Маяпур, 16 апреля 2008

  • на Vanamali
  • 22 мая, 2008
  • Комментарии к записи Маяпур, 16 апреля 2008 отключены

Лекция Его Святейшества Шрилы Джаяпатаки Свами Махараджи по «Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.45), даннная  в  день Его Вьяса-пуджи

гуру кршна-рупа хана шастрера прамане
гуру-рупе кршна крпа карена бхакта-гане

Перевод: Все богооткровенные писания утверждают, что духовный учитель неотличен от Господа Кришны. В облике духовного учителя Кришна дарует освобождение Своим преданным.

Комментарий: Отношения ученика с духовным учителем, по сути, неотличны от отношений с Верховным Господом. И хотя духовный учитель ведет себя как смиреннейший слуга Личности Бога, ученик должен видеть в нем доступное нашему взору проявление Господа.

———-

Ади-лила 1.46

ачарйам мам виджанийан наваманйета кархичит на мартйа-буддхйасуйета сарва-девамайо гурух

Перевод: «Человеку следует знать, что ачарья — это Я, и никогда не проявлять неуважения к нему. Ачарье нельзя завидовать, считая его простым смертным, ибо он — представитель всех полубогов».

Ади-лила 1.44

йадйапи амара гуру — чаитанйера даса
татхапи джанийе ами танхара пракаша

Перевод: Я знаю, что мой духовный учитель — слуга Шри Чайтаньи, но я также знаю, что он — полное проявление Господа.

Комментарий: По своей природе каждое живое существо — слуга Верховной Личности Бога. Духовный учитель — тоже слуга Господа, но вместе с тем он и непостредственное Его проявление. Твердо усвоив это, ученик сможет беспрепятственно продвигаться по пути сознания Кришны. Духовный учитель, будучи проявлением Кришны, неотличен от Него.

Господь Нитьянанда, то есть Сам Баларама, первое непосредственное проявление, или экспансия, Кришны, является изначальным духовным учителем. Он — помощник и слуга Господа в Его играх.

Все живые существа — вечные слуги Шри Кришны Чайтаньи, поэтому духовный учитель тоже Его слуга. Вечное занятие духовного учителя состоит в том, что он расширяет преданное служение, воспитывая в своих учениках стремление служить Господу. Духовный учитель никогда не станет выдавать себя за Верховного Господа: он считается Его представителем. Писания никому не позволяют приравнивать себя к Богу, но, поскольку духовный учитель — верный и приближенный слуга Господа, его нужно почитать наравне с Кришной.

ГУРУ МАХАРАДЖА: Шрила Прабхупада ки — джая!

В 1969 году Шрила Прабхупада приехал в Бостон. Чтобы увидеться с ним, собрались все преданные из Канады и Восточного и Западного побережий Америки. Когда Шрила Прабхупада покидал Америку, он был болен, и мы не знали, приедет он вновь или нет. Но вот он вернулся. Я приехал из Торонто, где был в то время президентом храма. Съехались все, и каждый приготовил для Шрилы Прабхупады гирлянду.

Было порядка 150 преданных. Тогда считалось, что это очень много. (Смех.)

Мы стояли в аэропорту и ждали, когда покажется Прабхупада. В зале таможенного контроля шел ремонт, и проход, по которому проходили пассажиры, был отделен перегородками. Можно было видеть только стопы и макушки людей, и ничего больше.

Вдруг кто-то воскликнул: «Вот стопы Прабхупады!» Прабхупада был в шафрановой обуви. Все закричали: «Шрила Прабхупада ки — джая!» Прабхупада поднял над перегородкой свои четки, и, увидев их, преданные стали неистово воспевать.

Один преданный пришел в такой восторг, что неосознанно ударил сам себя по голове караталами. Из раны полилась кровь. Журналисты успели все сфотографировать.

Их поразило то, как может человек с пораненой головой продолжать улыбаться, воспевать и кричать: «Шрила Прабхупада ки — джая! Прабхупада ки — джая!»

Лилась кровь, но он ее даже не замечал. Журналисты сделали вывод, что он, должно быть, в экстазе. Иначе как бы могло такое случиться? Обычно, поранив голову, человек ведет себя иначе.

Прабхупада вышел, и все как один — бум! — склонились перед ним в поклоне.

Радио- и тележурналисты, репортеры газет изумленно смотрели на нас, лежащих в поклоне прямо на полу зала аэропорта, и пытались понять, зачем мы кланяемся какому-то человеку. Мы поднялись, и Шрила Прабхупада сел в одно из аэропортовских кресел. Все подошли к нему. И прямо в аэропорту мы провели гуру-пуджу. Сейчас такое уже не практикуется, но раньше, особенно в Индии, мы проводили такую гуру-пуджу — я не знаю, сколько — много раз.

В тот раз каждый подходил к Шриле Прабхупаде и предлагал гирлянду. Гирлянд стало так много, что нам пришлось их снять — горы и горы гирлянд. Затем пришло время приветственного слова Прабхупады. Все журналисты протянули свои микрофоны. Шрила Прабхупада сказал, что духовному учителю следует оказывать такое же почтение, как Верховной Личности Господа, ибо он является Его близким слугой. «Однако, духовный учитель — не Бог. Если он заявляет, что он бог (по-английски GОD), то является не богом, а догом (по-английски DOG)!»

Я слышал, что однажды во Франции для Шрилы Прабхупады была сделана огромная вьясасана. Когда он сидел на ней, журналисты начали задавать язъвительные вопросы: «Почему вы сидите на таком большом сиденье?» Они сделали так много оскорбительных замечаний. После этого Прабхупада сказал, что во Франции он не будет сидеть на больших сиденьях. Время, место и обстоятельства. Прабхупада тонко чувствовал, как подобает поступать в каждом конкретном случае.

Шрила Прабхупада говорил, что молитва «ом аджнана» служит доказательством того, что, поклоняясь гуру, мы тем самым поклоняемся и всем полубогам, в том числе и Ганеше. Один человек спрашивал Шрилу Прабхупаду, почему мы не молимся Ганеше, ведь он устраняет препятствия на пути преданного служения. Последователи индуизма молятся Ганеше, Шри вайшнавы молятся Вишваксене, главнокомандующему армии Вишну. Но гаудия-вайшнавы перед началом любой церемонии: самскары, установления Божеств или любой другой духовной церемонии, — сперва поклоняются гуру. Такова наша традиция. Находясь в умонастроении слуги — йадйапи амара гуру — чаитанйера даса, — духовный учитель старается быть проявлением воли Господа Чайтаньи, и через такого преданного, через такого гуру, Господь Чайтанья проливает милость на Своих преданных.

В «Чайтанья-чаритамрите» также говорится, что единственное занятие Кришны — это заботиться о Своих преданных. Ему нет нужды стремиться чего-то достичь. У него есть всё. Он есть всё: ом пурнам адах пурнам идам / пурнат пурнам удачйате / пурнасйа пурнам адайа / пурнам эвавашишйате. Он — полное целое, ом пурнам.
Что Он обязан делать? Но Он заботится о Своих преданных, ибо преданные зависят от Него. Духовный учитель помогает Ему заботиться о преданных.

Когда я присоединился к Движению, было только три храма: в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Монреале. Вскоре возникло множество храмов. Однажды во время служения в монреальском храме я наступил на гвоздь, и Прабхупада написал мне письмо: «Я слышал, что ты поранил свою ногу. Пожалуйста, будь осторожен.
Помни, что ты вручил свое тело Кришне и оно является собственностью Кришны. Поэтому хорошо заботься о нем». Примерно так. Возможно, это письмо есть в архиве Шрилы Прабхупады.

Он заботился о нас, как настоящий отец, как настоящий духовный отец. В то же самое время он сохранял определенную формальность во взаимоотношениях. Он был очень любящим и заботливым, но мы должны были вести себя согласно этикету.

Как-то раз после утренней прогулки мы вместе пошли на Гангу. В воде преданные начали брызгать на Прабхупаду, как бы делая ему абхишеку. Он посмотрел на всех таким суровым ледяным взглядом, что все сразу присмирели. Он всегда был серьезен.

Порой Прабхупада становился очень непринужденным, даже по-дружески простым.

Я помню один из таких редких мгновений, когда мы сидели в комнате в Колькате и Шрила Прабхупада начал рассказывать смешные истории про Гопала Бара. Он говорил о том, что ведическая культура настолько прекрасна, что в ней даже юмор духовен. Он проиллюстрировал это несколькими примерами. Сперва он объяснил, что Гопал Бар был, как говорилось в Средние века, придворным шутом. Я не знаю, как их называли, буффонами… Это такой особый человек, с которым царь мог шутить.

Иначе, если бы царь шутил со своими министрами, их взаимоотношения утратили бы серьезность. Но с шутом царь мог шутить, сколько ему угодно.

Однажды Гопал пришел к царю, и царь сказал ему: «Гопал, ты осел». Услышав эти слова, Гопал ничуть не расстроился. Он ответил: «Нет, мой господин, между мной и ослом есть разница». Но царь вновь сказал: «Нет, ты осел». И Гопал вновь ответил: «Нет, между мной и ослом есть разница». Так они препирались. В конце концов царь спросил: «Так в чем же разница между тобой и ослом?» Гопал измерил расстояние между собой и царем и сказал: «Восемь футов».

Прабхупада от души рассмеялся. После он расказал другую историю… Я так вдохновился этими историями, что даже купил себе книгу с шутками Гопала Бара.

Поэтому теперь я знаю чуть больше историй.

Однажды у Гопала не было денег. Он сказал своему сыну завернуться в его чаддар и, низко повесив голову, отправиться к царю. Царь спросил его: «Где Гопал? Что случилось?» Сын, как ему было велено, ответил: «Гопал обрел… кришна-прапти хои гаечхе». Кришна-прапти означает, что он обрел Кришну. Другими словами, достиг Кришны. Царь стал сокрушаться: «Гопал… он был еще так молод». Мы говорим «ганга-прапти», «кришна-прапти», подразумевая возвращение обратно к Богу. Сын Гопала сказал, что Гопал обрел кришна-прапти. «Боже ты мой… — произнес царь. — Иногда такое случается. Внезапно кто-то уходит». Царь приказал казначею дать сыну Гопала 2 000 золотых монет для совершения погребальных обрядов. Сын взял деньги и принес их домой. Гопал смог погасить долги.

На следующий день Гопал пришел во дрорец. «Это что такое?! — воскликнул царь. — Твой сын пришел ко мне и сказал, что ты обрел кришна-прапти, что ты достиг Кришны, а теперь ты стоишь передо мной! Ты лжец! Ты обманщик! Твой сын обманул меня!» — «Нет, он не лгал, — произнес Гопал, доставая из-под своего чаддара Божество Кришны. — Вчера я обрел Кришну и был очень занят совершением пуджи!»

Однажды Прабхупада сидел, взявшись рукой за голову, и сказал: «Ты не знаешь, что такое управлять духовным движением мирового масштаба. Ты этого не знаешь».

Его поза говорила о том, что это сильная головная боль. Прабхупада очень хотел, чтобы все мы были вместе, работали вместе, сотрудничали друг с другом, распространяя Движение сознания Кришны. Сейчас у нас много-много преданных, и очень важно заботиться о них и дать им почувствовать, что о них заботятся.

Частично заботится о преданных дикша-гуру. Он является проявлением Маданамохана-виграхи, самбандха-виграхи. Ему помогают многочисленные духовные учителя, дающие наставления, или шикша-гуру, которые являются проявляением Говиндаджи, абхидхея-виграхи. Цель жизни — Радха-Гопинатха.

Каждый духовный учитель ИСККОН должен заботиться о своих преданных и обучать их. Иногда духовный учитель вынужден быть очень жестким и строгим, к примеру, когда его ученик делает что-то не так. Однажды Шрила Прабхупада сказал, что он гневается на ученика потому, что гнев лучше всяких слов дает понять, насколько проступок ученика серьезен и насколько серьезного отношения требует. Если духовный учитель никак не реагирует на неправильное поведение ученика, то ученик может подумать, что такое поведение в порядке вещей. Когда ученик болен, но не заботится о своем теле, а его духовный учитель не обращает на это внимания, то, продолжая в том же духе, ученик может безвременно оставить тело. Иногда гуру обязан быть строгим. Одно из значений слова «гуру» — «суровый».

Я был не достаточно суров. Прабхупада был суперсуров. Я не считаю себя достаточно суровым. Наверно, это моя слабость. Нужно иногда быть суровым, а иногда милостивым.

Как-то раз во время прогулки Шрила Прабхупада сказал что-то про коров, что мы должны их держать на улице. Я много раз близко общался со Шрилой Прабхупадой, и в этот раз как бы стал ему перечить: «А местные жители делают вот так и так».

Прабхупада взглянул на меня, и этот взгляд выражал следующее: «Почему это ты споришь со мной? Почему это ты лезешь со своими незрелыми рассуждениями?» Он сменил тему разговора и отвернулся. Я же почувствовал себя так, будто внезапно лишился всей милости. Я непочтительно обратился к Шриле Прабхупаде. Порой один мимолетный взгляд или броское слово Прабхупады переворачивали всю душу. Я разрыдался, чувствуя, что оскорбил Шрилу Прабхупаду. Я подошел к нему и пал к его стопам, моля о прощении. Прабхупада ответил: «Все в порядке».

Суть в том, что гуру находится здесь для того, чтобы помогать нам. С одной стороны, он — преданный Кришны, посланный Им, поскольку мы не всегда можем ясно воспринимать все, что Кришна говорит нам изнутри. Порой мы запутываемся. К примеру, слушаем свой ум, а не Кришну. Существует три критерия проверки:

садху, гуру и шастры. Изнутри гуру проявляет себя как чайтья-гуру, Сверхдуша, а извне предстает как дикша- и шикша-гуру. С их помощью мы можем понять, что говорится в писаниях и как применить знание писаний на практике. Как несколько дней назад одна пара спросила меня, должны ли мы поститься на Рама-навами, День Явления Вишну: «Как поститься — полностью, анукалпа, или можно принимать экадашный прасад?» Я ответил словами Прабхупады, которые сам лично слышал: «Нужно полностью поститься, что означает анукалпа, на Джанмаштами и Гаура-пурниму.

На Джанмаштами мы постимся до полуночи, а после вкушаем незерновой прасад, т.е. лишь прерываем пост, но не пируем по-настоящему. На Гаура-пурниму мы постимся до восхода луны, а затем принимаем незерновой прасад, пируя на следующий день.

Все это потому, что мы верим, что Кришна — Всевышний. Все воплощения Вишну — экспансии Кришны. Поэтому мы просто поклоняемся Кришне, но по желанию, можем поклоняться и Его воплощениям. Это не является обязательным». Здесь, в Маяпуре, у нас есть Нрисимхадева, и многие преданные постятся до захода солнца в День Его Явления, но это не является обязательным.

Неоднократно Шрила Прабхупада давал нам личные указания относительно того, что ему хочется от нас. Иногда он менял эти указания. Как например, в 1971 году Прабхупада определил систему руководства ИССКОН, сказав, что члены Джи-Би-Си должны избираться. В 1977 году, когда его спросили, каким образом они должны избираться, он ответил, что (я не помню точные слова) человек может оставаться членом Джи-Би-Си до конца своей жизни, на неограниченный срок, или же до тех пор, пока он показывает безупречный пример в сознании Кришны. Прабхупада оговаривал многие моменты касательно преданных с проблемами в духовной жизни.

Он хотел, чтобы в его отсутствие, когда он не сможет лично поддерживать веру в преданных, мы предъявляли более строгие требования к лидерам общества.

Прабхупада говорил, что он учит нас своим примером. В писаниях говорится, как мы должны относиться к духовному учителю. Прабхупада лично показывал нам, каким он хочет видеть ИСККОН. Естественно, ведь он — ачарья-основатель. Он говорил, что хотел бы, чтобы все его последователи, обладающие необходимой квалификацией, становились духовными учителями. В то же самое время в ИСККОНе существуют различные правила, согласно которым Прабхупада должен оставаться в центре.

Одно время мы проводили гуру-пуджи в храме. Немало сделано фотографий этих гуру-пудж. Затем Джи-Би-Си постановило, что в храме можно проводить только гуру-пуджу Прабхупаде. Исключение — день явления духовного учителя, его Вьяса-пуджа. Этот день можно праздновать в храме. В другие дни гуру-пуджи должны проходить в каком-нибудь другом месте, оставляя людям право выбора, участвовать в них или нет. Таким образом, Джи-Би-Си принимает решение, учитывая время, место и обстоятельства. Как-то в ИСККОНе было издана большая книга о том, как почитать духовного учителя. В писаниях говорится, что мы должны почитать гуру. Но в нашем обществе — множество гуру, и вместе с тем мы хотим сохранять единство. Другими словами, тонкостей очень много.

Однажды Прабхупада написал в письме Мукунде Махараджу, что бывают два вида гуру: уже освобожденный гуру, такой как Нарада Муни, который является вечно освобожденным, и те, кто следует по стопам освобожденного гуру и благодаря этому получает освобождение. Прабхупада писал, что он не считает себя освобожденным гуру, но он следует по стопам своего гуру Ом Вишнупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, который является освобожденной душой.

Конечно, мы-то считаем Шрилу Прабхупаду освобожденной душой — ему лично были дарованы милость Господа Чайтаньи и особые полномочия распространить движение санкиртаны по всему миру. Прабхупада показывал, каким должно быть наше отношение. Так получилось, что одно из моих служений — быть гуру, но я не провозглашаю себя освобожденным гуру, а я следую по стопам Шрилы Прабхупады, который является освобожденным гуру. Таким образом, я являюсь особожденным до тех пор, пока следую. И я надеюсь на то, что мои многочисленные прекрасные духовные братья помогут мне не сойти с верного пути и продолжать следовать за Шрилой Прабхупадой.

Положение ИСККОН уникально. Порой я читаю об играх Господа Чайтаньи и Его спутников… Вы слышали, что Господу Нитьянанде помогали распространять Движение сознания Кришны по всей Бенгалии 64, а может, и больше, махант, или гуру. Мне кажется, что в ИСККОНе подобная ситуация: у нас много духовных учителей, много старших преданных. Все они помогают заботиться о преданных и распространять движение санкиртаны. Совсем как во времена Господа Нитьянанды.

Прабхупада говорил, что ИСККОН — это ветвь дерева Господа Чайтаньи. То, что происходило в движении Господа Чайтаньи, также происходит и в ИСККОН.

Например, в самом начале Господь Чайтанья сталкивался с оппозицией. Его критиковали как индуисты, так и мусульмане — все жаловались на Него Чханду Кази. Прабхупада говорил, что иногда люди также жалуются на нас. Сперва они смеются над нами и не считают сознание Кришны чем-то достойным внимания. Позже они начинают нас критиковать, но в конце концов — принимают.

Мы только что вернулись с парикрамы по Бангладешу. Впечатление таково, что многие люди хорошо принимают ИСККОН. Все это лишь по милости Прабхупады.
Здесь, в Индии, многие люди принимают ИСККОН. Это то, к чему стремился Прабхупада: он хотел миновать стадию критики и равнодушия и достичь стадии всеобщего признания. Для этого нам необходимо трудиться сообща.

Много раз Прабхупаде задавали один и тот же вопрос: «Чем мы могли бы порадовать вас?» Прабхупада отвечал: «Я буду рад, если вы станете сознающими Кришну и будете помогать другим становиться сознающими Кришну». То же самое порадовало бы и меня: если каждый станет сознающим Кришну и будет помогать другим становиться сознающими Кришну. Мы хотим принести удовольствие Прабхупаде, и совершенно ясно, что то, что порадовало бы Прабхупаду, порадует и меня.

Итак, это очень важные стихи. Было бы хорошо их помнить:

йадйапи амара гуру — чаитанйера даса
татхапи джанийе ами танхара пракаша

гуру кршна-рупа хана шастрера прамане
гуру-рупе кршна крпа карена бхакта-гане

«Все богооткровенные писания утверждают, что духовный учитель неотличен от Господа Кришны. В облике духовного учителя Кришна дарует освобождение Своим преданным».

Итак, Кришна дарует освобождение Своим преданным. Гуру является лишь посредником. Гуру старается служить Кришне и привести падшие души обратно к Нему. Его желание неотлично от желания Кришны. В этом —  гармония.

Я думаю, нам надо заканчивать лекцию. Подчеркну еще раз несколько моментов.
Почему мы должны поклоняться гуру? Потому что он неотличен от Кришны. В то же самое время гуру все время считает себя смиреннейшим, незначительнейшим слугой и все, что он способен сделать, приписывает милости своего гуру и Кришны.
Много раз Прабхупаду спрашивали, в чем состоит секрет его успеха. Он отвечал:
«Если у меня и есть какой-то секрет, то он состоит в том, что я пытаюсь следовать наставлениям своего духовного учителя».

Я помню, как-то раз я зашел в Гаудия-матх — то было время, когда они переманивали к себе преданных ИСККОН и говорили им, что не нужно следовать наставлениям Шрилы Прабхупады. Я разговаривал с их лидером,  и он сказал
следующее: «Это не важно — следовать наставлениям гуру. Главное — чувствовать себя хорошо. Если вы чувствуете себя плохо, следуя наставлениям своего гуру,

не следуйте». Вывод был таков: «Вы следуйте за мной!» Я процитировал ему слова Бхактивиноды Тхакура, которые вычитал в одной из его книг Прабхупада: «Когда гуру покидает этот мир, ученик обязан посвятить всего себя выполнению его указаний, а если он не в состоянии этого сделать, то лучше ему вовсе не жить, а уйти из этого мира вслед за гуру». После этой цитаты он взглянул на меня и сказал: «Уходи, уходи!»

Прабхупада был предан своему духовному учителю и предыдущим ачарьям. Он раскрыл нам, в чем состоит секрет успеха в духовной жизни, — доставить удовольствие предыдущим ачарьям. Харе Кришна!

Шрила Прабхупада ки — джай!
«Чайтанья-чаритамрита» ки — джай!
«Шримад-Бхагаватам» ки — джай!
Нитай-Гаура-премананде — Харибол!

Есть ли какие-то комментарии?

Завтра будет лекция по типу вопросов и ответов. Так что, если у вас есть какие-то вопросы, можете приготовить их на завтра.

———

Перевод Рага Марг даси

Категории: Лекции