Маяпур, 16 марта 2008

  • на Vanamali
  • 26 июня, 2008
  • Комментарии к записи Маяпур, 16 марта 2008 отключены

Семинар по «Чайтанья-лиле» (а также по книге Бхактивиноды Тхакуры «Кальяна-калпатави»)

Наша сегодняшняя лекция будет состоять из двух частей. Поскольку сегодня мы были в Шриваса Ангане, я хотел бы рассказать о лилах, которые происходили там. Но сперва я хотел бы немного почитать из «Годрума-калпатави» Бхактивиноды Тхакура. Это произведение напечатал в журнале А.Ч. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада в те годы, когда был ванапрастхой. Я немного прокомментирую его… Что там происходит? Можно ли что-то сделать? (По улице идет харинама.)

«Годрума-калпатави» — это своего рода проповедническая газета о нама-хатте, которую издавал Бхактивинода Тхакур. Написана она в разговорном стиле: будто автор лично разговаривает с читателями. Это очень интересно.

Итак, мы читаем «Годрума-калпатави», подзаголовок — «Деятельность рынка», страница 29:

«Выше Шри Навадвипы, в Сурабхи-кундже, на Годруме, дворник нама-хатты, проповедники и другие работники были полностью поглощены нияма-севой (в месяц Карттика, или месяц Дамодара), проводя особые религиозные обряды и
различные праздники имени. С 27-го числа месяца Ашвин до 30-го числа месяца Карттика (это бенгальские месяцы) каждый день в программе были арати, санкиртана, чтение писаний, лекции по книгам, даршан Божества Махапрабху и уличная санкиртана».

КОММЕНТАРИЙ: Сурабхи-кунджа… Кто из вас был на парикраме в Сурабхи-кундже? Она находится через реку от Маяпура, на Годрумадвипе. Навадвипа поделена на девять островов: Симантадвипа, Годрумадвипа, Мадхьядвипа, Коладвипа, Ритудвипа, Джахнудвипа, Модадрумадвипа, Рудрадвипа и Антардвипа. Каждый из этих островов представляет один из девяти процессов преданного служения.

Годрумадвипа — это остров, символизирующий воспевание. Пятьсот лет назад Господь Нитьянанда открыл здесь Свою штаб-квартиру, Свою нама-хатту, рынок

святого имени, на котором каждый мог получить сознание Кришны и начать

практиковать его у себя дома.

На Сурабхи-кундже обитает корова Сурабхи, та самая, что стала участницей

Говардхана-лилы. Когда Индра обрушил потоки дождя на Вриндаван, Кришна

поднял холм Говардхан и спас бриджабаси. Спустя семь дней Индра остановил

дождь. Кришна поставил Говардхана-парват, холм, на место. Индра пришел к

Господу Кришне и взмолился о прощении: «Я совершил оскорбление. Я приказал

затопить Вриндаван нескончаемыми ливнями. Я не думал, что Ты — Сам Кришна

Бхагаван». (Гуру Махараджа задает вопрос на испанском, есть ли у испанских

преданных переводчик.) Индра пришел сюда, к корове Сурабхи. На этом же самом

месте был и дом Бхактивиноды Тхакура. Индра думал: «Я забыл, я забыл… Надо

попросить прощение у Кришны». Корова Сурабхи согласилась ему помочь, пришла

к холму Говардхан и омыла Кришну своим молоком. Айравата, слон Индры, набрал

в хобот воды Ямуны и омыл ею Кришну. Корова Сурабхи постоянно живет в

Навадвипе, но она побывала во Вриндаване, чтобы поучаствовать в Кришна-лиле.

Когда эта лила закончилась, она вернулась обратно и живет здесь вечно. Она —

вечно освобожденная корова. Она совершенно разумна, умеет говорить, а также

дает подобное нектару молоко. Место, где она живет на Годруме, называется

Сурабхи-кунджа.

Именно здесь была проповедническая штаб-квартира Бхактивиноды Тхакура.

Подобно тому как в нашем Министерстве проповеди прихожанам есть особые

программы в месяц Дамодара: поклонение Дамодаре, воспевание, посещение домов

людей, — Бхактивинода Тхакур также проводил особые программы, такие как

арати для Господа Дамодары, киртаны в домах различных людей, чтение писаний,

повествующих о славе Господа Кришны, проведение лекций и нагара-киртанов.

Они также давали людям возможность получить даршан Господа Чайтаньи, может

быть, и Дамодары. Все это они делали.

Идея в том, что какой бы вы духовной деятельностью ни занимались в месяц

Дамодара, вы получаете в сотню раз большее благо. Кто из вас хотел бы

получить в сотню раз большее духовное благо? Вы хотели бы получить в сотню

раз большее благо? Русские не хотят. (Смех. Русский перевод был с задержкой,

поэтому русские не подняли руки.)

В месяц Дамодара вы получаете в сотню раз большее благо, но, конечно, вы уже

получили в тысячу раз большее благо, оказавшись в Маяпуре! Когда вы

попадаете в Маяпур, любая ваша духовная деятельность приносит в тысячу раз

большее благо! (Преданные: Харибол!) Итак, пользуйтесь преимуществами месяца

Дамодара. Бхактивинода Тхакура проводил вышеперечисленные программы. Сам

себя он называл «дворником нама-хатты». Он поддерживал чистоту на рыночной

площади, вычищая грязь каких-либо отклонений. Его сопровождали верные ему

проповедники и другие работники рынка святого имени.

Следующий параграф из «Годрума-калпатави»:

«Вышеперечисленная деятельность осуществлялась в Гаурадахе,

Сапта-ришир-бхаджана-стхане, Хамса-вахане, Сварат-шайле, Харихара-кшетре,

Хиранья-кундже и других местах, связанных с играми Господа. Также

проводились специальные лекции по играм, происходившим в каждом конкретном

месте, и исполнялись вайшнавские песни».

КОММЕНТАРИЙ: Гаурадаха — место, где был освобожден крокодил. Мы были там,

катались в пыли. Мы знаем об этой игре. Сапта-ришир-бхаджана-стхана — это на

Мадхьядвипе, совсем рядом с Годрумадвипой. Это обитель семи риши,

гупта-тиртха для нас. Бхактивинода Тхакур неоднократно говорил об этом

месте, где семь риши поклоняются Господу. Иногда он называл его Сапта-тилой.

Там находятся небольшие холмики. Может быть, нам нужно посмотреть… как это

называется?.. фотографию, сделанную со спутника, нет ли в этом районе

каких-нибудь семи холмиков. Уже никого не осталось в живых из тех, кто жил в

1800-е годы, когда Бхактивинода Тхакур писал это произведение. Мы до сих пор

не нашли множество мест. Какие-то места мы нашли, но это, где обитают семь

риши, — нет. Мы знаем, что оно где-то здесь. На парикраме я даже не упоминал

о нем, поскольку до конца не уверен. Но Бхактивинода Тхакур был там,

проводил там киртаны и лекции. Всего каких-то двести лет назад это место

было известно, но теперь — неизвестно. Я боюсь, как бы в будущем не исчезли

известные нам места. В настоящее время мы открываем все больше и больше

святых мест, но Сапта-ришир-бхаджана-стхан все еще не обнаружен. Очень важно

знать обо всех этих местах.

Хамса-вахан — это мы знаем, это куда Господь Шива прилетел на лебеде Господа

Брахмы. Сварат-шайла — это еще одно место, нахождение которого мы не знаем.

Харихара-кшетра нам известна, мы останавливались там на ночлег во время

парикрамы. Хиранья-кунджа — не известная нам. Итак, мы не знаем, где

находятся три святых места. Если кто-то любит исследовать и, может, знает

бенгали… (Один преданный говорит Гуру Махарадже о ком-то.) Попросите его,

может, он поможет нам найти эти места. Он нашел множество мест. Гауранга

Према нашел Махатпур, где были Пандавы, и Арка-тилу. У него есть

предположение, где находится Вайкунтхапур на Модадрумадвипе. Он нашел

Наймишаранью и Пушкара-тиртху. Но эти три места: Сапта-ришир-бхаджана-стхан,

Сварат-шайла и Хиранья-кунджа — все еще не обнаружены.

Такова одна из особенностей деятельности Бхактивинода Тхакура: он жил в

святой дхаме и во время месяца Дамодары проводил множество парикрам. В этот

месяц он обходил святые места, по крайней мере, на Годрумадвипе и

Мадхьядвипе. Месяц Дамодара — это еще один месяц, благоприятный для

парикрам. Если вы находитесь в Маяпуре, то можете совершать парикрамы по

святым местам и памятовать об играх Господа. Если вы находитесь в каком-либо

другом уголке мира, то можете делать что-то особенное в месяц Дамодара.

Прекрасная возможность расширить проповедь и выйти к людям. Мы в этот месяц

посещаем дома людей. В прошлом году, 2007-м по летоисчислению Христабда, в

Куала-Лумпуре преданные посетили во время месяца Дамодары три тысячи домов.

Также они устраивали на рыночной площади публичные программы по поклонению

Дамодаре, в которых приняло участие более 60 000 людей. Начинали они

скромно: с 16 домов, затем стали посещать 200 домов, а через пять лет — 3

000. Очень хорошо, что люди следуют примеру Бхактивиноды Тхакуры и,

прикладывая дополнительные усилия, устраивают особые проповеднические

программы в месяц Дамодары. Таким образом они получают огромное благо. Я

продолжу чтение.

«Невозможно объяснить, какое огромное блаженство испытывали жители тех

святых мест, слыша о славе этих мест. Некоторые начинали кататься в пыли,

воспевая имя Гауранги… (Преданные: Гауранга!) …в трансцендентном

восторге. Другие увлажняли землю льющимися из глаз слезами. У всех волосы

стояли дыбом от экстаза. В Хиранья-кундже Шриюта Напхалчандра Пал Чоундри,

охваченный спонтанный блаженством, провел незабываемый киртан».

КОММЕНТАРИЙ: Во времена Бхактивиноды Тхакура люди часто проявляли признаки

спонтанного блаженства. Они воспевали «Гауранга! Гауранга!», катаясь в пыли.

Мы тоже немного катались в пыли на парикраме. Нам это знакомо. Но, может, мы

делали это не очень спонтанно. Нам нужно намекнуть, где можно кататься в

пыли. Те же люди делали это непроизвольно. Я не могу сказать, были ли эмоции

лидера киртана проявлениями спонтанного блаженства, но какие-то оттенки

экстаза он испытывал.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура говорил, что мы не должны демонстрировать

такие эмоции блаженства, как слезы и тому подобное, публично. В то время,

когда он проповедовал, было немало так называемых вайшнавов, которые

попросту обманывали людей, притворяясь, что испытывают духовное блаженство.

Но во времена Бхактивиноды Тхакура таких ограничений не было, поэтому никто

особо не скрывал свои эмоции.

Иногда блаженство утаить невозможно. Как например, однажды на лекции

Прабхупада рассказывал о встрече Господа Чайтаньи с Санатаной Госвами. Эта

лекция проходила в Горакхпуре. Прабхупада говорил о Бенаресе. Пятьсот лет

назад здесь встретились Господь Чайтанья и Санатана Госвами. При расставании

Господь Чайтанья сказал, что эта встреча была подобна встрече Кришны с гопи.

После долгой разлуки оба они проявляли такие чистые, исполненные любви

эмоции! Оба были в экстазе, плакали и обнимали друг друга. Люди, собравшиеся

вокруг, не могли понять, что происходит. Когда Прабхупада рассказывал об

этом экстазе, он сам погрузился в экстаз: он замолчал, не мог произнести

больше ни слова, слезы потекли из его глаз, волосы на теле встали дыбом. Он

был всецело поглощен своими переживаниями. Все смотрели на него и не знали,

что делать. Меня там не было, но мне рассказывал об этом его ближайший

слуга, вернувшийся оттуда. Многие преданные были там. Из Горакхпура были

привезены в Маяпур Радха-Мадхава, и с тех пор мы поклояемся этим бронзовым

Божествам. Придя в себя, Прабхупада сказал преданным: «Воспевайте!» Он не

мог уже продолжать лекцию.

Таким образом, иногда человек не в силах контролировать свои духовные

переживания, но в общем и целом мы стараемся не показывать их. Здесь, на

странице 29, на втором параграфе мы заканчиваем чтение «Годрума-калпатави» и

переходим к Чайтанья-лиле. Я считаю, что это тоже Чайтанья-лила, ибо это

игры наших ачарьев, игры наших дней или недавнего прошлого.

—————— (Чайтанья-лила) ——————

Сегодня мы были в Шривас Ангане, Кхол-банга-данге — там, где Чханд Кази

разбил мридангу. Одно из названий мриданги — кхол. Я не знаю, почему в

Бенгалии говорят «кхол каратала» или «мриданга каратала». «Мрида» означает

«земля», следовательно, мриданга, традиционная мриданга, сделана из глины.

Благодаря этому она имеет особый резонанас. На Западе делают некие подобия

мриданги из стекловолокна, дерева. В Манипуре делают мриданги из металла. У

разных мриданг — разный резонанс. Слаще всего звучит мриданга, сделанная из

земли. Когда мы были здесь, в Маяпуре, еще в самом начале, Прабхупада хотел,

чтобы мы открыли фабрику по изготовлению мриданг. Он пригласил

профессиональных изготовителей мриданг, и они показали нам, как делаются

мриданги. Научившись делать мриданги из глины, позже преданные в

Лос-Анджелесе стали делать мриданги «Баларама» из стекловолокна. Я вовсе не

думал посвящать всю свою лекцию мриданге! Но так или иначе, мриданга — это

особый инструмент, на котором играют лишь последователи Господа Чайтаньи.

Существуют различные виды барабанов: дхолы, таблы и прочее. Но что касается

этого барабана, то это — атрибут Господа Чайтаньи. Мриданги есть и в

духовном мире. Правда, я не знаю, из чего их там делают, поскольку там

коровы никогда не умирают, но так или иначе.

То, что Чханд Кази разбил мридангу, очень возмутило преданных, поскольку

мриданга — это священный предмет. Для последователей Господа Чайтаньи она…

может быть, не настолько священна, как крест у христиан, но что-то в этом

роде. Это религиозный символ. Поэтому в очень консервативных, традиционных

храмах вы не увидите мридангу такой, как здесь. Мы немного небрежны. Обычно

мридангу ставят на особую подставку, обертывают в ткань, обращаются с ней

очень аккуратно, ибо это священный атрибут Господа Чайтаньи. (Один

бенгальский прабху обращается к Гуру Махарадже). Он говорит, что это сварупа

Господа Нитьянанды. У мриданги есть своя пранама-мантра. (Обращаясь к

мридангисту, который играл перед началом лекции) Почему ты не обертываешь

мридангу в ткань? Какая у мриданги пранама-мантра? Кто из вас раньше знал,

что у мриданги есть пранама-мантра? Кто из вас не знал?

(Бенгальский преданный произносит в микрофон пранама-мантру. Мы

воспроизводим по записи, не точно.)

нама джаганнатха сутайа намах

мриданга лабхендрам сумадхури

шастре санкиртана мриданга намах

нама баладевайа намах.

Нама баладевайа? Харибол! Перевод? (Все смеются.) Джаганнатха сутайа

означает «сын Джаганнатхи Мишры»; очень сладкий звук, образуемый предметом,

сделанным из глины; какие-то поклоны Господу Баладеве, — вот то, что я смог

уловить. Я не планировал это переводить.

Итак, преданные собирались в Шриваса Ангане и воспевали, играя на мридангах

и караталах, воодушевляясь и все больше и больше погружаясь в воспевание

Харе Кришна. Господа Чайтанью охватывал экстаз. Он проявлял различные виды

экстаза прямо на улице, и за это люди критиковали Его. Как все это

произошло?..

Когда Господь Чайтанья вернулся в Навадвипу, получив посвящение…

Посвящение — очень важная вещь. Оно помогает нам войти в состояние духовного

блаженства, продвигаться по пути сознания Кришны, значительно улучшить

качество нашего преданного служения. Когда мы получаем посвящение и

предаемся истинному духовному учителю, мы начинаем служить Кришне через

гуру-парампару. Господь Чайтанья получил посвящение от Ишвары Пури, великого

ученика Мадхавендры Пури, когда ходил в Гаю.

Кто из вас был в Гае? Мы были в Гае на сафари. Каждый год мы ездим на сафари

после Гаура-пурнимы. В этом году, по милости Кришны, мы отправляемся в

Бангладеш. В прошлом году мы были в Южной Индии. В следующем году мы, может

быть, поплывем на лодках по Ганге до Джаганнатха Пури. В какой-нибудь год

поедем в Гималаи. Каждый год мы едем в разные места. Каждые три года — в

Южную Индию, так что мы поедем туда через два года — это совершенно точно.

Мы были в Гае, может, четыре или пять лет назад. Тогда мы поднимались в

Гималаи, посетили Ришикеш, Харидвар, Девапраяг. По пути мы останавливались в

Гае. Именно здесь, на обратном пути в Канай Наташалу, Господь Чайтанья

получил посвящение. Я уже очень давно не бывал в Канай Наташале. Я хочу

поехать туда. Думаю, в следующем году мы поедем в Канай Наташалу и оттуда

начнем наше сафари по Ганге. Сперва мы поднимемся в Гималаи, а затем

спустимся к Канай Наташале. В этом месте Господь Чайтанья увидел Кришну.

Кришна обнял Его, и Господь Чайтанья испытал любовь к Кришне в настроении

разлуки. Когда Он получил посвящение, то Его охватила радость, но когда Он

лицезрел Кришну и Кришна исчез, то Он погрузился в океан разлуки.

Господь Чайтанья вернулся в Маяпур в полном восторге. Люди начали думать,

что что-то с Ним не в порядке. Однажды Шачимата позвала: «Нимай! Нимай!

(Преданные вторят: Нимай! Нимай! Нимай! Нимай!) Время обедать! Иди домой,

прасад на столе. Нимай! Где Ты прячешься? Нимай!» К Шачимате подошли соседи.

«Знаешь ли, что-то неладное с твоим Нимаем. Кажется, в Его теле нарушены

воздушные потоки!» Согласно аюрведе, в теле человека действуют три важнейших

элемента: капха, питта и ваю. Капха — это суставы и жидкости. Питта — это

огонь пищеварения. Ваю — это воздушные потоки, в том числе потоки

пищеварения, нервной и лимфатической систем. Всего я не знаю, но примерно

так. Если в вашем теле нарушены воздушные потоки, то возникают некоторые

психические и эмоциональные проблемы.

Люди говорили, что Господь Чайтанья чем-то болен, нарушением воздушных

потоков. Одни говорили: «Да, тебе надо дать Ему сок молодого кокоса, он

охлаждает потоки ваю в теле». — «Нет, — говорил другой сосед, — о, нет!

Кокосовый сок не достаточно сильное средство для Него! Нанесите на Его

голову какое-нибудь хорошее аюрведическое лечебное масло. Оно охладит Его».

Другие говорили: «Этого не достаточно. Ты должна связать Его веревками и

запереть в доме!» Гаура Нимай внезапно стал воспевать громким голосом: «Харе

Кришна! Харе Кришна! Говинда! Говинда! Говинда! Гопал! Гопал!» (Преданные

громко повторяют вслед.) «Да, дело серьезное… Действительно, проблема — Он

воспевает Харе Кришна прямо на улице! Мы никогда не воспеваем святые имена

публично! Это огромное оскорбление! Ты должна связать Его и не выпускать Его

из дома». Мама Шачи ответила: «Все в порядке с моим сыном. Он просто

преданный». Но люди продолжали обсуждать, и слухи расползались по всей

округе.

Тогда Господь Чайтанья отправился в дом Шривасы, ибо он был старшим

вайшнавом. Когда Господь Чайтанья родился, Шриваса был уже женат. Я не знаю,

были ли у него тогда дети, но жена была, и жил он как грихастха, практикуя

преданное служение. Господь Чайтанья пришел к Шривасе Прабху и сказал: «Ты

старший преданный, и Я хотел бы задать тебе вопрос. Можно ли задать тебе

вопрос?» — «Конечно, почему нет?» — ответил он.

«Видишь ли, — сказал Господь Чайтанья, — люди говорят, что я болен. И я

хотел проверить, действительно ли я болен или нет». Шриваса тогда спросил:

«Хорошо, каковы симптомы?» — «Всякий раз, когда Я повторяю Харе Кришна, со

Мной происходят странные вещи. Порой Мои волосы встают дыбом, порой Мой

голос обрывается, а порой слезы льются из Моих глаз, и Я не могу сдержаться.

Порой Я смеюсь, а порой плачу и теряю сознание. Люди говорят, что в Моем

теле нарушены воздушные потоки, Я чем-то болен. Поэтому Я хотел бы спросить

у тебя, правда ли, что Я болен?»

Шриваса ответил: «Да, это так. Ты болен». Услышав это, Господь Чайтанья

опечалился: «О нет! Я болен…» Но Шриваса продолжал: «И я тоже хочу

заболеть этой болезнью!» (Смех) «Странно, никто не хочет болеть, а он

говорит… понятно, он просто подшучивает надо Мной», — подумал Господь

Чайтанья и вздохнул с облегчением. Тогда Шриваса сказал: «Ты болен болезнью

кришна-премы! Любви к Господу! Это высочайший экстаз. И то, что Ты

чувствуешь все эти экстатические эмоции, свидетельствует о Твоей любви к

Кришне… Но обыватели не могут это понять. Даже Господь Брахма и Господь

Шива хотят обрести кришна-прему! Все хотят быть счастливыми». Все хотят быть

счастливыми! Нет более высокого счастья, чем кришна-према, наивысшее

блаженство, экстаз, всецело духовный.

Одна девушка на парикраме говорила мне, что с ней происходило что-то

необычноеа она чувствовала в своем сердцеа что-то вроде опустошенности, но в

то же время она не могла совладать с собойа много различных эмоций она

испытывала. И я спросил ее: «Когда с тобой это произошло, ты чувствовала

удовлетворение или нет?» — «Нет, я чувствовала огромное удовлетворение. Я

думала, что если это действительно страдания, то я хотела бы всегда

испытывать такие страдания». Вполне вероятно, что она получила малую толику

вкуса, каплю экстаза, некое чувство разлуки. Иногда по милости Господа

Чайтаньи, во время киртана или парикрамы, занимаясь преданным служением, мы

можем почувствовать некий вкус, каплю, проблеск кришна-премы! Вы знаете, это

не према, а лишь малая толика экстаза, бхавы. Према находится на очень

высоком уровне, и человек испытывает ее непрерывно.

Господь Чайтанья был погружен в кришна-прему. Мы же можем испытать то, что

называется бхавой, некие экстатические эмоции, да и то только на мгновение.

Бхавабхаса, тень бхавы. Такое случается по милости Господа Чайтаньи.

Существует стхаи-бхава и астхаи-бхава. Если вы полностью, на сто процентов

погружены в экстаз, тогда этот экстаз становится непрерывным. Но порой

человек, вследствие общения, некоего духовного впечатления, может

почувствовать тень этого экстаза. Все это описано в «Нектаре преданности»,

«Бхакти-расамрита-синдху».

Некоторые преданные делились со мной на парикраме своими сокровенными

переживаниями. Я не буду их разглашать, это личное. Что же касается Господа

Чайтаньи, то Он испытывал кришна-прему во всей ее полноте. Не просто абхасу,

а всецело, реально, непрерывно. Даже великие полубоги хотят почувствовать

такой же духовный экстаз.

Итак, Шриваса сказал: «Ты получил редчайшее благословение. Оно настолько

редко, что никто не знает, что это такое. Я приглашаю Тебяа было бы лучше,

если бы Ты пришел в мой дом. Я соберу таких преданных, которые могут оценить

по достоинству Твои эмоции и которые знают о эзотерических, мистических

переживаниях, порождаемых воспеванием святых имен, и Ты можешь воспевать с

ними». Так началось это воспевание.

Позже, когда Чханд Кази разбил мридангу, Господь Чайтанья вынес киртан на

улицу. Но изначально Он воспевал за закрытыми дверями, в Шриваса Ангане.

Столько удивительных событий там происходило! Доступ в дом Шриваса был

строго ограничен. Кому можно прийти, а кому нельзя, решал Шриваса.

Однажды преданные собрались, начали петь киртан, воспевать, и через

пятнадцать минут Господь Чайтанья вдруг произнес: «Сегодня я не испытываю

никакого экстаза, кто в этом виноват?» Каждый подумал про себя: «Должно

быть, это я. Я совершил какую-то апарадху». Все они были очень смиренны.

Каждый стал переживать: «Что я сделал не так? Я такой падший, я помешал

экстазу Господа Чайтаньи». Таково было их умонастроение, ибо все они —

чистые преданные, спутники Господа — очень смиренны.

Господь Чайтанья спросил Шриваса: «Есть ли здесь кто-то посторонний, кто

наблюдает за нами? Понимаешь, если какой-то непреданный наблюдает за нами, Я

не чувствую особого экстаза. Это очень сокровенное воспевание!» Шриваса

обыскал весь дом, но никого не нашел. Тогда Господь Чайтанья возобновил

киртан. (Гуру Махараджа начинает петь киртан, играя на больших караталах.)

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе

Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Хареа

«Я не чувствую экстаза! — вновь прервал киртан Господь Чайтанья. — Почему

сегодня Я не чувствую экстаза? Кто виноват?» Опять преданные подумали: «Это,

должно быть, из-за меня. Что я сегодня сделал не так?» Шриваса стал вновь

осматривать весь дом, заглянул во все углы и в самом углу комнаты под

большой корзиной обнаружил… свою тещу! (Смех.) В Индии теща пользуется

большим уважением, ее называют мамой. Но Шриваса взял эту женщину за шею и

попросил: «Пожалуйста, выйди отсюда, ты мешаешь киртану Господа Чайтаньи!» —

и указал ей на дверь. Конечно, он не применял насилие, но действовал очень

решительно. Господь Чайтанья спросил: «Кто эта женщина?» — «Я не знаю», —

ответил Шривас. (Смех) «Не твоя ли это теща?» — «Да, моя». — «А не слишком

ли ты грубо с ней обошелся? Она — уважаемый член твоей семьи!» Шриваса

ответил: «Любого, кто мешает Твоему киртану, я знать не знаю. Я разберусь с

ней позже. Но она помешала Твоему киртану, и этого вынести я не смог!»

Шриваса Тхакура ни минуты не колебался, из чего Господь Чайтанья заключил,

что он — необычный преданный. На первое место он всегда ставил интересы

Господа. Он был добропорядочным семьянином. Я уверен, что в обычной жизни он

относился с большим уважением к своей теще и очень добросовестно исполнял

свои обязанности по отношению к жене и детям. Но в том случае, когда на чаши

весов были положены интересы его собственной семьи и безупречное служение

Господу Чайтанье, он выбрал служение Господу Чайтанье. Большинство людей

поступят не так, как Шриваса. Он очень особенный. И Господь Чайтанья просто

хотел обратить внимание на то, что он… Мы не должны обращаться с нашей

бабушкой, тещей или другими родственниками грубо. Не то что грубо, но

резковато, непочтительно, можно так сказать. Было очень неуважительно

показывать ей на дверь. Но Шриваса Тхакура не хотел беспокоить Господа

Чайтанью. Его теща мешала Господу Чайтанье, а интересы Господа Чайтаньи были

для него превыше всего, даже превыше долга. Такие качества своего характера

Шриваса Тхакура проявлял не раз. (У этого преданного очень благоприятное имя

— Панча-таттва дас. Божества, которым мы поклоняемся, — это Панча-таттва,

Господь Панча-таттва!)

В другой раз в доме Шривасы проходил киртан, и из внутренних покоев дома

послышались рыдания. Шриваса пошел туда и спросил, почему все рыдают. «Твой

сын только что умер!» — «Он болен или мертв?» — переспросил Шриваса. «Нет,

он мертв!» — «Ну, раз он мертв, то ничего уже сейчас не поделаешь! Не

мешайте нашему киртану». Но родственники не переставали плакать, поскольку

были сильно опечалены кончиной ребенка. Тогда Шриваса сказал им: «Если вы

немедленно не перестанете плакать, тогда я покончу с собой, и вам придется

оплакивать еще и мужа!» Сказав это, Шриваса вернулся на киртан, который

продолжался еще какое-то время. (Гуру Махараджа начинает петь киртан, играя

на больших караталах.)

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе

Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Хареа

Вдруг Господь Чайтанья спросил: «Что случилось в доме? Что это такое?

Кажется, какой-то шум?» Шриваса ответил: «Ну, мой сын умер». — «Твой сын

умер? Почему же ты нам об этом ничего не сказал?» — «Я не хотел мешать

Твоему воспеванию». — «Твой сын умер! Это не какой-то пустяк, который

случается каждый день. Все мы очень беспокоимся о тебе, твоем сыне и твоей

семье. Твой сын умер, почему ты нам не сказал?» — «Я не хотел мешать Твоему

киртану». — «Шриваса, ты так бескорыстен! Никто не сравнится с тобой!»

Господь Чайтанья приказал: «Принеси ко Мне своего сына». Тело сына было

принесено, мать причитала, киртан уже закончился. Господь Чайтанья сказал

сыну Шривасы: «Вставай!» То было мертвое тело. «Вставай!» И мертвое тело

ожило, приподнялось и встало на ноги. Господь Чайтанья спросил: «Почему ты

покинул своих родителей?» Как всем известно, в момент смерти душа покидает

тело. И вот теперь душа вернулась обратно, помня не только последнюю жизнь,

но все свои предыдущие жизни. Бывший сын Шривасы сказал: «Каких родителей? В

каждой жизни у меня были родители. Каких именно родителей Ты имеешь в виду?»

— «Малини и Шривасу, твоих последних родителей». — «Малини и Шривасу… Они

дали мне кришна-бхакти, высочайшее благословение». — «Так почему же ты

покинул их?» — «Мой Господь, почему Ты спрашиваешь меня об этом? Не я

распоряжаюсь, жить мне или умереть. Я ушел, повинуясь Твоей воле! Я

направлялся в духовный мир, чтобы присоединиться к Твоим вечным играм, но

теперь Ты призвал меня назад. Я очень благодарен моим родителям Малини и

Шривасе, ибо они научили меня быть Твоим преданным и служить Тебе».

После этого Господь Чайтанья спросил Малини: «Ты хочешь еще о чем-нибудь

спросить своего сына? Что ему делать?» Малини была такой бескорыстной. Она

подумала: «Мой сын возвращается домой, к Богу, на Голоку Вриндавану, так

зачем же мне останавливать его, это же высшее совершенство жизни…» На

самом деле она очень любила своего сына и скучала бы без него, но раз он

возвращался домой, к Богу, она не стала ему мешать. Таким образом, все

успокоились. Ребенок оставил тело во время киртана, под звуки Харе Кришна —

разве можно себе представить более благоприятный уход? Возвращение в

духовный мир было ему гарантировано.

И все сказали: «Хорошо, зачем же ему оставаться здесь и ждать всю оставшуюся

жизнь новой возможности вернуться в духовный мир, если его забирают туда

прямо сейчас?» Господь Чайтанья повелел: «Ложись! Возвращайся обратно, к

Богу!» Тело было кремировано, а пепел развеян над Гангой. Сам Господь

Чайтанья помогал нести тело, стал носильщиком. Шривас был очень бескорыстен.

Господь Чайтанья говорил ему: «Не нужно быть чересчур бескорыстным». Но

Шривас был таким от природы. На первом месте у него было личное служение

Господу Чайтанье.

Харих ом тат сат. Есть ли какие-то вопросы?

(Один прабху поднимает руку.) ГУРУ МАХАРАДЖА: Да, откуда вы?

ОТВЕТ: Из Нью-Бомбея.

ГУРУ МАХАРАДЖА: Вы грихастха?

ОТВЕТ: Нет, одинокий.

ГУРУ МАХАРАДЖА: Я не слышу, дайте ему микрофон. Я не слышу, что он говорит.

Говорите прямо в микрофон, чтобы каждый мог услышать. (Прабху говорит в

микрофон, но все равно его не слышно. Тогда Гуру Махараджа демонстрирует,

как надо правильно держать микрофон, чтобы все его услышали. Все смеются.)

ВОПРОС: Как вы сказали, кришна-према — это очень высокий уровень. Некоторые

преданные благодаря общению могут испытать бхаву, духовное блаженство. Но я

сомневаюсь… если человек, находясь в материальном мире, не доходит до

уровня кришна-премы, сможет ли он вернуться обратно, к Богу? Или же это

происходит, когда он, под руководством своего духовного учителя, строго

следует всем правилам и предписаниям, а затем, покидая тело, помнит о

Кришне? Обретает ли он кришна-прему?

ГУРУ МАХАРАДЖА: Обычно происходит так. Человек получает кришна-прему, когда

покидает тело. Можно испытыть кришна-прему еще при жизни, это гораздо легче.

Некоторые люди могут чувствовать бхаву. Бхава сравнима с серебряной монетой,

а према — с золотой. Бхава — это 99-процентное сознание Кришны, а према —

стопроцентное сознание Кришны. Но это бхава не во всей ее полноте, а лишь…

как это называется… ее проблеск. Эти проблески бхавы, однако, — особое

благословение Господа Чайтаньи. Они дают нам почувствовать вкус, вдохновляют

продвигаться по пути сознания Кришны. И вся наша практика… как объяснял

Прабхупада, …обычно человеку нужно сперва заниматься аштанга-йогой,

различными восьмью практиками, шаг за шагом: пранаяма, асана, нияма и т.д.,

чтобы обуздать ум и чувства и, в конце концов, достичь пратьяхары,

отрешенности, после чего — самадхи. Погрузившись в самадхи, человек

чувствует некое умиротворение. Затем он осознает Параматму, и только тогда

ощущает некое духовное блаженство. Но все это может занять не одну жизнь.

Это не легкий путь.

Господь Чайтанья стал раздавать воистину высочайший экстаз. Для большинства

йогов он абсолютно недостижим. Можно получить его на короткое мгновение, но,

если человек решительно настроен в духовной жизни, этот экстаз становится

постоянным. Господь Чайтанья дает нам глоток премы.

Прабхупада говорил: «Обычно, когда вы следуете диете, то едите сначала суп,

салат, шпинат, сабджи, а под конец — сладости. Но дети хотят получить

сладости сразу! На самом деле, они готовы есть одни лишь сладости! В

сознании Кришны вы получаете сладости сразу! Даже недолго практикуя сознание

Кришны, вы чувствуете духовное блаженство. Так же и детям сперва дают

сладости, чтобы потом они смогли осилить сабджи и все остальное и заслужить

сладости в конце». Нам нужно незамедлительно почувствовать вкус, чтобы

набраться решимости идти дальше. Вот почему Кали-юга — это очень особая юга

для духовной жизни. Это худшая из юг для религиозной жизни, но для духовной

жизни, для сознания Кришны — наилучшая, ибо в эту югу можно очень легко

пробудить любовь к Кришне. Не важно, кем является человек — шудрой, млечхой

или кем-то еще, — он может пробудить в себе любовь к Богу, избавиться от

дурных привычек и стать совершенно другим человеком. Если он всю свою жизнь

воспевает Харе Кришна и, покидая тело, помнит о Кришне, то возвращается

обратно, к Кришне. Кришна говорит: на ме бхактах пранашйати — «Мой преданный

никогда не погибнет. Я защищу его». Кришна не допустит того, чтобы вы попали

в неподходящее место.

Прабхупада на закате солнца обычно зажигал множество благовоний. Они

выгоняют непрошенных гостей, например, комаров. Он окуривал благовониями всю

комнату так, что ничего не было видно, а затем открывал окна, и все жучки

улетали прочь. Иногда он переводил в своей комнате, наполняя ее дымом

благовоний. Некоторые преданные называли это (Гуру Махараджа кашляет), но

почему-то на Прабхупаду, в отличие от преданных, это никак не действовало.

(Объявления о даршанах.) Последний вопрос?

ВЕДА ПРИЯ ДД: Говорится, что, принимая прасад в Шантипуре, мы обретаем

кришна-прему, мы уже приняли прасад там, и не раз, но премы все нет…

ГУРУ МАХАРАДЖА: Да, это так, но не говорится, когда. Говорится, что,

принимая прасад в Шантипуре, вы обретаете говинда-бхакти. Тот день, когда ее

можно получить, настанет послезавтра (день фестиваля в Шантипуре). Итак,

Веда Прия так страстно хочет кришна-прему, что возможно ее вопрос

свидетельствует о том, что в ней уже развивается чистое бхакти. Чистое

бхакти развивается постепенно. Были такие спутники Господа Чайтаньи, как,

например, — Минакетана Рама дас. У него была плетка, он хлестал ею, и

человек: «Хэй! Ах-ах!» — получал кришна-прему! Но обычно она развивается

постепенно. Вы можете получить ее, посещая эти святые места, на парикраме,

пробудить свою преданность и страстное желание быть с Господом Чайтаньей.

Как это происходит — загадка, мистика. Одни обретают ее постепенно, а другие

— быстрее. Я думаю, некоторые люди плакали на парикраме, но не все, почему?

Хорошо, на этом мы закончим. (Далее следуют объявления.)

Перевела Рага Марг даси,

Фиделити Вакрешвари дд

Категории: Лекции