Маяпур, 18 марта 2008

  • на Vanamali
  • 12 сентября, 2008
  • Комментарии к записи Маяпур, 18 марта 2008 отключены

Семинар по «Чайтанья-лиле» (а также по книге Бхактивиноды Тхакуры «Кальяна-калпатави») Лекция 3

Мы читаем о современных играх Господа, то есть «Годрума-калпатави»
Бхактивиноды Тхакуры. В предыдущих главах Бхактивинода Тхакура описывал, как
для улучшения проповеди он создал различных работников нама-хатты, рынка
святого имени. Участковый, командующий районом, командующий областью и
главнокомандующий — все они, опираясь на писания и взятые из них
доказательства, разбивают доводы атеистов и упрочивают славу воспевания
святого имени. Сегодня мы будем читать «Устав участкового». В этом уставе
девять правил.

Вы готовы стать участковым? Слушайте правила и решайте. Эти правила были
написаны в XIX веке.

Правило первое:

«Каждый участковый, одетый в соответствующее вайшнаву одеяние, должен
патрулировать свой район, совершая киртан под аккомпанемент каратал. Он
должен посещать хотя бы пять домов в день и проповедовать домохозяевам
послание Чайтаньи Махапрабху».

Комментарий: Для того чтобы быть участковым нама-хатты во времена
Бхактивиноды Тхакуры, нужно было посещать пять домов в день! Это значит, что
тогда преданные были очень активны, и им нравилось вовлекать в преданное
служение людей всех слоев общества и вероисповеданий. Они также стремились
выполнять «ежедневную норму»: сколько книг распространить и сколько домов
посетить. Я не знаю, когда появились такие активные проповедники, но
кажется, что при Бхактивиноде Тхакуре они уже были, и их-то он и назвал
участковыми. То были простые люди, которые пели Харе Кришна, подыгрывая себе
на караталах. Проникшись умонастроением последователей Чайтаньи Махапрабху,
проповедовших пятьсот лет назад, они пытались убедить людей воспевать Харе
Кришна.

Правило второе:

«Он должен проводить в одном доме лишь столько времени, сколько требуется
для проповеди указания Шри Чайтаньи, и ни минутой больше».

Комментарий: Другими словами, не нужно обременять домохозяев. Есть, пить у
них… я не знаю, что еще. Участковый заходит в дом лишь для проповеди
сознания Кришны. И он должен рассказывать о послании Кришны очень
привлекательным образом, не отталкивая людей. Как, например, Шукадева
Госвами. Он посещал чей-нибудь дом лишь на то время, какое требовалось для
дойки коровы. Он пил немного молока и рассказывал хозяевам о Кришне. Здесь,
похоже, то же самое — вы тратите на один дом лишь немного времени.

Три! Третье правило таково:

«Он должен смиренно воспевать указание Махапрабху».

Комментарий: Он должен смиренно воспевать, или рассказывать, указание
Господа Чайтаньи. Таково умонастроение вайшнава. Нельзя грубо третировать
людей: «Покайся или гореть тебе в геене огненной! Ты обязан принять нашу
веру, а иначе покатишься в ад!» Наоборот, нужно смиренно объяснять, как
прекрасен этот путь, и попросить: «Пожалуйста, попробуйте». Смиренно, а не
агрессивно.

Четыре! Четвертое правило:

«Нельзя просить или принимать от домохозяина какое-либо материальное
вознаграждение».

Комментарий: Это правило говорит само за себя. В Бенгалии были такие
проповедники, которые ходили от дома к дому, пели киртан, играя на
караталах, а затем просили пожертвования. Бхактивинода Тхакур говорил, что
некоторые из них носили шафрановую одежду, но путешествовали со своими
женами, или даже не женами. В одной из своих песен Бхактивинода Тхакур поет:
на те тилал голаи мала… эи ото эк калир чела — «Даже если у человека на
лбу тилака, а на шее кантхималы, но он, вместо того чтобы проповедовать,
уводит чужую жену, то в действительности он ученик Кали-юги». Они уводят
чужих жен. Все они — ученики Кали.

Итак, нельзя брать никакое материальное вознаграждение. Проповедь не должна
превращаться в попрошайничество. Желание проповедника — помочь людям. Таково
наше умонастроение. В наше время, может, не очень целесообразно ходить от
домаск дому и проповедовать. В некоторых местах — да. Интересное,
принципиальное указание, данное в этом правиле, заключается в том, что,
общаясь с людьми, мы должны вести себя достойным образом. Люди не должны
думать, что мы приходим к ним просто ради денег: «Они здесь просто ради
денег. На самом деле, они и не думают дать мне какое-либо духовное знание».

Пятое правило:

«Если какой-то домохозяин начинает грубить и оскорблять участкового, то он
должен внимательно его выслушать и успокоить приятными словами. Ни при каких
обстоятельствах нельзя выказывать гнев или неуважение».

Комментарий: Встречаются порой люди, которые грубят и критикуют намерения
проповедников. Здесь Бхактивинода Тхакура говорит, что мы не должны вступать
в словесную перебранку или выказывать гнев или неуважение.

У меня был такой опыт. Однажды в северной части Калькутты я встретился с
одним бизнесменом, чтобы предложить ему стать пожизненным членом ИСККОН. Я
вошел в его кабинет и уже собирался показать ему то, чем мы занимаемся, и
предложить ему членство, как он начал очень грубо кричать на меня и
критиковать: «Я не верю в Бога! Я ни во что не верю! Я не верю вам! Все вы
обманщики! Негодяи!» — и т.п. Так много оскорбительных и агрессивных слов.
По некоему благословению Кришны, я сохранял спокойствие, и когда он
выговорился, то просто сказал: «Нет. Все совсем не так. На самом деле мы
творим благие дела. Взгляните!» И я показал ему множество фотографий, как мы
распространяем бесплатный прасад и устраиваем праздники. Он был поражен,
поскольку, по его мнению, я должен был испариться, а не парировать в ответ.
Тогда он сказал: «Знаете ли, я вас просто проверял. (Преданные смеются.) Так
сколько, вы говорите, надо заплатить, чтобы стать пожизненным членом?» —
«Одну тысячу сто одиннадцать», — ответил я. Это было в те дни. Он подписал
бумаги и стал пожизненным членом! Правда, я не знаю, где он теперь.

Когда я был еще новым преданным в Монреале, то зашел однажды в студенческое
общежитие… не общежитие, а как его называют — «хостел». Там у каждого своя
комната или же одна комната на двоих. Я постучался в одну комнату, и
студент, открывший мне дверь, начал на меня кричать! Также очень
оскорбительно и про все то, во что он не верит и кто мы такие. Я вспомнил
тогда, что в том случае, когда кто-то оскорбляет Кришну, есть три варианта
поведения. Этот студент действительно оскорблял. Два варианта показались мне
неподходящими, и я выбрал третий — просто развернулся и пошел прочь. Я дошел
до двери следующей комнаты и постучался туда, продолжая распространять
книги. И, опять же, студент был так поражен! Видели бы вы его лицо! (Гуру
Махараджа изображает лицо шокированного студента.) Он думал, что унизит меня
своими оскорблениями, но я никак на них не отреагировал.

Таким образом, я попадал в подобные ситуации. Первое, что я мог бы сделать,
— сказать приятные слова, но тот студент не стал бы их слушать. Если же вы
вступаете в перебранку, то не ждите никаких хороших последствий.

Шестое правило:

«Если какой-то человек желает подискутировать с участковым, то участковый
должен сообщить об этом местному командующему».

Комментарий: Вы видите, что выше странствующих проповедников, лидеров
нама-хатт и разных преданных стоят лидеры района, округи и более высокие
лидеры и командующие, сенапати. Это более опытные, более подготовленные к
философским диспутам преданные. То же самое мы видим и в других системах, не
только в системе нама-хатт: люди, находящиеся на более низком уровне, не
настолько квалифицированы, как те, кто находится на более высоком уровне.
Дискутировать, опираясь на знание писаний, — это работа командующих и
сенапати! Поэтому, когда необходимо, лучше обращаться к ним, поскольку они
более подготовлены к дебатам.

Седьмое правило:

«Участковый хранит у себя флаг (патаку) или вымпел нама-хатты».

Комментарий: Флаг — это своего рода опознавательный знак. Например, разные
религиозные проповедники прикрепляют к одежде ярлычки или что-то еще, по
которым можно определить их принадлежность к той или иной организации. В те
времена этой цели служил флаг или вымпел нама-хатты. Другими словами, нужно
что-то, по чему люди бы определили, кто вы такой.

Восьмое правило:

«Те, кто просят милостыню и поддерживают себя воспеванием святых имен,
лишены права становиться участковыми».

Комментарий: Мы обсуждали это раньше. Если участковый просит какое-либо
материальное вознаграждение, то он нарушает четвертое правило. Существуют
такие люди, которые поддерживают себя сбором пожертвований, когда воспевают
святое имя. Бхактивинода Тхакура считает их ремесло неприемлемым.

Девятое правило:

«Никто не должен желать какого-либо материального вознаграждения за то, что
трудится на благо нама-хатты. Нужно самим поддерживать себя. Флаги, вымпелы,
и караталы должны приобретаться за свой собственный счет. Таким образом
совершая бескорыстное служение, вы сможете доставить удовольствие главному
купцу, Шри Нитьянанде Прабху».

Комментарий: У Бхактивиноды Тхакуры был очень высокий стандарт. Вспомните,
что он пришел во времена абсолютнейшего упадка вайшнава-дхармы. Тогда
повсюду были всевозможные апасампрадаи со странными философскими
отклонениями, приверженцы которых не следовали регулирующим принципам.
Некоторые люди зарабатывали себе на жизнь попрошайничеством. Поэтому о
возвышенных вайшнавах сложилось мнение, что все они бедняки, попрошайки и
никуда не годные люди. Бхактивинода Тхакура хотел возвести нама-хатту и
вайшнавскую традицию на более высокий уровень!

На самом деле, сейчас некоторые преданные получают поддержку от своих
храмов. Храмы покупают им флаги, вымпелы,караталы, мриданги и много всего
прочего. Здесь показывается, насколько почетно положение финансово
независимого проповедника. Шрила Прабхупада разрешил нам в современном
ИССКОНе выдавать жалование достойным преданным, которые обладают
брахманическими качествами и полностью заняты в проповеди. Но в
девятнадцатом веке… Видите ли, обстоятельства были чуть-чуть иными.
Прабхупада хотел, чтобы преданные могли посвятить все свое время преданному
служению. Однако, в наше время также есть нама-хатты, участники которых
финансово независимы. Они поддерживают самих себя, но в то же самое время
находят время на проведение всевозможных проповеднических и
благотворительных программ. Таким образом они соответствуют данному
требованию.

Достаточно на сегодня «Годрума-калпатави».

—————- Чайтанья-лила ———-

Сегодня мы были в Шантипуре. Кто из вас был в Шантипуре? Спасибо. Я надеюсь,
вы уже успели немного отдохнуть.

На нашу программу в Шантипуре приходил мэр города и очень сильно расхваливал
ИСККОН! Он сказал, что за четырнадцать лет, что мы уже проводим эту
программу, в этом году собралось самое большее количество человек, какое он
когда-либо видел. И люди приходили не просто для того, чтобы поесть, а для
того, чтобы выразить свою глубокую признательность. Мэр рассказал, что
минуло уже четырнадцать поколений со времен Адвайты Ачарьи и семьи Кришны
Мишры. Он также сказал, что Шрила Прабхупада приезжал в Шрипат (т.е.
Шантипур), посещал храм и повторял здесь джапу. В то время, когда он не
находил никакой поддержки от своих духовных братьев в Маяпуре, он написал
несколько писем, в которых отмечал, что можно было бы создать мировую
штаб-квартиру в Шантипуре!

Прежний маханта храма в Шантипуре был довольно пожилым человеком. Может
быть, на тридцать лет старше меня. Несколько лет назад он оставил тело. Он
называл меня своим младшим братом, и я, таким образом, прихожусь дядей его
сыновьям. (Преданные смеются.) В Индии, если вас назовут братом, то это
очень серьезно. На Западе — запросто: «Эй, брат!» Но здесь, если скажут: «Ты
мой брат» — уже просто так не уйдешь. Ладно, это небольшое отступление.

Шантипурский фестиваль во многом служит показателем того, насколько предан
был Адвайта Ачарья Мадхавендре Пури.

Между Господом Нитьянандой и Мадхавендрой Пури произошла одна игра. Когда
Нитьянанде было 12 лет, он ушел вместе с санньяси из Экачакры и стал
странствовать повсюду. Двенадцать лет — именно в таком возрасте Нитьянанда
начал путешествовать и проповедовать. Много-много лет он странствовал по
Южной Индии, и однажды в Северной Карнатаке, недалеко от храма в Гокарне,
что на Западном побережье, повстречал Мадхавендру Пури. Он склонился перед
ним в поклоне. Мадхавендре Пури было так стыдно. Он был со своими учениками.
Лишь увидев Нитьянанду, Мадхавендра Пури спонтанно проникся к Нему такой
симпатией! От мысли, что перед ним Баларама, он преисполнился экстатической
любви! Он поднял Нитьянанду с земли и крепко обнял. Я не знаю, сколько тогда
было Нитьянанде лет. Может быть, около двадцати. Я не знаю сколько. Нигде
точно не указано, через сколько лет Своих странствий Он повстречал
Мадхавендру Пури. В ходе той встречи Нитьянанда и Мадхавендра Пури вместе с
учениками Мадхавендры Пури проводили время за обсуждением философии и игр
Кришны. Мадхавендра Пури дал наставления Нитьянанде. Согласно некоторым
источникам, Нитьянанда получил посвящение у Мадхавендры Пури.

Это одна из причин того, почему Господь Чайтанья почитал Нитьянанду и
Адвайту. Они были Его духовнями дядьями, духовными братьями Его гуру.
Однако, поскольку возрастная разница между Господом Чайтаньей и Господом
Нитьянандой была небольшой, Они порой погружались в Свое прежнее настроение
Кришны и Баларамы. Иногда Господь Чайтанья, из уважения к Мадхавендре Пури,
не называл Господа Нитьянанду Баларамой, а почтительно говорил:
«Нитьянанда». Согласно некоторым источникам, Нитьянанда общался с гуру
Мадхавендры Пури. Я не встречал подобных сведений, так пишут некоторые
ачарья. Та же встреча была очень экстатичной.

Последователи Мадхвачарьи в прошлом доставляли нам немало хлопот. Они
заявляли: «Мы не уверены, что наши сампрадаи связаны друг с другом».
Недавно,несколько лет назад мы были на сафари, и Педжавара Свами (ачарьей
Педжавар Матха), который, наверное, является одним из самых выдающихся
восьми ачарий мадхва-сампрадаи, говорил, что связь между нашими сампрадаями
точно установлена и Мадхавендра Пури был учеником… кого? Надо посмотреть.
Лакшмипати. Под конец, когда мы прощались с Педжаварой Свами, он заключил
меня в свои объятия.

Каждые два года ачарьи Мадхва-сампрадаи меняются, и один из восьми ачарий
(ачарья одного из восьми матхов Мадхва-сампрадаи в Удупи) становится во
главе, наподобие нашего председателя Джи-Би-Си или что-то в этом роде. Он
называется Парйайа Свами. Затем, безо всяких выборов и голосования, он
уступает место следующему. Таким образом, может, два или три раза в жизни
они получают возможность поклоняться главному Божеству Кришны в храме Удупи
Кришны. На два года один из ачарий становится главой сампрадаи. Все они
очень тепло встречают нас. Мы проводили несколько Ратха-ятр вместе с ачарьей
Кришнапур Матха, прежним главой. Сейчас он сменился, но именно ачарья
Кришнапур Матха принимал нас тогда на протяжении двух лет. Многие ачарьи
принимали нас, признали нас, многие по крайней мере, относятся к нам
уважительно.

Существуют исторические свидетельства о встречах Мадхавендры Пури. Эти
встречи его и его последователей с предыдущими ачарьями. Нас не особо все
это затрагивает. Мы знаем, что мы связаны с предыдущими ачарьями
Мадхва-сампрадаи, но предстоит еще немало проповедовать. Например, в
Карнатаке встречаются такие пандиты, которые нас спрашивают: «У вас не
поддельные документы?» Существуют записи о встрече Мадхавендры Пури и
Нитьянанды.

Гопала Кришна Махараджа рассказывал историю о том, как Мадхавендра Пури
нашел Божество Гопала. Это описано в «Чайтанья-чаритамрите». Мадхавендра
Пури устроил тогда огромный праздник. Божество Гопала можно увидеть в
Раджастане. Это Шри Натхаджи. Большинство гуджаратцев необычайно преданы Шри
Натхаджи. Это то самое Божество Гопала, которое нашел Мадхавендра Пури. На
самом деле, это наше Божество. Последователи пушти-марга забрали Его себе.
Когда во Вриндаван вторглись Моголы, один из Раджпутов Удайпура согласился
защитить Божество Гопала. Раджпуты были очень свирепыми воинами. Они
перенесли Божество с Говардхана в Удайпур (более точно, рядом с Удайпуром, в
Натхадвару). Там Он был в безопасности. Я точно не знаю, как пушти-марги,
последователи Валлабхачарьи, присвоили Его себе. Я слышал, однажды было
судебное разбирательство по поводу того, какая ветвь Валлабхачарья-сампрадаи
должна поклоняться Божеству. Судья просмотрел все имеющиеся данные и сказал:
«Если вы действительно хотите узнать мое решение, то я должен вам сказать,
что поклоняться Божеству Шри Натхаджи должны Гаудия-вайшнавы. Это их
Божество». Поэтому мы должны чувствовать свою сильную связь со Шри Натхаджи.
Он — Божество Мадхавендры Пури!

Кто из вас был в Ремуне? Вы видели Божество Гопинатхи? Кшира-чора-гопинатхи?

Итак, Мадхавендра Пури размышлял о том, как ему служить Божеству Гопала, и
отправился в паломничество по разным храмам, чтобы посмотреть, как там
поклоняются Божествам. Он хотел перенять опыт и улучшить поклонение своему
Божеству. Вы делаете это? Есть ли здесь пуджари или президенты храмов? Вы
ездите по разным храмам, смотрите на то, как там поклоняются Божествам, и
размышляете, чему можно у них научиться? Кто-нибудь это делает? Здесь не так
много президентов храмов. Пуджари? У кого из вас есть Божества? Вы обращаете
внимание на то, как украшены и наряжены Божества, и хотите улучшить свое
поклонение Божествам? (Один прабху говорил: «Я обращаю внимание на гопидотсы
и рисунки на лице Кришны. Я пытаюсь их копировать.») Вы пытаетесь копировать
гопидотсы и другие рисунки на лице Кришны, которые тайком рисуют Ему гопи?

Пребывая в таком умонастроении, Мадхавендра Пури подумал: «Неплохо было бы
попробовать эту кширу, которую предлагают Божеству, чтобы потом приготовить
подобное прекрасное подношение моему Горалу». Но вдруг он осознал, что кшира
еще не была предложена, и получается, что он думал о вкусе подношения еще до
того, как оно было предложено! Это является большим оскорблением. Подобные
мысли — проявление нашего вожделения. Но Мадхавендра Пури думал об этой
кшире в связи со своим Божеством Гопала.

Так или иначе, он, сильно раскаиваясь, ушел из храма, дошел до рыночной
площади и стал воспевать. И в ту ночь пуджари храма снится сон. К нему
пришло Божество и сказало: «Я взял один горшок кширы и приберег его для
одного преданного. Зовут его зовут Мадхавендра Пури. Он воспевает на
рыночной площади. Пожалуйста, возьми этот горшок и отдай ему». Пуджари ушам
своим не поверил! Слыханное ли это дело, чтобы Божество воровало Свой
собственный прасад для Своего преданного? Пуджари омылся, надел свое
пуджарское дхоти и все прочее… Он зашел в алтарь и — конечно же нашел
кширу! Божества Гопинатхи спрятало ее под полой Своей одежды!

Вы знаете, как появилось Божество Гопинатхи? Кто-нибудь знает? Это Божество
было создано Господом Рамой! Когда Рама летел обратно в Айодхью, Он
рассказывал Сите о Своих играх: в Трета-югу у Него только одна жена, в
Двапара-югу будет больше. Он будет танцующим мальчиком-пастушком. Сита
захотела увидеть, как Он будет выглядеть. Тогда Он остановился в Ремуне,
высек из камня Своей стрелой Божество Гопинатхи и сказал: «Вот так Я буду
выглядеть». Затем это Божество было отдано священнослужителям, и они хранили
Его и поклонялись Ему. Это очень древнее Божество.

Итак, пуджари взял горшок кширы и, найдя на рынке Мадхавендру Пури, сказал
ему: «Ты самый удачливый человек во всем мире! Поскольку ради тебя Божество
своровало кширу!» Разве каменнные Божества могут воровать, правильно!? Это
чудо! Пуджари отдал горшок Мадхавендре Пури, и он почтил этот прасад
Божества. Съев кширу, он замотал горшок в ткань и каждый день ел его по
кусочку, ибо часто ли Кришна дарит такие подарки? Часто ли Он лично что-то
дарит? Это прасадам.

Мадхавендра Пури был так скромен. Он побоялся, что весть о том, что Божество
украло для него кширу, разлетится в мгновение ока и наутро будет нечто
похожее на Шантипур сегодня: тысячи людей, и все стремятся коснуться его
стоп. Ему просто прохода не дадут! Поэтому он ушел из города еще до восхода
солнца, чтобы избежать фанфар и всяких почестей… Он не хотел всего
этого…

В конце концов Мадхавендра Пури достиг столицы царства Ориссы. Царь Ориссы
дал ему сандал. Если бы он не дал, то Мадхавендре Пури пришлось бы пойти в
Карнатаку, где находятся большие леса сандаловых деревьев, а это увеличило
бы путь вдвое, если не больше! Раньше у царей были такие сокровища. Я не
знаю, есть ли они у них сейчас. Царь дал Мадхавендре Пури сандал, и он понес
его во Вриндаван. Когда он вновь проходил через Ремуну, Божество Гопала
явилось ему и сказало: «Гопинатха не отличен от Меня. Тебе предстоит долгий
путь, кишащий всевозможными ворами, разбойниками и грабителями, которые
будут пытаться украсть это ценное сандаловое дерево. Ты просто умасти
сандаловой пастой Божество Гопинатхи, и это охладит Меня. Мы не отличны!»
Так Мадхавендра Пури завершил свое путешествие. Он поселился в Ремуне и
служил Божеству Гопинатхи. Его самадхи находится в Ремуне. Кто-нибудь бывал
там? Если поедете в Ремуну, то увидите самадхи Мадхавендры Пури. Кто-нибудь
видел самадхи?

Говорится, что когда Мадхавендра Пури уже состарился, то уже не мог ходить.
Он лежал, погруженный в экстаз, и порой испражнялся прямо под себя. Он был
настолько чист, что его испражнения пахли, как розы. Никто не может это
имитировать! Ишвара Пури ухаживал за ним, вычищал все, мыл его… Он
говорил, что положение Мадхавендры Пури сравнимо с положением Шримати
Радхарани и Господа Чайтаньи, поскольку только эти три личности —
Мадхавендра Пури, Радхарани и Чайтанья — обладали маха-бхавой. Стало быть,
экстаз Мадхавендры Пури был настолько глубок! В каком-то отношении он похож
на экстатические переживания Радхарани, маха-бхаву. Вот почему Мадхавендра
Пури испытывал разлуку с Кришной и плакал по Кришне.

Один ученик-неофит, санньяси по имени Рамачандра Пури, увидев, как его гуру
плачет в разлуке с Кришной, сказал: «Почему вы плачете в духовной жизни? Вам
следовало бы быть умитворенным и счастливым! Вам нужно медитироать на
безличный Брахман, быть умиротворенным. Ом шанти шанти шанти». Мадхавендра
Пури был поражен этой проповедью своего ученика! Вместо экстаза или любви к
Кришне — погрузиться в безличное брахмаджьоти, имперсональное счастье и
обрести умиротворение? Тогда бы он не смог бы испытывать все эти
экстатические переживания.

Конечно, ученик думал, что учитель отверг его из-за каких-нибудь проступков.
Он не понял. Мадхавендра Пури прогнал его палкой: «Какой же ты негодяй, если
думаешь, что я скорблю о чем-то мирском!»

Рамачандра Пури прослыл впоследствии критиканом преданных. Он в каждом
выискивал недостатки! Кого бы он ни встретил, то замечал в нем одни лишь
недостатки и подвергал беспощадной критике. Он приглашал кого-нибудь на
угощение, кормил и настаивал брать добавку, даже если человек ее не хотел.
Затем Рамачандра Пури критиковал его: «Ты обжора!» (Преданные смеются.)
Никто не выходил сухим из воды.

Как-то раз Рамачандра Пури пришел в дом Господа Чайтаньи и увидел ползающих
по полу муравьев. «В этой комнате муравьи, — сказал он, — значит, Ты тайком
объедаешься сладостями. Вот почему муравьи все еще ползают здесь!» Из-за
критики Рамачандры Пури Господь Чайтанья на три четверти сократил Свою
порцию прасада. Преданные так расстроились! Теперь они не могли накормить
Господа Чайтанью, как того хотели. Когда же Рамачандра Пури оставил город,
все вздохнули с облегчением. Но даже после этого Господь Чайтанья увеличил
Свою порцию только на четверть. Он был очень чувствителен к любому виду
критики.

Ишвара Пури удостоился милости — служения Мадхавендре Пури. Сегодня тот
день, когда Мадхавендра Пури вернулся к Радхе и Кришне. Мадхавендру Пури
считают корнем Гаудия-сампрадаи. Он первый ачарья в цепи ученической
преемственности, который высоко ценил Радху и Кришну. Удивительно, но
почему-то предыдущие ачарьи больше склонялись к поклонению Господу в Его
аспектах Параматмы, Нараяны. Таким образом они тоже поклонялись Кришне, но
более формально.

Сегодня мы принимаем очень особого гостя — Чандрамаули Махараджу. Не хотели
бы вы сказать несколько слов о Мадхавендре Пури или Адвайте Ачарье, что вам
больше нравится?

ЧАНДРАМАУЛИ СВАМИ: Харе Кришна. Шрила Прабхупада ки — джая!

История о двух учениках Мадхавендры Пури, Рамачандре Пури и Ишваре Пури,
очень поучительна. Тот, кто вызовет недовольство своего духовного учителя,
обрекает себя на духовную смерть. Тот, кто доставляет удовольствие своему
духовному учителю, как это делал Ишвара Пури, продвигается по пути
преданного служения.

Ишвара Пури с великим смирением выполнял самую неблагодарную работу,
заботясь о телесных нуждах своего духовного учителя. И Мадхавендра Пури,
довольный его смиренным служением, так благословил его, что Ишвара Пури
впоследствии стал духовным учителем самой Верховной Личности Бога! В
«Чайтанья-чаритамрите» говорится, что Мадхавендра Пури хотел показать всему
миру, что тот, кто получает милость и благословения духовного учителя,
добивается успеха в духовной жизни, и путь его славен; тот же, кто вызывает
недовольство духовного учителя, как Рамачандра Пури, лишь попусту тратит
время в попытках обрести совершенство. На примере этих двух учеников
Мадхавендра Пури показал то, что человек должен совершать преданное служение
ради удовлетворения духовного учителя. Удовлетворение духовного учителя —
это объект постоянной медитации ученика. Ученик должен быть сосредоточен на
том, как удовлетворить духовного учителя.

Как уже говорил Его Святейшество Джаяпатака Махараджа, Мадхавендра Пури был
очень необычной личностью. Радхарани, Чайтанья Махапрабху и Мадхавендра Пури
были единственными обладателями экстаза маха-бхавы, любви к Кришне, во всей
ее полноте. И, согласно «Гаура-ганоддеша-дипике», Мадхавендра Пури в
духовном мире — не что иное, как дерево калпа-врикша, низошедшее в этот
материальный мир для того, чтобы подготовить почву к явлению Господа
Чайтаньи. От Мадхавендры Пури берет начало ветвь дерева учения Господа
Чайтаньи. Благодаря его благословениям, в Гаудия-сампрадае появилось
поклонение Радхарани. Он был зачинателем этого! Прежде, как уже упоминалось,
больший акцент ставился на поклонении Господу в Его аспекте Параматмы.
Мадхавендра Пури обосновал и даровал нам поклонение Радхе и Кришне.

Мадхавендра Пури цитировал один стих… Пожалуйста, помогите мне вспомнить
его. В нем говорится об экстатической любви Радхарани к Кришне, которую Она
испытывала,когда Кришна уехал в Матхуру. Это прекрасный стих.

(Ч.-ч., Мадхья 4.197):

айи дина-дайардра натха хе
матхура-натха кадавалокйасе
хридайам твад-алока-катарам
дайита бхрамйати ким каромй ахам

«О Мой Господь! О всемилостивый господин! О повелитель Матхуры! Когда же Я
вновь увижу Тебя? Мое сердце взволнованно бьется и трепещет, поскольку Я не
вижу Тебя. О Мой возлюбленный, что же Мне делать теперь?»

«Когда Господь Чайтанья произнес этот стих, Он тот час же упал без сознания.
Он не владел собой, Его унесло двенадцатым валом чувств. Когда Господь
Чайтанья упал, охваченный экстатической любовью, Господь Нитьянанда положил
Его к себе на колени. Плача, Господь Чайтанья подхватился, и переполненный
восторгом, начал бегать по всему храму. Он то смеялся, то плакал, то
пускался впляс или пел. Господь Чайтанья не мог вымолвить стих целиком. Он
просто повторял: «Айи дина! Айи дина!» Он не мог говорить, слезы градом
катились из Его глаз. Дрожь, испарина, слезы счастья, изумление,
побледнение, разочарование, угнетенность, потеря памяти, гордость, радость и
смирение проявились в теле Господа Чайтаньи.

Этот стих откыл врата экстатической любви Господа Чайтаньи, и когда она
проявилась, все слуги Гопинатхи увидели, как Господь начал танцевать,
охваченный восторгом этой любви».

Господь Чайтанья произнес этот стих в Ремуне, в храме Кшира-чора-гопинатхи
когда рассказывал Своим спутникам о деяниях Мадхавендры Пури. Когда Он
произнес Его, то погрузился в экстаз Радхарани в разлуке с Кришной.

Этот стих вновь и вновь повторял в свои последние минуты Мадхавендра Пури.
Он был погружен в чувства любви к Кришне в разлуке, какие испытывала
Радхарани. И по милости Радхарани стих сам проявился на губах Мадхавендры
Пури.

ГУРУ МАХАРАДЖА: Это умонастроение любви в разлуке выражено еще в одном стихе
(Ч.-ч., Мадхья 1.57, 1.76).

«Моя дорогая подруга, только что я повстречала Своего старинного сердечного
друга Кришну на этом поле Курукшетры. Я все та же Радхарани, и сейчас мы
встретились. Я так рада этому. Но все же я хочу выйти на берег Ямуны, под
сень деревьев в лесу на том берегу. Как я хочу услышать Его сладкозвучную
флейту, поющую пятую ноту в этом лесу Вриндавана».

Рупа Госвами написал этот стих на пальмовом листе и поместил на крыше своего
дома. Когда Господь Чайтанья увидел его и прочитал, то воскликнул: «Рупа
Госвами, ты понял Мое умонастроение!» Как он понял?

ЧАНДРАМАУЛИ СВАМИ: Как такое возможно? Сварупа Дамодара Госвами сказал:
«Только по Твоей милости человек может что-то понять». Нужно обрести особую
милость.

ГУРУ МАХАРАДЖА: Шри Гауранга!!! (Преданные вторят.) Нитьянанда! Гауранга!
Мадхавендра Пури пада ки — джая! Адвайта Госай ки — джая!

Чандрамаули Махараджа — один из пионеров проповеди в тюрьмах.
Проповеднические программы в тюрьмах! У вас есть с собой ваша рукопись? Сева
Сварупа здесь? Мы собираемся опубликовать ее для Министерства развития
проповеди прихожанам. Это будет книга о том, как проповедовать в тюрьмах. У
Чандрамаули Махараджа есть богатый опыт. В разных странах мира
осуществляется такая проповедь. Сегодня собралась очень восприимчивая
аудитория! Еще не слишком поздно, и у нас есть немного времени…

Однажды в Эквадоре я проводил инициацию в тюрьме. Всех заключенных,
получающих посвящение, на время выпустили из тюрьмы. Нам было позволено
воспользоваться одним из залов суда. Всего я проповедовал в тюрьмах три
раза. В третий раз мы были в женской тюрьме. Дважды я был в женской тюрьме,
один раз — в мужской. Один раз в Мадрасе, другой раз в Тричи, и еще один раз
в Куэнке. Мне рассказывали, что в Орегоне заключенным, наряду с сигаретами и
шоколадом, продают четки. В один год было продано более сотни четок для
повторения джапы! Это нечто! Все повторяют джапу! Я знаком с преданными —
встречаю их из года в год, — которые приходили в храм, а потом были
арестованы, посажены в тюрьму и читали книги Прабхупады в тюрьме.
Освободившись, они всецело погрузились в преданное служение и даже стали
санньяси!

(Далее — объявления.) Харе Кришна.

Перевод Рага Марг даси
Фиделити Вакрешвари дд

Категории: Лекции