Часть 10

  • на Vanamali
  • 10 октября, 2008
  • Комментарии к записи Часть 10 отключены

ВОПРОС: Пожалуйста, разъясните, в чем разница между религией и верой? Является ли наша дхарма, сознание Кришны, религией, основанной на вере, с учетом того, что наша вера основывается на научном методе бхакти-йоги? Почему нашу дхарму сознания Кришны часто называют наукой? Что такое наука? Как, проповедуя, мы можем говорить о науке как о пути религии?

ОТВЕТ: Шрила Прабхупада объяснял, что обычно религии называют верами, верованиями, а веру можно сменить. Христиане становятся мусульманами, а мусульмане индусами (обычно бывает наоборот), однако Абсолютная Истина, или санатана-дхарма, — это то, что невозможно поменять, вечная истина.

Наше сознание Кришны основано на вечной истине. Конечно, кто-то может веритьили не верить в эту истину, это другое дело. Но сознание Кришны не относится просто к какому-то процессу веры.

Это вечные реалии. К примеру, в «Бхагавад-гите» (2.13) говорится:

дехино ‘смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати

Вы растете и из ребенка превращаетесь в юношу, а затем в старика, таким образом вы неоднократно меняете свое тело. Аналогичным образом происходит смена тела в момент смерти: вы получаете новое тело.

Шрила Прабхупада говорил: «Не имеет значения, кто вы — индус, мусульманин, христианин, буддист, атеист, иудей, — кем бы вы ни были, каждый проходит через смену тел». Поэтому «Бхагавад-гиту» иногда называют наукой об атме, или душе, наукой о душе. Многое можно подтвердить, а если что-то подтвердить нельзя, то это не означает, что это неистинно. Речь идет о вечных законах, действующих по всей вселенной.

К примеру, в Ведах говорится, что кости и испражнения животных или людей нечисты. Коснувшись их, нужно совершить омовение. Но коровья моча и навоз чисты, и раковины чисты. Как же так? Ведь это испражнения, моча и кости животных! Другими словами, есть исключения из правил, и я читал недавно научную статью о том, что коровий навоз обладает антисептическими свойствами, а также свойством отпугивать мух и комаров. Кто-то говорил мне, что при порезе нужно положить на рану коровий навоз (по крайней мере, навоз индийской коровы), и рана быстро заживет. Если же вы положите на рану испражнения кого-то другого, то, скорее всего, умрете от гангрены.

Итак, что-то можно подтвердить. Шрила Прабхупада хотел, чтобы ученые подтвердили наличие души в теле. Трудно подтвердить существование Кришны. Но в каждом теле есть душа, и ученые могли бы попытаться это подтвердить.

ВОПРОС: В кратком изложении десятой главы Седьмой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Прахлад, лучший из возвышенных преданных», Шрила Прабхупада говорит, что если в семье рождается чистый преданный, то двадцать одно поколение его предков получает освобождение.

Как это понимать? Предки человека могут находиться, согласно их карме, в любой форме жизни на любой из четырнадцати планетных систем, например, на Питрилоке. Они будут освобождены после завершения этой жизни или как-то иначе? Применимо ли это к любому другому преданному, который отправится домой, к Богу? Получат ли освобождение двадцать одно поколение его предков?

ОТВЕТ: В тексте 18 десятой главы Нрисимхадева объясняет Прахладу: «О великий святой, твой отец получил искупление за все свои грехи, так же как и двадцать одно поколение твоих предков. Своим рождением в этой семье ты очистил всю династию».

Шрила Прабхупада говорит в комментарии, что слово трих-саптабхих означает «семь, умноженное на три». Человек в состоянии проследить четыре или пять поколений своих предков — до прадедушки или до пра-прадедушки. Господь же упоминает здесь двадцать одно поколение предков, и это значит, что данное Им благословение распространяется и на другие семьи. До того как родиться в этой семье, человек вынужден был рождаться и в других семьях.

Когда в семье рождается вайшнав, то, по милости Господа, он очищает не только свою настоящую семью, но и семьи своих предыдущих рождений. Трих-саптабхих.

Обычно говорится, что освобождение получают тринадцать поколений — семь до и семь после. Это общее правило. Семь поколений предков и семь поколений потомков. Но что касается Прахлада, то это трих-саптабхих: освобождение получили семь поколений этого и трех предыдущих его рождений.

Не волнуйтесь о предках, должны ли они завершить свое рождение в теле жука или обитателя Питри-локи или нет, — Кришна о них позаботится. Суть в том, что все они будут освобождены.

ВОПРОС: Если мы должны избегать дурного общения, как можем мы быть милостивы и дружелюбны со всеми типами людей?

ОТВЕТ: Понимаете, проповедник сознания Кришны берет на себя определенный риск, и именно поэтому он очень дорог Господу. В то же самое время, будучи милостивыми и дружелюбными со всеми типами людей ради проповеди сознания Кришны, мы стремимся дать им наше общение. Мы рассказываем им о Кришне, о преданном служении и обо всем, что с этим связано, или же просто ведем дружескую беседу, устанавливая теплые взаимоотношения, чтобы после рассказать о преданном служении. Обычно мы не перешагиваем границ и не начинаем заниматься тем, чем занимаются непреданные. Мы общаемся с ними осторожно, чтобы они не спровоцировали нас на какую-либо греховную деятельность. Это мы с ними общаемся, а не они с нами.

Шрила Прабхупада говорил, что когда мы длительное время проповедуем материалистам, их вибрации или их сознание оказывают на нас влияние. Вот почему необходимо приезжать в святые дхамы, такие, как Маяпур и Вриндаван, — очиститься от этой скверны. Вот почему Шрила Прабхупада рекомендовал проповедникам время от времени посещать святую дхаму. Ежегодно в Маяпуре проводится фестиваль Гаура-пурнимы, и люди приезжают туда, чтобы очиститься и духовно подзарядиться. Вы живете в дхаме, поэтому вы достаточно защищены.

ВОПРОС: По поводу наставления Шрилы Прабхупады «Если хотите доставить мне удовольствие, распространяйте мои книги». Относится ли это наставление к внукам Прабхупады, ученикам его учеников, и если да, то насколько оно соотносится с целью жизни?

ОТВЕТ: Я не думаю, что Шрила Прабхупада обращался только к своим ученикам. В ИСККОНе было много бхакт и обычных людей, которые не были его учениками. Шрила Прабхупада говорил каждому: «Если хотите доставить мне удовольствие, распространяйте мои книги».

Есть много всего другого, что доставляет удовольствие Шриле Прабхупаде, не одно лишь распространение книг. Но определенно это радовало Шрилу Прабхупаду, и поэтому все преданные посвящали себя распространению его книг. Прабхупада также говорил преданным не только распространять его книги, но и читать их, следовать тому, что в них написано.

ВОПРОС: Как отличить росток бхакти-латы от сорняков, растущих в сердце, ведь они, казалось бы, похожи?

ОТВЕТ: Нежеланные ростки, появляющиеся в сердце, называются упашакхами, или сорняками. Они произрастают из таких чувств, как мирская любовь, жестокость, двуличие, политиканство, желание выгоды, престижного положения, почитания и уважения, склонность к нарушению принципов. Какие-то сорняки могут быть проявлены, а какие-то еще нет. Если человек занимается преданным служением, но при этом хочет завоевать к себе уважение, он движим ложными мотивами и ему надо с ними разобраться.

Тот, чьи мотивы более искренни, с легкостью вырывает из сердца сорняки. «Я служу не потому, что хочу прославиться, я делаю это ради того, чтобы доставить удовольствие гуру и Кришне». Я знаю на собственном опыте. Когда мы строили Маяпур, жизнь наша была очень насыщенной. Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы работали ежедневно с шести утра до двенадцати ночи — по две смены кряду.

В какой-то момент я подумал, что сдаюсь. «Я никогда бы не стал так работать ради денег или чего-то еще, — думал я тогда. — Я делаю это лишь потому, что хочу доставить удовольствие Шриле Прабхупаде и предыдущим ачарьям. Мои старания порадуют их».

И как только я об этом подумал, то почувствовал, как Бхактивинода Тхакур улыбается мне. Внезапно все представилось мне в ином свете. Очень важно перестроить свой ум. Как же вырвать сорняки, мешающие преданному служению? Не позволять этим сорнякам — дурным мотивам и мыслям — проникать в наше сердце и заглушать другие ростки. Когда мы все делаем правильно во имя правильной, в сознании Кришны, цели, мы всегда будем чувствовать блаженство, совершая преданное служение.

ВОПРОС: Шрила Прабхупада пишет в своих книгах, что в духовном мире 1 + 1 = 1, поскольку духовный мир абсолютен. Не могли бы Вы это разъяснить?

ОТВЕТ: Это абсолютная математика: 1 + 1 = 1, 1 — 1 = 1. Логично, не правда ли?

Абсолют — это полное целое, и если что-то исходит из него, то только лишь прибавляется к нему, единой Абсолютной Истине. Нет ничего не зависящего от Абсолютной Истины. Не важно, на сколько частей распространяет Себя Кришна… Другими словами, 16 108 форм Кришны равны одному Кришне. Кришна всегда ом пурнам. Есть стих в «Шри Ишопанишад» — ом пурнам адах пурнам идам. Абсолютная Истина — полное целое, и в ней заключаются другие истины, которые тоже являются полными целыми. Даже если что-то отнять от Абсолютной Истины, она всегда будет оставаться полной. Это иное измерение, четвертое измерение логики.

ВОПРОС: Объясните, пожалуйста, почему Бхагаван Шри Кришна рассматривает рождение в женском теле как более низкое рождение? Почему это женщины менее разумны, чем мужчины? Какие виды служения более подходят женщине? Объясните также, пожалуйста, почему некоторым женщинам хочется замуж, а некоторым нет? Все дело в карме?

ОТВЕТ: Кришна говорит Арджуне, что стрийи, то есть женщины, вайшьи, шудры и даже люди более низкого происхождения могут обрести прибежище вайшнава. В следующем стихе Он говорит: «Что же тогда говорить о брахманах и царях?» В прежние времена все: священнослужители, брахманы и цари — были сознающими Кришну и очень религиозными. Но к Кришне может прийти каждый. Во главе списка стоят женщины. Женщины упоминаются до вайшьев, шудр, не говоря уже о последних грешниках. В Кали-юге все рождаются шудрами. Какова была ситуация раньше?

Прабхупада удивлялся тому, что на Западе женщины умеют делать все то же, что и мужчины: водить машины и прочее. Кунтидеви была великой царицей, но смиренно говорила о себе: «Я женщина, и мне сложно понять философию». Быть может, раньше великие ученые брахманы, раджарши, махариши и обладали большим интеллектом, чем женщины, но сейчас способности у мужчин уже не те. Быть может, раньше мужчины — брахманы и кшатрии — были более способными и разумными, чем женщины, вайшьи и шудры, но сейчас все перевернулось вверх дном. Поэтому в сознании Кришны мы просим каждого делать то, что он может. Конечно же, тенденция такова, что люди отождествляют себя со своим телом, и нам нужно, опираясь на философию, понять, что мы — превыше тела. Понять это порой очень сложно.

По поводу вопроса, почему некоторым женщинам хочется замуж, а некоторым нет. Как правило, женщинам рекомендуется выйти замуж. Прабхупада говорил, что женщина чувствует себя гораздо более счастливой, находясь под защитой мужа.

К несчастью, во многих случаях мужчины оказываются не способны предоставить женщине должную защиту, и женщина разочаровывается в браке. Быть может, некоторые не настолько беззащитны. Чем это можно объяснить? Движимые духовными мотивами, они хотят просто заниматься служением Кришне и не брать на себя ответственность за семью.

Иногда мотивы женщины не настолько альтруистичны. Возможно, семья ее была неблагополучной и ей не с кого было брать хороший пример, в результате чего у нее сложилось предвзятое мнение относительно семейной жизни. Или же она не хочет выходить замуж, предполагая, что семейная жизнь сопряжена с трудностями, однако замужество может быть удачным, если ей встретится достойный человек.

Я думаю, не только женщины сталкиваются с этими проблемами, но и мужчины. Как это обычно происходит… как говорил Прабхупада: «Это парадокс. Мы хотим, чтобы все брахмачари оставались брахмачари, а все девушки удачно вышли замуж». Итак, как вы решите эту проблему? Очевидно, не все останутся брахмачари.

ВОПРОС: Находится ли Господь Чайтанья вечно в Джаганнатха-Пури?

ОТВЕТ: Не припомню ничего такого. Джаганнатх вечно находится там. Это Джаганнатха-дхама, Нилачала, Шри-кшетра. Но находится ли Господь Чайтанья там вечно? Хорошо, нам известно, что любые места Его игр… как однажды Шрила Прабхупада нам сказал, что любое место, где явился выдающийся вайшнав или произошла какая-либо игра Господа, становится святым и освящает все вокруг в радиусе трех миль. В этом смысле Господь Чайтанья, несомненно, присутствует в таких местах Своих игр, как храм Гамбхиры и Нрисимхи. Присутствует ли Он там вечно? Да, как Джаганнатха. Присутствует ли Он там вечно в Своем умонастроении Гауранги? Я не знаю. Я должен проверить это, когда стану перечитывать повествования о Нем. Он вечно пребывает в Навадвипа-дхаме, подобно тому как Кришна вечно пребывает во Вриндаване.

ВОПРОС: По поводу преданных, проповедующих на нама-хаттах. Как эти проповедники могут избежать девятого оскорбления святого имени? Предоставляет ли им полную защиту Господь Нитьянанда? Прощается ли им это оскорбление?

ОТВЕТ: Говорится, «не проповедуйте славу святого имени неверующим». Мы проповедуем людям: «Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы». Мы не рассказываем подробно об эзотерических аспектах повторения святого имени. К примеру, вы говорите кому-то: «Повторяйте Харе Кришна и избавитесь от
последствий своих грехов». Но какой-нибудь закоренелый атеист, сродни Джагаю и Мадхаю, скажет вам: «А я не верю в грех!» Таким образом вы совершаете оскорбление святого имени. Господь Чайтанья приказал нам: «Просите каждого воспевать», — и мы просим людей. Но мы не рассказываем им обо всей славе святого имени, мы просто просим их воспевать: «Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы!»

Воспевание прекрасно. Мы проповедуем, ориентируясь на их уровень веры. Мы говорим им столько, сколько они способны переварить. Если мы видим, что они нам верят, то говорим им больше. Господь Чайтанья приказал нам: «Кого бы вы ни встретили, рассказывайте ему о славе Кришны. Рассказывайте ему о послании Кришны». Мы следуем этому наставлению, но не рассказываем о славе святого имени каждому встречному, тем более неверующим.

Категории: Вайшнава Вани