думал о том, какие бы
имена давать первоклассным пуджари. Он подыскивал какое-нибудь хорошее
санскритское имя, типа Пуджаритиртха, Пуджариратна или Пуджаратна, но у него
не было ни одного санскритолога, который мог бы предложить что-то, что бы
ему понравилось. Идея в том, что если какого-то человека поощряют за
профессионализм в той или иной сфере деятельности, то другие могут учиться у
него, как исполнять это служение, В то же время мы хотим чтобы преданные
утвердились в этом служении. Мы не хотим, чтобы все стремились стать только
руководителями и сборщиками пожертвований, и т.п. Но если человек —
профессиональный пуджари, музыкант, повар… Нам нужны профессиональные
повара! Кто из вас считает, что нам нужны профессиональные повара? Это
решение вашего ума или желудка? (Все преданные смеются.) Нам нужны
профессиональные пуджари. Сегодня день явления Джананивасы и Панкаджангхри.
Они — супер-пуджари. Прабхупада говорил в свое время, что они являются
лучшими пуджари! Они таковыми и остаются. Итак, Бхактивинода Тхакура
упоминает здесь имена, чтобы вдохновить людей.

Английский перевод «Годрума-калпатави» — это руководство, изданное 118-120
лет назад. Я поместил в книге один из проповеднических отчетов. Можно было
бы поместить какой-нибудь другой, но они все схожи: так же упоминаются имена
людей, что происходило. Здесь указана деревня Амаладжода в округе Бурдван.
Имя человека, упомянутого здесь, я затрудняюсь произнести, он — владелец
магазина. Владелец магазина означает лидер нама-хатты. Он основал
прапаннашрам, т.е. превосходно огранизованную нама-хатту. Прапаннашрам —
значит ашрам, в котором обучают науке предания себя Господу. Идея нама-хатты
Бхактивиноды Тхакуры состоит в том, чтобы преданные собирались вместе и
обучались тому, как предаться Кришне! Как вы думаете, это расхожая идея? Кто
считате, что вручение себя Господу важно? Хорошо. В отчете также говорится,
что Випина-бихари Бхактитиртха ходил по соседним деревням и проповедовал. Из
этого следует, что он был очень активным проповедником.

Я был в Бирнагаре, на месте рождения Бхактивиноды Тхакуры. Один из его
сыновей, Лалита Прасад, так же, как и Бхактисиддханта Сарасвати, был
проповедником. В его время детям выдавали различные сертификаты по окончании
учебы и т.п. Похоже, он следовал тому же правилу — присваивали людям титулы
и вручали награды — таким образом признавая их активность в той или иной
сфере, за приобретенные знания по философии. Именно об этом и говорил
Прабхупада. Хотя присвоение титулов не очень-то практикуется в ИСККОНе. Где
в Чайтанья-лиле происходило подобное — признание?

Матаджи: Титул нама-ачарья.

Гуру Махараджа: Господь Чайтанья присваивал особые титулы вайшнавов-ачарьев.
Харидас Тхакур был назван нама-ачарьей.

На севере Колькаты, в месте под названием Дхакинешвара, находится знаменитый
храм Кали. Неподалеку оттуда — другое место, под названием Вараханагар.
Когда Господь Чайтанья был в Вараханагаре, Ему сказали, что здесь живет
превосходный лектор по «Бхагаватам». Господь Чайтанья попросил его прочитать
лекцию по «Бхагаватам». Он прочитал лекцию. Она была так хороша, что Господь
Чайтанья сказал: «С этого дня тебя будут звать… твой новый титул —
Бхагават Ачарья. И Мое тебе наставление — ты должен давать лекции по
«Бхагаватам» каждый день. Таково твое служение».

Йога-майа окутывает наше сознание, потому что все вы знаете эту историю но
никто не привел ее. Во время Гундича-марджаны, когда преданные мыли храм
Гундича, Господь Чайтанья сказал: «Мы проведем соревнование, кто вынесет из
храма больше всего грязи. У кого грязи окажется меньше, тот должен будет
накормить всех пирожными». Это тоже своего рода признание заслуг. Преданные
собирали листья, ветки, камешки и прочий сор в свои… санньяси носят
впереди такой «передник», он называется уттария и специально предназначен
для милостыни. Санньяси поднимает его край и держит его, и любой, кто хочет
ему дать тыкву или что-то еще, кладет туда. В Белпукуре Кавичандра Махараджа
использовал уттарию для сбора пожертвований. Чайтанья-бхикшу означает «тот,
кто просит подаяние». По идее, санньяси живут на подаяния, и все они бхикшу.
Сначала они Триданди-бхикшу, а затем, когда становятся дикша-гуру, их уже
называют Триданди Госвами. При Прабхупаде все мы, его ученики-саньяси, были
Триданди-бхикшу.

Во время Гундича-марджаны все чистили храм и складывали мусор в кучи
снаружи. Говорится, что Господь Чайтанья был очень искусен. Он собрал
столько грязи, что Его куча была больше куч других преданных вместе взятых.
Гауранга! (Преданные вторят.) Гауранга! Гауранга!

(Еще один пример из зала: когда маленький Гопал наставил Господа Чайтанью
повторять святые имена везде, даже в отхожем месте, Господь Чайтанья назвал
его Своим гуру — Гопал Гуру).

Рагхунатха Дас Госвами прославился своей непревзойденной отреченностью. Он
ел такой прасад, какой не ели даже собаки. Гнилой, выброшенный рис… Он ел
его. Ломал горшок и посередине горшка находил немного хорошего риса! И он
это ел. Довольно аскетично! Самыми смиренными были Рупа и Санатана. Несмотря
на то что Санатана Госвами был премьер-министром, он приблизился к Господу
Чайтанье, зажав в зубах соломинку. Кто из известных вам премьер-министров
зажимает в зубах соломинку и простирается на земле в поклоне? Это не входит
в перечень их обязанности! ((Преданные смеются.) Во время предвыборной
кампании в Индии они говорят: «Дайте мне власть, чтобы я мог служить вам».
(Преданные смеются.) Ведь правда?.. Что касается Рамананды Рая, то
говорится, что он обучал девушек, деви даси, танцевать для Господа
Джаганнатхи, но никогда не испытывал к ним влечения. Таким образом, было
много преданных, которые обрели признание. Это то, чем мы тоже занимаемся, —
стараемся их поощрить. Во время нашей парикрамы Бхакти Дхира Дамодара
Махараджа рассказывал историю Бхактисиддханты Сарасвати о высококачественном
рисе и слуге. (Комментарий: история о том, как один хозяин кормил своего
слугу наилучшим рисом, приготовленном на гхи, и слуга, раз уйдя от хозяина,
вернулся к нему вновь из-за привязанности к вкусному рису.)

Порой люди начинают гордиться. У Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура есть одна
история. Жил да был юный ученый-санскритолог. Он только-только окончил учебу
и получил свои ученые степени. Выпускник санскритского колледжа. Он
отправился домой, в свою родную деревню, и решил срезать путь через джунгли,
за которыми располагалась его деревня. Но один добрый крестьянин ему сказал:
«Мой дорогой ученый, было бы лучше пойти в обход, по деревням, поскольку в
джунглях водится тигр.» На санскрите его называют «багхини»: б-а-г-х-и-н-и —
багхини. — «Да, багхини — тигр, — ответил ученый. — Я учил это
санскритское слово. Оно означает «свирепый» и «могучий». Да, я знаю это
санскритское слово». Крестьянин говорит: «Хорошо, пусть ты знаешь это
санскритское слово, но я имею в виду… я простой крестьянин, но мне
известна одна простая вещь — тигры едят людей! И тебе лучше пойти по
деревням, а не через джунгли». Ученый ответил: «Послушай! Я брахман. Мое
призвание — жить на благо других. Даже если тигр съест меня, я послужу
другим». — «Ох, мой дорогой пандитджи, — сокрушался крестьянин, — я простой
крестьянин, но я думаю, что все твое образование, все твои годы учебы ты мог
бы использовать для более благородных целей, чем достаться тигру на обед».
(Преданные смеются.) Что вы думаете по этому поводу? Здесь есть Атула
Кришна. Как ты считаешь, наши студенты бхакти-шастр и бхактивайбхавы должны
доставаться тигру на обед? (Преданные вновь смеются). Или же им лучше
использовать свои знания для проповеди? Для проповеди? Кто из вас думает,
что нужно использовать знания для проповеди? Может быть, кто-то думает, что
нужно стать тигриным обедом? (Гуру Махараджа и преданные смеются, поскольку
один мальчик поднял руку). Один маленький мальчик, он любит тигров.

Итак, крестьянин сказал: «Решай сам. Ты можешь делать все, что захочешь… Я
имею в виду, это твоя жизнь, но я просто советую тебе, понимаешь, для твоего
же блага, ради твоей семьи… было бы лучше пойти в обход, по деревням». Но
этот юнец был чрезмерно горд: «Послушай! У меня ученые степени! Я
санскритский кави!» Или тиртха, или что-то еще… И, не послушав доброго
совета крестьянина, он все равно пошел через джунгли. Что случилось посреди
леса, посреди джунглей? (Гуру Махараджа издает громкий устрашающий рык.)
РАА-Х! (Преданные смеются). Выпрыгнул тигр, схватил ученого за ногу и начал
ее жевать. Это было довольно больно… Я имею в виду, можете себе
представить ощущения, когда кто-то грызет вашу ногу. Есть более приятные
эмоции в жизни! (Преданные смеются). Тогда ученый сказал: «Ах, теперь-то я
вспомнил другое значение слова «тигр» на санскрите — «тот, кто живет, поедая
других». (Преданные смеются). Почему же я раньше это не вспомнил?»
Классические последние слова! (Преданные смеются).

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура рассказывал подобные истории и давал им
короткие названия. Эта история называется «Гордый санскритский пандит». Он
расстался с жизнью из-за своей гордости. Люди получают образование, некое
материальное образование, но то, чего им действительно не достает, так это
сознания Кришны! Возьмите, к примеру, этого простого крестьянина, его знание
было практичным. Он знал абсолютную истину: в джунглях — тигр, если пойти в
джунгли, то, скорее всего, тебя съедят. Абсолютная истина… Но ученый был
очень горд, он знал так много второстепенных предметов, например, каково
значение санскритского слова «тигр», «багхини». Это все второстепенные вещи.

Люди иногда начинают гордиться каким-то материальным образованием и
пренебрегают простым практическим знанием — рано или поздно все мы будем
вынуждены покинуть это тело! Сегодня, во время Ганга-пуджи довольно много
людей принесли прах своих любимых, своих духовных братьев, бхакт и бхактин,
матерей и сестер… Люди умирают. Я видел кости, я твердо верю. Они умерли,
они мертвы, вот их кости, вот их прах! На эти астхи (кости), останки, или
прах и кости, нужно положить немного панча-гавьи. Когда я был на кремации
моей матери, то общался с директором похоронного бюро. Уникальная у него
работа! Он рассказывал мне, что после того, как тело подвергается сожжению
при температуре 1600 градусов по Фаренгейту — я не знаю, сколько это по
Цельсию, — останки помещают в особую дробильную машину, чтобы измельчить в
порошок все кости. По сути, главным элементом тела являются кости, и они не
сгорают, поэтому их нужно дробить в особой машине, и затем уже вам вручают
маленькую урну с прахом. Он говорил, что если вы сунете мизинец в этот прах,
то можете порезаться острыми частичками костей.

Так почему же мне так подробно захотелось все это узнать? (Преданные
смеются) Костяной ачарья. (Преданные вновь смеются). Преданные могут
использовать это в проповеди… Я всем проповедую: «Мы не это тело, душа
покидает тело». И я понимаю, почему мой брат и все мои прочие родственники
не хотели идти в крематорий. Когда они видят нечто такое, сердца их
разрываются на части. Но для меня это лишь еще одно доказательство, что мы —
не это тело! Однако, все мы думаем, что будем жить вечно. По крайней мере,
все люди материального мира. Может быть, вы так не думаете, но все же…

Многому можно научиться из этой простой истории. Бхактисиддханта Сарасвати
Тхакур использовал эти истории для иллюстрации духовных истин. Есть другая
история под названием «Гачххе кантхал гопе тел». Это на бенгали. Своего рода
стихотворная строка: гачххе кантхал гопе тел — та-та та-та та-та та
(Преданные смеются). Вы знаете, как переводится? Джекфрут на дереве, а масло
на усах. Теперь все понятно, не так ли? (Преданные вновь смеются). Очень
эзотерическая история. Вы хотите ее послушать? (Преданные кричат: Да).
Бхактисиддханта Сарасвати давал эти очень интересные названия. Как вы
думаете, о чем пойдет речь? Джекфрут на дереве, а масло на усах!..

Жил да был один человек, очень гордый, очень самонадеянный и очень жадный, и
были у него большие усы. Шел он как-то мимо рощи джекфрутовых деревьев. На
парикраме я показывал некоторым преданным, как растет на дереве джекфрут.
Сейчас у джекфрутов младенческая пора, мы кладем их в сабджи. Но когда они
вырастают, то становятся огромными и очень сладкими. По вкусу напоминают
жвачку, правда? Я помню, что когда был ребенком, то мне нравилось жевать
жвачку. Приехав в Индию, я полюбил джекфрут. Это единственное, что я хорошо
помню! Очень сладкий и клейкий.

Человек с усами любил джекфрут. И вот он увидел на вершине дерева один очень
большой джекфрут, от которого исходил очень сладкий аромат. Когда вы
разрезаете джекфрут, то от него начинает исходить такой сильный аромат, что
откуда ни возьмись появляются сотни мух, больших-пребольших мух, и начинают
кружить над джекфрутом. Даже если никаких мух поблизости нет, как только вы
разрезаете джекфрут, они появляются из ниоткуда. Очень сильный аромат.

И он подумал: «Я хочу съесть этот джекфрут!» Но джекфрут очень клейкий,
поэтому он решил: «У меня большие усы, я перемажу их липким соком джекфрута,
они склеятся, и будет очень трудно избавиться от этого клея. Поэтому мне
нужно намазать усы маслом, тогда они не склеятся соком джекфрута». Теперь
все понятно? (Преданные кричат: Нет!) Все еще хотите послушать, что было
дальше? (Преданные смеются.)

Он пошел в магазин и купил немного масла, заплатил за него десять пайсов и
намазал маслом усы. Затем он вернулся к роще, огляделся — никого не было, ни
хозяина, ни сторожа… Он начал взбираться на дерево… Когда я был на
парикраме, возле дома Мурари Гупты был довольно крутой подъем, я начал
скользить вниз и схватился за ветку джекфрутового дерева. Ветка тут же
сломалась! Она была очень хрупкой. Так или иначе, этот человек продолжал
карабкаться на дерево, но в одном месте он навалился всем весом на ветку,
она была хрупкой и… — сломалась! Так и не достигнув джекфрута, он упал!
Аха-А-А-А-ах — буп!!! (Преданные смеются.) Он сломал руку, ногу, лежал на
спине, смотрел в небо, усы его были намаслены, а перед глазами — джекфрут.
Джекфрут на дереве, а масло на усах!

Падая с дерева, он громко кричал, и на шум прибежал хозяин рощи: «А-а-а!!!
Воруешь джекфруты!» Хозяин начал избивать его палкой. Лежащий на спине,
избитый палкой, со сломанными конечностями… Джекфрут на дереве, а масло на
усах! (Преданные смеются). Теперь вы поняли? Столько затрат — никакого
результата. (Преданные вновь смеются.)

Ладно, каков смысл этой истории? Речь идет о людях, которые хотят какой-то
плод. Что это за плод? Кришна-према. Они хотят получить кришна-прему,
кришна-бхакти, но не хотят идти к духовному учителю, получать знание по
парампаре. Они так горды: «Я могу просто украсть! Я возьму просто так!»
Настолько горды. Они обильно намазали и продолжают намазывать усы маслом, но
не получают никакой крипы, никакой милости, падают с дерева, подвергаются
побоям, ломают кости… Одни утраты — никакого результата. Шрила
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура говорил, что мы должны вручить себя
духовному учителю. Мы преданные, слуги слуг. Как говорил Господь Чайтанья:
гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах — «Я слуга слуги слуги». Так мы
сможем легко обрести кришна-прему. Минимум затрат — блестящий результат!

Я не знаю, как я пристрастился к этих историям Бхактисиддханты Сарасвати
Тхакура. Они очень интересны. Вы хотите послушать еще или мы перейдем к
Чайтанья-лиле? (Все говорят, что хотят послушать еще.) Вы хотите еще?
(Преданные: Да! Пожалуйста!)

Очень известная история. Она называется «Шалаграм дийа бадам бханга». Все
понятно? Что такое шалаграм? Шалаграм-шила! Шила — это Божество Нараяны,
которому поклоняются в образе камня. «Беру шалаграм и колю арахис»! Звучит
довольно жутко, не так ли? Если вы поклоняетесь шалаграм-шиле, можете ли вы
себе представить использование шалаграма для колки орехов? Можно разбивать
скорлупу орехов камнем. Таково название истории.

Жил да был сын брахмана. Отец его был теистом, а он — атеистом. Но поскольку
он был сыном брахмана, ему не пришлось много учиться, он устроился работать
священнослужителем. Он научился исполнять основные обязанности священника,
но преданным он не был. Он работал на крупного землевладельца, у которого
был свой собственный храм, и получал от него некую минимальную заработную
плату. В храме были Божества Радхи-Кришны, шалаграм-шилы. И этот сын
брахмана проводил пуджу, получал жалование, вкушал прасадам.

Однажды ему подарили большой пакет арахиса в скорлупе. Этот священник любил
арахис. Он удостоверился, что никого вокруг нет, взял этот арахис, запер
дверь и сказал сам себе: «Я хочу эти орехи съесть!» Он их не предлагал,
ничего такого. Он лишь подумал: «Ага, а как же мне очистить их от скорлупы?
Она довольно крепкая». Тогда он взял с алтаря шалаграм и начал колоть.
ПАУ-ПАУ-ПАУ-ПАУ — колоть орехи Нараяна-шилой! И Кришна так устроил, что
землевладелец проходил мимо и услышал эти странные звуки. ПАУ! Чч-чч-чч —
как будто что-то колят… — ЧЧ-ЧЧ-ЧЧ-ЧЧ-ЧЧ — внутри комнаты Божеств. Он
заглянул в окно и увидел, как священник бьет его шилу, пятьсотлетнюю древнюю
шилу! Колет Ею арахис! Он не мог поверить своим глазам! «Ты атеист! Ты
демон!» Он вышиб дверь и закричал: «Ты уволен! Вон отсюда! Ты демон! Что ты
творишь?» Теперь поняли историю? (Преданные смеются.)

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакуры использовал такие истории. Слыша название,
вы вначале удивляетесь, что бы это могло значить. Затем целый час (я не знаю
сколько, но долго) Бхактисиддханта Сарасвати давал лекцию по этой
истории… Бхактисиддханта Сарасвати комментировал и эту историю «Шалаграм
дийа бадам бханга», «Беру шалаграм и колю арахис», следующим образом: «Если
вы используете собственность Кришны для собственного чувственного
наслаждения, то вы ничем не лучше того парня, что колет орехи
шалаграм-шилой! Мы должны использовать собственность Кришны для Кришны».

У Бхактисиддханты Сарасвати был один из первых автомобилей в Индии, но
как-то он обнаружил, что некоторые санньяси берут этот автомобиль для того,
чтобы съездить за бхогой или лекарствами в Кришнанагар. Это все равно что
если бы у вас был корпоративный самолет, и вы бы летали на нем в Нью-Йорк за
любимым попкорном. Понятно, сейчас у каждого есть машина. Машина — это уже
как рикша, как велосипед. Но тогда машины были отнюдь не у каждого. В то
время было всего лишь 20 автомобилей во всей Индии, и у Бхактисиддханты
Сарасвати был один из них, а преданные ездили на нем за покупками. Он
написал этим санньяси длинное письмо о том, что они должны ходить пешком или
ездить на велосипеде, а машину использовать для проповеди, в противном
случае они уподобляются тому человеку, что шалаграмом колет орехи. Всякий
раз, когда он видел, что кто-то неподобающим образом, для собственного
чуственного удовольствия использует собственность Кришны, то говорил:
«Шалаграм дийа бадам бханга». Одна короткая сутра с очень большим смыслом.
Так отрезвляет, что никто уже больше не хочет колоть арахис шалаграма-шилой!
Мы преданные. Для нас это кощунство.

Господь Чайтанья хотел, чтобы преданные неуклонно следовали по выбранному
ими пути. Он не возражал, когда грихастхи подходили к Нему и просили
разрешение на зачатие ребенка или просили наречь ребенка именем. Такова
грихастха-дхарма. Но если кто-то из отрекшихся от мира неподобающим образом
общался с женщинами, тогда Он, естественно, очень расстраивался. Господь
Чайтанья хотел, чтобы люди очень строго следовали правилам, предписаниям и
обетам своего ашрама. Одним из тех, кто очень строго следовал своим обетам
брахмачарьи, был Шукламбара Брахмачари. Здесь есть брахмачари? (Преданные
смеются.) Почему вы смеетесь, а не поднимаете руки? Он поднял руку! А есть
ли здесь санньяси?..

Я не говорю, что мы можем подражать тому, что делал Шукламбара Брахмачари.
Но какой бы обет он ни принял, он неуклонно ему следовал. К примеру, он дал
обет просить милостыню в пяти домах в один день, и что ему давали, то он и
ел. Если ему ничего не давали, то ничего и не ел. Так он всецело зависел от
Кришны. В те дни не считалось предосудительным, если брахмачари просил
милостыню. В современном Тайланде буддистские монахи, просящие милостыню,
пользуются глубоким уважением, поскольку это часть их культуры. Но здесь, в
Индии, 110 лет назад просящие подаяние перестали привлекать людей. Однажды
Прабхупада зашел в Национальный банк «Пенджаб» проверить свой счет, и
привратник, или охранник, остановил его: «Никаких попрошаек!» Прабхупада
устроил громкую сцену. Его очень задело: «Я не попрошайка! У меня счет в
этом банке. Я хотел бы увидеться с директором — почему этот человек называет
меня попрошайкой?» Позже он говорил нам: «Я никогда больше не пойду никуда
один!» Если бы его сопровождал один из его западных учеников, никто не
назвал бы его попрошайкой.

Так или иначе, в Индии… ИСККОН меняет ситуацию, поскольку мы кормим людей
и делаем множество других вещей. Раньше этим занимались другие организации.
Когда я впервые приехал в Индию в 1970 году, садху могли бесплатно ездить на
поездах, они были в основном нищими. Пятьсот лет назад считалось нормальным,
когда брахманы, брахмачари просили милостыню. Так или иначе, во все времена
бывают щедрые грихастхи и скупые грихамедхи.

Однажды Шукламбара Брахмачари пришел в один дом и попросил: «Бхикшам дехи,
бхикшам дехи. Дайте мне немного бхикши, немного пожертвований». Хозяйка дома
сообщила мужу: «Здесь какой-то брахмачари, какой-то нищий, просит бхикшу».
Хозяин, грихастха или грихамедха, сидел за трапезой перед большой тарелкой с
горой риса и сабджи. «Дай ему золы из печки!» Какой прок в золе из печки,
так? Она может сгодиться разве что для выращивания бананов, как калиевое
удобрение. Она не имеет никакой пищевой ценности, это я знаю! Можете ли вы
есть уголь или золу?

Шукламбара Брахмачари подумал: «Этот человек такой скопидом! У него
большущая тарелка риса, и вот приходит смиренный брахмачари…» В давние
времена, перед тем как начать есть, грихастхи выходили из дома и звали
голодных… «Этот человек настоящий скопидом. Но даже если он даст мне золы,
он получит какое-то духовное благо». Поэтому он ответил: «Хорошо, дайте мне
золы, не разбрасывайтесь словами понапрасну, дайте». Действительно ли они
дали ему золу? Очевидно, они ничего не хотели ему давать, но если бы дали
ему золы, хоть что-то, то получили бы немного блага. Вот каким
проницательным и сообразительным был Шукламбара Брахмачари!

Однажды он посетил пять домов, получил немного дробленого риса. Обычно люди
отдают нищим то, что не очень ценят. Как например, мы ходили на оптовый
фруктовый рынок и просили фрукты и овощи, и люди давали нам фрукты, уже
немного подпорченные и подгнившие. В Монреале я ходил на оптовый фруктовый
рынок и наполнял овощами и фруктами целый грузовик! И на субботние и
воскресные пиры я готовил восемь различных чатни. Все, что я знал, — это как
готовить чатни. Несколько сабджи, рис, дал, немного пакор и жареных блюд. У
нас было так много перезрелых фруктов, что я готовил пять видов фруктовой
халавы. Сливовую халаву, красное чатни, яблочную халаву, яблочное чатни.
Пять или шесть чатни, три или четыре разновидности халавы.

Но у Шукламбары Брахмачари, конечно, не было грузовика фруктов! Он получил
лишь небольшой пакетик дробленого риса, плющеного риса. Господь Чайтанья шел
по улице, увидел Шукламбару Брахмачари и спросил: «Что ты сегодня насобирал?
Дай Мне посмотреть, что тебе дали». Он выхватил пакет из его рук, заглянул
внутрь и воскликнул: «О, плющеный рис! Мой любимый!» Точно так же, как в
истории про Кришну и Випру Судаму. Господь Чайтанья начал было есть этот
рис, но Шукламбара Брахмачари остановил Его: «Нет, нет! Не ешь этот рис. Я
насобираю какой-нибудь хорошей пищи для Тебя! Я дам Тебе самое лучшее, этот
рис не очень хорош для Тебя!» «Нет, — ответил Господь. — Если он хорош для
Моего преданного, то хорош и для Меня». Господь Чайтанья завладел пакетом.
Вы знаете, Его руки такие длинные. Руки Господа Чайтаньи доходили до колен.
Он выхватил пакет и стал есть этот плющеный рис. Некоторые ачарьи говорят,
что Шукламбара Брахмачари был воплощением Випры Судамы.

Господь Чайтанья очень любил Своих преданных и заботился о них. В то же
самое время Он хотел, чтобы они строго следовали своим обетам. Вы слышали
сегодня на моей утренней лекции о том, как Адвайта Ачарья попросил
благословение у Господа Чайтаньи — освободить самых падших, но не
освобождать тех, кто очень гордится своими материальными достояниями. Тот
возгордившийся знаток санскритской грамматики получил сполна милость тигра.
Но Шукламбара Брахмачари был очень искренним и стойким и получил всю милость
Господа Чайтаньи Махапрабху.

Чайтанья дас, отец Шринивасы Ачарьи, Ачарьяпады, отправился однажды к
Господу Чайтанье, чтобы спросить, должны ли они иметь ребенка. Его жена
сказала ему, что видела сон, и чувствует, что им нужно попытаться зачать
ребенка. Чайтанья дас сказал: «Мы уже старики, вот-вот станем
ванапрастхами». — «Нет, — настаивала она, — я чувствую…» Тогда он подумал:
«Если Господь Чайтанья одобрит, тогда я это сделаю. В противном случае, я не
уверен». И Чайтанья дас проделал долгий путь до Джаганнатха Пури, чтобы
увидеть Господа Чайтанью. Они были грихастхами. Они шли по главной дороге,
ведущей в Джаганнатха Пури. Пурананда — главная магистраль. У Симха-двары,
главных ворот, они повстречали спутников Господа Чайтаньи. Они, муж и жена,
разом поклонились им. Мимо проходил Господь Чайтанья, остановился и сказал:
«Это Мои преданные! Позаботьтесь о них, устройте на ночлег, накормите
прасадом, отведите на даршан к Джаганнатхе, а затем приведите ко Мне».
Преданные обомлели: «Ух ты!» Лица их вытянулись от изумления. Как Господь
смог их распознать? Белое дхоти, шикха… Все столпились вокруг них: «О,
прабху, как вас зовут? Кто вы?» Они получили милость Господа Чайтаньи. Не
важно, в каком вы ашраме. Милость может получить каждый. Важно быть
искренним преданным.

Преданные позаботились о них, помыли, сводили на даршан к Господу
Джаганнатхе, накормили прасадом, а затем привели к Господу Чайтанье. Они
ждали снаружи. Говинда дас усадил их. Как только Господь Чайтанья вышел, они
склонились перед Ним в поклоне. Господь Чайтанья сказал: «Я хочу, чтобы вы
вернулись домой и завели ребенка. И назовите его Шринивас, он будет Моим
великим преданным». Сказав это, Господь удалился в Свою комнату. Чайтанья
дас ломал голову, как он будет все объяснять Господу Чайтанье, поскольку, вы
понимаете, на эту тему говорить очень неловко… Господь Чайтанья вышел и
сказал: «Я хочу, чтобы вы завели ребенка». Жена была права. Шринивас Ачарья
стал в свое время защитником всей сампрадаи.

Спасибо вам большое за то, что пришли. (Объявления.)

Перевод Рага Марг даси
Фиделити Вакрешвари дд

Категории: Лекции