8 часть. Избегая оскорблений Божеств и вайшнавов

  • на Vanamali
  • 17 октября, 2007
  • Комментарии к записи 8 часть. Избегая оскорблений Божеств и вайшнавов отключены

Избегая оскорблений Божеств и вайшнавов

«Кармическая деятельность живого существа, будь то греховная или благочестивая, служит скрытой причиной исполнения его желаний. Она же — причина его рождения в разнообразных телах. Влекомое страстными желаниями, живое существо рождается в определенной семье и становится внешне похожим на отца или на мать. Таким образом, грубое и тонкое тело живого существа создается согласно его желаниям.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Грубое тело является порождением тонкого. В «Бхагавад-гите» (8.6) сказано:

йам йам вапи смаран бхавам
тйаджатй анте калеварам
там там эваити каунтейа
сада тад-бхава-бхавитах

«О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни». Состояние тонкого тела перед смертью зависит от действий грубого тела. На протяжении всей жизни действует грубое тело, а в момент смерти — тонкое. Это тонкое тело, называемое линга («тело желаний»), служит основой для развития определенного грубого тела, которое будет похоже либо на тело матери, либо на тело отца.
Согласно «Риг-веде», если при зачатии секреция матери обильнее, чем секреция отца, рождается девочка, а если наоборот, то рождается мальчик. Все это — сложные законы природы, которые действуют сообразно желаниям живого существа.
Если научить человека совершенствовать свое тонкое тело, развивая сознание Кришны, то в момент смерти его тонкое тело породит такое грубое тело, в котором он будет заниматься преданным служением Кришне. Достигнув более высокой ступени сознания Кришны, он не получит нового материального тела, но сразу обретет духовное и вернется домой, к Богу.
Так происходит переселение души. Поэтому нужно оставить тщетные попытки объединить человечество на основе соглашений, подоплекой которых является стремление к чувственным удовольствиям, а вместо этого учить людей тому, как обрести сознание Кришны и вернуться домой, к Богу. Это истина на все века».
(ШБ 6.1.54)

Своей греховной деятельностью Аджамила создал греховное тонкое тело. Поэтому он должен был получить другое материальное тело, сообразно с его желаниями или греховными деяниями. Этот стих из «Бхагавад-гиты» говорит о том, что о каком бы состоянии бытия ни помнил человек в момент смерти, того состояния он и достигнет. Что касается Аджамилы, то он, казалось бы, практически случайно, оставляя тело, вспомнил о Кришне.

Бхарата Махараджа вспомнил об олененке, а Аджамила — о Кришне. Очень важно, о ком мы помним в момент смерти. Великий царь Кулашекхара молился Кришне так: «О Господь, я не хочу ждать, пока придет старость, а вслед за ней смерть, потому что когда мы стареем, то теряем зрение и слух и мучаемся удушьем. Может быть, в последний миг, желая произнести Твое святое имя, я не смогу этого сделать из-за слизи и мокроты в горле и буду только хрипеть. Поэтому лучше оставить тело прямо сейчас, пока я здоров и могу сосредоточить свой ум на Твоих лотосных стопах. Тогда я продолжу свое вечное служение Тебе». Он боялся, ведь кто знает, что произойдет на грани жизни и смерти. Мы никогда не узнаем, в каких обстоятельствах, в какой ситуации встретим смерть. Что если в этот момент из-за старости или по какой-то другой непредсказуемой причине мы не сможем сосредоточить ум на Кришне? Уж лучше уйти сейчас, пока сознание в порядке.

Конечно, Кришна обещает: на ме бхактах пранашйати — «Мой преданный никогда не погибнет». Он поможет Своему преданному. Если тот служит Ему всю жизнь и воспевает Его святые имена, то как Он бросит его в момент смерти? Несомненно, Он придет на помощь.

Но не попадайтесь в ловушку, думая: «Я же преданный, поэтому что бы я ни делал, правильно». Сам Кришна советует, что каждый день, приходя к Божествам, мы должны Им молиться: «О мой Господь, я вручаю себя Тебе. Я, предавшаяся Тебе душа, просто хочу быть занятым в чистом преданном служении Тебе. Я очень боюсь майи, иллюзорной энергии, которая может сбить с толку обусловленную душу и заставить ее забыть Тебя. Пожалуйста, защити меня от этой иллюзорной энергии, привязывающей нас к материальному миру рождения, смерти и невежества. Позволь мне полностью погрузиться в чистое преданное служение Тебе».

В  27 главе 11 Песни «Шримад-Бхагаватам» Кришна дает Уддхаве наставление — сосредоточить ум на Нем, поклоняясь Божествам. Он объясняет, какие различные формы могут быть установлены: можно установить Божество временно или постоянно.
Один из видов поклонения — это когда Божество устанавливают на какое-то время из песка или другого недолговечного материала, приглашают в Него Кришну, поклоняются Ему, а после просят уйти, помещая Его обратно в сердце.

Но те, кому более интересно чистое преданное служение, как правило, выбирают постоянное поклонение — устанавливают Божество из камня, металла или дерева.
Установив постоянное Божество, мы не сможем попросить Его уйти. Оно будет всегда присутствовать в этой форме. Это объясняется в писаниях. В «Шримад-Бхагаватам» Кришна кратко говорит о том, как мы должны поклоняться
Божеству: предлагать падью для омовения Его лотосных стоп, аргхью для приветствия и ачаман для полоскания рта. Затем — омывать Божество, одевать, предлагать Ему зеркало, украшать цветами и драгоценностями, омахивать, кормить прекрасной пищей, или бхогой, после чего подносить прасад Вишваксене, различным гуру и преданным и с почтением вкушать остатки. Позже предлагать Божеству кровать для отдыха. Таким образом мы должны медитировать и совершать поклонение, опираясь при этом на ведическую и тантрическую систему или на их сочетание. Нельзя идти на поводу у собственных причуд и фантазий. Поклонение должно происходить в соответствии с авторитетными писаниями. Тогда, служа Господу в своем доме или совместно с другими преданными в храме, человек получит благо.

Избегая оскорблений Божеств

Я помню, как однажды в Маяпуре Шрила Прабхупада сказал фразу, которая потрясла меня и открыла мне глаза. Он ругал одного преданного: «Разве ты пришел в храм для того, чтобы отправиться в ад? Ты пришел сюда, чтобы оскорблять Кришну и навлечь на себя проклятие?» Хорошая была для него взбучка! Преданного всего трясло! Шрила Прабхупада произнес это так сурово, чтобы ему надолго запомнилось.

К тому времени мы собрали урожай сахарного тростника, выращенный на паях с местным фермером (затраты делили пополам). У нас была одна машина, а у него другая. Всего нужны две машины: дробилка и мотор. У нас была дробилка, а у него мотор, или наоборот, я не помню. Мы работали на своих половинах, а затем с помощью наших машин дробили свой и его сахарный тростник. Его земля начиналась сразу за дверью нашей кухни, но мы не совсем законно перенесли границу, воспользовавшись его дизельным мотором. Теперь она проходила от кухни до другой стороны проезжей дороги. Там были большие ворота, через которые сейчас проезжают грузовики к самадхи Шрилы Прабхупады. Сахарный тростник привозили на бычьей повозке с востока, со стороны гурукулы и сваливали внутри возле наших ворот, потому что иначе прибегали соседские дети, хватали стебли и тут же начинали жевать. Для них это лакомство, они хватали сразу весь ворох. А что делали родители? Они отрезали небольшие кусочки и кормили ими своих маленьких детей, ведь жевание сахарного тростника считается полезным для зубов. Эти жующиеся дети бегали повсюду и плевали. Когда вы высасываете весь сок из тростника, остается что-то вроде мягкой массы. Ее выплевывают, потому что она уже безвкусна, и берут следующий кусок. Эти детские сплевыши подметал и сгребал в кучу один пожилой человек лет пятидесяти пяти — шестидесяти. По неосторожности он начал мести с другого конца дороги к груде необработанного сахарного тростника, лежавшего за воротами и предназначенного для дробления.

Совершенно неожиданно, без всяких объяснений Шрила Прабхупада спросил: «Ты что, пришел сюда, чтобы отправиться в ад?» Он встал, ошарашенный, с отвисшей челюстью, ничего не понимая. До него действительно не доходило, о чем речь.
Тогда Прабхупада сказал: «Ты родился в Индии, ты индус. Разве ты не знаешь ведической культуры? Разве ты не знаешь правил чистоты и поклонения Божествам?
Ты вайшнав, получивший посвящение».

Он все равно не мог сообразить, что к чему. Его трясло, и он не знал, почему Шрила Прабхупада дает ему эти нектарные наставления. Шрила Прабхупада стал
объяснять: «Смотри, этот непредложенный сахарный тростник должны измельчить и позже в том или ином виде предложить Кришне, а ты сметаешь эти плевки прямо к нему. Ты знаешь, что если ты ел что-то, то уже не можешь занести это на алтарь или на кухню. Оно считается оскверненным. А ты сметаешь плевки прямо к непредложенному сахарному тростнику, и, если они соприкоснутся, он осквернится.
Когда ты позже предложишь его Кришне, это будет оскорблением. Например, плюнув на что-то, ты не будешь предлагать это кому-то другому. Если ты плюнешь на что-то, а после смешаешь с чем-то, оно станет таким же. Как ты можешь так поступать? Почему бы тебе не смести эти плевки в другую сторону и не собрать их там? Почему ты оставляешь этот мусор здесь, рядом с бхогой, непредложенным сахарным тростником, который будут предлагать Божествам? Поступая таким образом, ты оскорбляешь Кришну и открываешь себе ворота в ад».

И тут случилось маленькому голому двухлетнему ребенку с маленькой веревочкой на поясе пробегать мимо, сося кусочек сахарного тростника. Тот преданный попытался отогнать малыша и забрать у него сахарный тростник. Прабхупада не на шутку
рассердился: «Не корчи из себя великого наставника! Ты ударил двухлетнего ребенка! Ты сам ничего не знаешь, а хочешь отобрать у него тростник! Что он понимает? Он просто жует и плюет. — И добавил на бенгали, — Не будь устаади», что означает «не прикидывайся слишком умным». Устаади называют великого музыканта, играющего на ситаре: устаад Рави Шанкар. Устаад означает «подобный великому мастеру». «Сейчас он великий мастер! Сейчас он все знает и гоняет ребенка!» У Прабхупады было чувство юмора и острый на словцо язык. Если он хотел съязвить и сказать что-то по существу, то резал по живому.

Меня это шокировало, поскольку, когда мы приходим в сознание Кришны, то думаем, что перед нами — открытая дверь обратно к Богу. Но Прабхупада подчеркивал, что нужно быть осторожным, в особенности тогда, когда вы все больше прогрессируете и накапливаете знаний. Вместе со знанием приходит ответственность. Двухлетнему ребенку простительно находиться в невежестве, бегать и плевать, но взрослому, который должен быть обучен всем правилам и предписаниям, — нет. Он несет ответственность за свои действия.

Интересно, что в той же главе о поклонении Божествам Кришна утверждает, что если кто-то берет пожертвования, принесенные Божеству, собственность Божества, брахмана или  вайшнава и использует их для собственного чувственного удовлетворения, то в результате  рождается в следующей и последующих 10 000 жизнях продолжительностью в 10 000 лет каждая (это приблизительно сто миллионов
лет) червем, поедающим испражнения. Говорится, что если он видит, как кто-то это делает, и потворствует, поощряет или частично участвует, то получает такое же рождение, в теле червя, соответственно, на половину, треть или четверть этого периода времени.

В Индии до того, как мы начали строить отстойники для сточных вод, у нас была такая система: мы просто выкапывали яму в земле, и получалось что-то вроде наружной уборной. В ней накапливались испражнения, и, когда их становилось достаточно, вдруг откуда ни возьмись появлялись жирные белые черви, миллионами копошились там и ели эти испражнения. Если вам когда-нибудь довелось заглянуть в такую яму, то вы поймете, какое это отвратительное, ужасное и незабываемое зрелище.

Прабхупада всегда советовал нам: «Не берите без разрешения и пенни у Божеств.
Отдавайте все собранные на санкиртане деньги, оставляя себе свою часть. Берите лишь то, что вам положено». Мы не хотим брать ничего, что принадлежит Кришне, пока Он Сам не позволит. Он уполномочил руководство храма кормить нас маха-прасадом и выдавать зарплату. Но что будет, если мы начнем беспечно
думать: «Я преданный, поэтому все, что я делаю, правильно, и можно пользоваться собственностью Кришны»? Когда Он это говорил? Напротив. Он сказал: «Если вы берете то, что принадлежит Мне, используется в служении полубогам или предназначено брахманам, то родитесь червем в испражнениях».

Об этом стоит серьезно поразмыслить. Духовный учитель вернется, чтобы освободить учеников, но нелегко ему будет освобождать тех, что плавают в испражнениях. По крайней мере, они должны родиться людьми, тогда у них будет шанс. Но как можно помочь тому, кто ползает в такой форме жизни? Это лишь один наглядный пример. Для того, чтобы мы не совершали ошибок, существует множество правил и предписаний.

Если кто-то ошибется, то может попросить у Кришны прощения и будет прощен. Он может исправиться. Но если кто-то продолжает ошибаться, не кается, оставляет все, как есть, как должное, и начинает без разрешения наслаждаться собственностью Кришны, как своей, — это очень серьезно. Хотя не стоит быть параноиком и думать: «Ох, лучше вообще не заниматься преданным служением. Очень опасно». Нужно внимательно следить за тем, чтобы все, что мы делаем, действительно делалось с целью удовлетворить Кришну. Это суть преданного служения. Нам следует делать то, что доставит Ему удовольствие.

Люди, практикующие сознание Кришны, должны быть осторожны. Особенно те, кто более опытен, — брахманы. Им не стоит гордиться своими познаниями, ведь преданный никогда не гордится, а всегда остается смиренным. Чем дольше мы занимаемся преданным служением, тем больше всего узнаем и более осторожными должны становиться.

Нового бхакту, делающего что-то неправильно (без сомнения, он будет ошибаться), прощают легко. Другое дело, когда брахман совершает ошибки. Поэтому Прабхупада говорил, что брахманическое посвящение не стоит давать всем без разбору. Это очень серьезно. Со знанием приходит ответственность. Она тем больше, чем больше знания и разума. Люди ответственны за все, что делают. Они обязаны знать законы Бога. Не думайте: «Если я не знаю законов Бога, значит, все в порядке, мне не придется страдать». Предполагается, что люди изучат священные писания, узнают законы Бога и будут им следовать. Незнание — не оправдание.

Кто-то может сказать: «Я не знал, что есть мясо и убивать животных, — это грех». В Библии говорится: «Не убий». В Первой Книге Бытия Господь говорит: «Я даю вам злаки на полях, фрукты на деревьях» (окончание не помню). Прабхупада отмечал, что библейская заповедь «Не убий» означает «нельзя убивать животных».
Но один христианский священник, с которым он разговаривал, стал его уверять:
«Нет, на самом деле это означает «нельзя убивать человека» — «Почему же тогда не написали «Не убий человека»? — не согласился Прабхупада. — Вне зависимости от того, принимаете вы это или нет, вы ответственны за все, что вы делаете».
Вот почему в мире так много войн — потому что так много скотобоен.
Мальчишки-солдаты, посланные умирать, расплачиваются за убийство животных.

Аргентина является одним из главных производителей мясных продуктов в мире, и тысячи молодых солдат были убиты в войне за Фолклендские острова. Это последствие массового забоя коров. В Америке также убивают множество животных, и посмотрите, что случилось во Вьетнаме. Сколько десятков тысяч русских погибло в Афганистане? Россия — страна мясоедов. Даже сикхи в Пенджабе, в Индии, в основном едят мясо. Хотя гуру Нанак был вегетарианцем и все индуистские брахманы в прежние времена тоже, сейчас 90% сикхов — мясоеды.