Часть 7

  • на Vanamali
  • 14 июля, 2013
  • Комментарии к записи Часть 7 отключены

ВОПРОС: Не могли бы Вы, пожалуйста, объяснить, можно ли, согласно законам религии, предоставлять мертвое тело человека для медицинских исследований? Разрешено ли это в вайшнавизме?

ОТВЕТ: Я не слышал ничего конкретного об этом, однако в Четвертой песне «Шримад-Бхагаватам» говорится о том, как Дадхичи Муни отдал свое тело полубогам, чтобы они использовали его кости для жертвоприношения. Был такой случай, но то было для благородной цели. Проблема в том, что тело может быть использовано для каких-либо греховных исследований, например для усовершенствования женской косметики или чего-то еще. Необходимо знать, для чего оно будет использовано. Пожертвование органов, сделанное не для удовольствия Господа Шри Кришны, может повлечь за собой кармические последствия, создать кармический долг. Я не колеблясь пожертвовал бы свой орган или кровь преданному, поскольку служение преданному приносит удовольствие Господу Шри Кришне. Суть вайшнавизма — служить Господу Шри Кришне и делать что-то ради Его удовлетворения.

ВОПРОС: Является ли греховным использование кожаных вещей, таких как обувь, сумки и т.п., которые были куплены мной еще до сознания Кришны?

ОТВЕТ: Прекрасно, вы используете кожу своей убитой матери. Конечно, в некоторых странах настолько холодно, что у людей просто нет выбора, кроме как носить кожаную обувь, иначе им не выжить. Обычно из уважения к коровам и ради того, чтобы не пятнать себя грехом убийства коров, мы не поддерживаем кожевенную промышленность. В Индии есть люди, которые шьют обувь только из кожи коров, умерших естественной смертью, но такая обувь — большая редкость, и продают ее в особых магазинах.

ВОПРОС: Распространял ли Господь Кришна Себя во множество форм, чтобы сидеть на коленях каждой из Своих матерей в Двараке?

ОТВЕТ: В «Шримад-Бхагаватам» это не упоминается. Он распространял Себя в 16 108 форм для каждой из Своих цариц, но мы ничего не знаем о матерях. Кришна способен на это. Но в «Бхагаватам» это не упоминается. Я не хочу что-то выдумывать. Кришна способен на это — Он может одновременно сидеть на коленях всех матерей. Нет предела Его возможностям. Я уверен, что Он делает это в духовном мире, и каждая мама думает, что Он сидит только лишь на ее коленях.

Как, например, Господь Чайтанья. Он танцевал в Джаганнатха-пури одновременно в семи группах санкиртаны, и преданные каждой из групп считали, что Господь Чайтанья танцует и воспевает лишь с ними. Видеть Господа Чайтанью танцующим одновременно в семи группах мог лишь Пратапарудра Махараджа. Ему необычайно повезло. Так или иначе, мысль это интересная, но мы должны опираться на свидетельства из шастр.

В материальном мире Кришна иногда проявляет Свое безграничное великолепие, а иногда не проявляет. В данном случае в писаниях не упомянуто, делал Он это или не делал. Поэтому я не могу голословно утверждать, что Он это делал.

Здесь говорится лишь о том, что Он сидел на коленях матерей. Но из этого мы не можем заключить, сидел ли Он на коленях разных матерей по очереди или одновременно. Особого упоминания об этом нет. Могло было быть и так и этак.

ВОПРОС: Почему нам нельзя готовить в кастрюлях, ранее использованных для приготовления не-вегетарианской пищи?

ОТВЕТ: Они нечисты, и пищу, приготовленную в них, нельзя предлагать Господу Шри Кришне. Если вы их хорошо отмоете, то можете использовать в домашнем хозяйстве. Я слышал, что если их тщательно, сперва с мылом и порошком, а затем с коровьим навозом, отмыть до той степени, что запаха уже не останется, тогда их можно использовать для Господа Шри Кришны. Я не могу подтвердить это свидетельствами из шастр, но это расхожее мнение. Звучит оно убедительно, поскольку коровий навоз считается чистым и антисептическим.

ВОПРОС:  Я видел, как преданные продают или распространяют зерновой прасад гостям или карми на улицах. Как говорится в писаниях, в экадаши все грехи входят в пищу, приготовленную из зерна, дала, и т.п. Поэтому мы не едим в экадаши ничего зернового, даже махапрасад. Карми, естественно, всегда едят зерновую пищу. Если мы даем им зерновой прасад в экадаши, берем ли мы на себя часть ответственности за их греховную деятельность? Я слышал несколько высказываний по этому поводу, но так до конца и не разобрался. Пожалуйста, помогите мне.

ОТВЕТ: В Маяпуре Шрила Прабхупада разрешил нам кормить гостей зерновым прасадом, если они не хотят есть экадашный прасад. Точно так же в праздничные дни, когда мы постимся, Шрила Прабхупада велел нам распространять прасад, поскольку иначе карми, которые все равно не будут поститься, будут есть бхогу. А разница между бхогой и прасадом огромная. В Маяпуре в экадаши мы бесплатно раздаем незерновую пищу. Как правило, ее приходят поесть единицы. Но почему мы должны свободно раздавать грех? Если люди покупают в экадаши зерновой прасад, то сами несут за это ответственность. Я не встречал высказываний, касающихся того, что если мы даем людям зерновой прасад в экадаши, то берем на себя часть ответственности за их греховную деятельность. В наших ресторанах должен быть выбор. Продавая сладости из зерна на улице в экадаши, можно советовать людям съесть эти сладости на следующий день!

Из разговора в комнате Шрилы Прабхупады с Лт. Мози, полицейским; 5 июля, 1975, Чикаго, США:

Тамала Кришна Госвами к Прабхупаде: Никакой проповеди? Должны ли они идти сегодня (в экадаши — прим.ред) проповедовать?

Прабхупада: Нет, это не для проповедников. Это для лентяев или бездельников, и они… (смех) [неразборчиво]… для проповедников нет никаких предписаний, только проповедовать. Проповедник занимает такое возвышенное положение. Ему не обязательно следовать каким-либо предписаниям. Но не поймите это превратно. (Смех.) В действительности, если человек проповедует, — это превосходно  [неразборчиво] …не я это придумал, мой Гуру Махараджа… что… тот Мадхава Махараджа, когда он был брахмачари, звали его Хаягрива.

Он должен был куда-то ехать, но заболел. Гуру Махарадже доложили, что он болен, и сказали: «Сегодня Экадаши. Он не может есть обычную пищу». Тогда Гуру Махараджа ответил: «Нет, пусть он немедленно поест и отправляется проповедовать».

Реватинандана: Для проповеди… [неразборчиво]

Тамала Кришна: Махараджа готов был пожертвовать всем ради проповеди.

Итак, даже Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура позволял ученикам, если это необходимо для их преданного служения, есть зерновой прасад в экадаши.

ВОПРОС: Я хотел бы узнать, существует ли какое-то объяснение, почему у Шримати Субхадры нет проявленных рук, как, например, у Джаганнатхи и Балабхадры?

ОТВЕТ: Когда Кришна и Баларама в Двараке слушали под дверью рассказ Рохини о Своих детских играх, Субхадра стояла между Ними. Наверное, Они ее так зажали, что рук не было видно. Разумеется, у нее есть и руки, и все чувства, но в этом уникальном облике руки ее не видны.

ВОПРОС: Насколько мне известно, брать пыль со стоп вайшнава поощряется, точно так же, как и пыль со стоп духовного учителя. Мой вопрос заключается в следующем. Что если кто-то хочет коснуться стоп другого преданного, и это уже стало для него привычкой, но преданный, чьих стоп он касается, чувствует себя неловко? Я знаю, что нужно обладать немалым смирением, чтобы касаться чьих-то стоп, но в то же самое время, если это беспокоит другого человека, действительно ли это правильно? Как тактично сказать об этом другим преданным?

ОТВЕТ: В играх Господа Шри Чайтаньи Махапрабху иногда бывало так, что даже великие ачарьи и спутники Господа пытались коснуться стоп друг друга и не дать другим коснуться своих стоп. Порой они сражались за пыль, как львы, и стремились, чтобы никто не взял пыль с их стоп.

Преданный обладает смирением и не считает себя достойным того, чтобы кто-то касался его стоп. Когда вы касаетесь стоп какого-либо преданного, то отдаете ему свою карму и приобретаете его хорошие качества. Вы также получаете прощение за оскорбления, совершенные в прошлом по отношению к нему. Таким образом, мы стремимся коснуться стоп либо поистине возвышенной личности, либо оскорбленного нами человека. Мы не касаемся стоп каждого встречного.

В «Чайтанья-чаритамрите» перечисляются три вещи, способствующие очень быстрому продвижению по пути сознания Кришны: пыль с лотосных стоп преданных, вода, которой были омыты стопы преданных, и остатки их прасада.

В Индии, где не допускается, чтобы тела санньяси касались все подряд, и тем более женщины, часто для желающих получить пыль со стоп санньяси выставляют его деревянные сандалии. Таким образом даже женщины могут получить пыль со стоп гуру, не касаясь при этом его тела. И по сей день мы получаем пыль с лотосных стоп Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады, прикасаясь к его обуви.

Категории: Вайшнава Вани