5 часть. Это постепенный процесс

  • на Vanamali
  • 17 октября, 2007
  • Комментарии к записи 5 часть. Это постепенный процесс отключены

Это постепенный процесс

Процесс обретения трансцендентного знания может быть очень медленным. Мы не говорим, что каждый должен тот же час в корне изменить свой образ жизни или что-то  кардинально поменять. Господь Чайтанья запрещал это, поскольку это очень опасно. Если бы человек вдруг решил все перевернуть в своей жизни, то закончил бы нервным срывом, помутнением рассудка или очень большим эмоциональным шоком. Поэтому Господь советовал не делать никаких резких перемен. Начните с малого — с воспевания маха-мантры Харе Кришна: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, с изучения этого знания, с совершения какого-то преданного служения, практики бхакти-йоги в вашем храме, доме, в ваших условиях, — с того, что получается само собой, и вы почувствуете перемену.

До сих пор еще никто, хоть немного всерьез практиковавший этот метод обретения трансцендентного знания, не пришел и не сказал: «Я ничего не получил». Ни разу!
Только однажды один человек заявил: «Знаете, я воспеваю, но ничего не почувствовал!» Я спросил его: «Сколько вы воспеваете каждый день?» — «Десять раз. Вчера я произнес Харе Кришна десять раз и нет никаких перемен!» Я ответил:
«Погодите! Воспевайте пару месяцев, а затем посмотрим». Мы не даем каких-то сенсационных обещаний, что все изменится, лишь раз вы произнесете Харе Кришна.
Но если человек регулярно воспевает 15 минут, полчаса в день или более на протяжении нескольких месяцев или если он практикует месяц или два так, как это делаем мы, он наверняка почувствует духовный подъем и огромные перемены в своей жизни.

Есть люди, которые регулярно ходят в церковь и при этом читают «Бхагавад-гиту»
и повторяют Харе Кришна. Есть даже мусульмане, читающие «Бхагавад-гиту» и повторяющие Харе Кришна. Нет никаких ограничений. Это как на курсах повышения квалификации, на которых вы берете столько, сколько можете, и вас учат, как подняться над материальными страданиями и обрести трансцендентное знание.

Трансцендентное знание сжигает всю карму

В одном из стихов «Бхагавад-гиты» (4.37) сказано: «О Арджуна, подобно тому как пламя костра превращает дрова в пепел, огонь знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности». В комментарии упоминается цитата из «Брихад-араньяка-упанишад» (4.4.22): убхе ухаиваиша эте таратй амртах садв-асадхуни —  «Он избавляется от последствий как благочестивой, так и греховной деятельности».

Трансцендентное знание, полученное человеком, сжигает дотла результаты его благочестивой и неблагочестивой деятельности и освобождает из-под власти законов кармы. Из-за них мы вращаемся в круговороте рождений и смертей. Уйти из-под их влияния — и значит освободиться. Пути освобождения существуют разные. Вас может спасти какой-то великий преданный, просто дав свое благословение, или вы можете спастись путем постепенного развития. Вопрос в том, что будет делать человек, когда освободится? В сознании Кришны мы не сильно беспокоимся об освобождении.  Нас больше волнует то, что происходит после. Достичь освобождения довольно легко тому, кто обладает трансцендентным знанием. Мы больше заботимся о жизни после освобождения, а также о том, как помочь другим.

Давая трансцендентное знание другим

Существует два типа трансценденталистов. Один из них называется на санскрите бхаджанананди, а другой — гошти-ананди. Бхаджанананди — это те, кому нравится духовная деятельность, но занимаются они ей больше в затворничестве, заботясь о собственном спасении, или освобождении. Они приносят благо своим присутствием на планете, но не покидают своих жилищ, чтобы освободить других. Если кто-то придет к ним и задаст вопросы, они помогут, но в большей или меньшей степени они любят уединение и черпают удовлетворение в самих себе. Люди другого типа, гошти-ананди, — это те, кто заботится об освобождении всего мира. Они не хотят в одиночку возвращаться к Богу, а хотят взять с собой как можно больше людей.
Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что тот, кто проповедует эту высшую тайну Его преданным, наиболее дорог Ему. И вы можете сами убедиться в этом, видя, с каким великим энтузиазмом многие преданные несут это знание другим.

Не нужно много знать для того, чтобы проповедовать, или распространять знание.
Просто повторяйте то, что вы узнали из «Бхагавад-гиты» или от духовного учителя. Прабхупада говорил, что быть гуру — не такое уж великое дело. Это все равно что быть почтальоном. Почтальону нужно доставлять письма. Если он вскроет письмо, предназначенное вам, в котором лежит чек на двести долларов, и обналичит его или если начнет писать между строк в письме от дорогих вам людей, то вы, скорее всего, пожалуетесь в почтовое отделение: «Что этот тип себе позволяет? Он должен приносить почту, но скажите ему, чтобы не вскрывал мои письма и ничего в них не писал!»

Гуру действует так же. Он не имеет права что-либо менять, а может только передать послание таким, какое оно есть. Если он что-то меняет и добавляет свое, то тут же перестает быть послом и свои верительные грамоты теряет. Но до тех пор, пока он представляет то, что он получил от своего гуру по древней преемственности, или традиции, или почерпнул непосредственно из писаний, он может говорить. Если же он чего-то не знает, то должен сказать: «Я не знаю», а не пытаться продемонтрировать ученость. Гуру не должен что-то выдумывать:
«Подождите минутку, я прочту, что писания говорится об этом. О! Да тут сказано по-другому». Тогда он попался. Он — не гуру. Так что, на самом деле каждый может проповедовать, повторяя то, что знает. Пока он не начнет добавлять свои собственные измышления и будет просто повторять то, что является истиной, он тоже будет считаться гуру. Это несложно. Если знаний недостаточно даже для того, чтобы повторять, то можно сказать: «Я знаю того, кто знает. Почему бы вам с ним не встретиться?»

Принимая полное прибежище у Кришны

«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».

«Бхагавад-гита» 18.66

Это последнее, можно сказать, заключительное наставление, которое Кришна дал Арджуне после разных предварительных замечаний. Арджуна спросил: «Можешь ли Ты обобщить в двух словах — что же мне в конце концов делать?» Кришна ответил:
«Оставь все свои обязанности и просто предайся Мне. Если ты сделаешь так, Я лично защищу тебя, Я лично освобожу тебя от всех последствий твоей кармы. Не сомневайся и не бойся».

Мы говорили о постепенной практике, но если кто-то сразу же погружается в преданное служение, полностью предаваясь Кришне и во всем полагаясь на Него, Кришна обещает ему защиту. Арджуна был к этому готов. Итак, выслушав от Кришны это наставление, он сказал: «Хорошо, я согласен. Я сделаю все, что Ты пожелаешь». Это одно из самых важных наставлений для того, кто готов во всем положиться на Кришну (как во время марафона, когда человек готов приложить последние усилия, сделать последний рывок до финиша). Тогда Кришна говорит:
«Все в порядке, я позабочусь о твоей жизни».

Другими словами, мы должны вручить свою жизнь Кришне не теоретически, а практически. Как это сделать, Он нам показывает. Не то что мы говорим в уме:
«Да, я принимаю Тебя всем сердцем», но внешне продолжаем делать все то же самое. Предаться Кришне нужно не только эмоционально, но и на практике, воспользовавшись различными способами. Когда же мы это сделаем, Кришна скажет:
«Я позабочусь о твоей жизни. Если ты действительно предашься Мне, Я действительно защищу тебя от всей твоей кармы и заберу к Себе домой».