9 часть. Избегая оскорблений вайшнавов

  • на Vanamali
  • 17 октября, 2007
  • Комментарии к записи 9 часть. Избегая оскорблений вайшнавов отключены

Избегая оскорблений Божеств и вайшнавов

Избегая оскорблений вайшнавов

Прабхупаду очень беспокоило то, что преданные наносят оскорбления вайшнавам. Пренебрежительное к ним отношение может остановить духовный прогресс. Как много людей во всем мире занимаются каким-нибудь служением Богу? Даже самые религиозные люди в основном делают какое-то незначительное опосредованное служение, например, молятся или поют гимны.
И обычно они молятся только за себя. Хотя они и преданные, но не чистые преданные. Их переполняют многочисленные материальные желания.

Как много есть преданных, которые, даже имея какие-то материальные желания, действительно пытаются контролировать их и совершать чистое преданное служение Кришне для Его удовлетворения? Сам Кришна говорит, что из тысяч и тысяч людей едва ли найдется один такой преданный. Господь Чайтанья объяснял, что большинство людей, заявляя, что верят в Бога и следуют религии, занимаются притворным служением и совершают много греховных поступков. Это основная масса верующих, так называемых цивилизованных религиозных людей. Среди тысячи таких людей вы, может, найдете одного, кто должным образом следует правилам священных писаний ради обретения материального счастья. Он очень благочестив, молится Богу, старается соблюдать заповеди, но хочет иметь счастливую семью, счастливую страну и материальное счастье. По крайней мере, он чему-то следует, тогда как большинство людей просто притворяются: «Я верю в Бога», — ничему не следуя.

Далее Господь Чайтанья говорит, что из тысяч людей, являющихся кармаништхами, т.е. теми, кто очень строго блюдет законы писаний для того, чтобы попасть в рай, в землю обетованную, и обрести материальное счастье, едва ли найдется один, кто стремится к освобождению, понимает отличие материи от духа и обладает духовным знанием. Всего лишь один из тысячи. А из тысяч стремящихся к освобождению, знающих безличные черты Бога и отличие материального мира от духовного, царства Бога, есть едва ли один, кто уже освобожден. Снова один из тысячи. И из тысяч освобожденных, по Его словам, из такого множества людей редко можно встретить того, кто является чистым преданным Кришны.

бхукти мукти сиддхи ками сакали ‘ашанта’
кршна бхакта нишкама атаева ‘шанта’
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 19.149)

Это очень большая редкость – быть преданным Верховной Личности Бога и непосредственно служить Ему. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что даже если такой человек совершает ошибку, его следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути. В процессе Кришна очистит его.
Даже если кто-то практикует преданное служение, имея какие-то недостатки, но так или иначе стабильно и упорно двигается вперед, все его недостатки уйдут. Значит, необходимо учитывать, насколько этот человек дорог Кришне.
Кришна ценит любое его служение, не обращая внимания на его недостатки.
Этот преданный пользуется Его благосклонностью, дорог Ему, служит Ему, и поэтому недопустимо его окорблять. Так нужно к нему относиться. Но Прабхупаду беспокоило, что из-за влияния Запада, имперсонализма или чего- то еще у преданных появилась тенденция оскорблять друг друга. Они оскорбляли, критиковали, не уважали других как преданных.

В Бенгалии, особенно в Восточной Бенгалии, когда приходит вайшнав, все другие вайшнавы кланяются и обращаются к нему «Прабху». Там традиционно люди очень уважительны. Мы кланяемся для того, чтобы напомнить себе, что тот, кто инициирован, кто служит Кришне, — очень дорог Ему, поэтому нам нужно уважать его и избегать любых оскорблений в его адрес.

Итак, мы должны избегать оскорблений Божеств, которое называется сева- апарадхой. «Остерегайтесь сева-апарадхи, остерегайтесь нама-апарадхи, остерегайтесь вайшнава-апарадхи», — говорится в самом начале «Нектара преданности».

Приходя в сознание Кришны, мы в ответе за то, что мы делаем. Если мы хоть немного осторожны, Кришна несомненно защитит нас. И если мы стараемся не совершать ошибок, просить прощения и не повторять их вновь, тогда очень легко будет преодолеть любые трудности и, обретя чистое сознание Кришны, вернуться домой, обратно к Богу. Но становясь беспечными людьми, имперсоналистами или сахаджиями, мы просто оскорбляем Кришну и вайшнавов, а это очень опасно. Господь Кришна сказал, что, приходя к Божествам, мы должны Им молиться: «Я, предавшаяся тебе душа, прошу, защити меня от оскорблений и влияния иллюзорной энергии».

Шрила Прабхупада говорил, что каждый день во время гуру-пуджи мы должны просить прощения у гуру за все совершенные оскорбления, и тогда мы сможем дальше прогрессировать. Трудно даже подсчитать количество наших оскорблений в день. Но нужно попытаться сознательно избегать их, иначе придется за них расплачиваться. Это становится большим препятствием, когда кто-то начинает действовать ради собственного блага, полагая: «Я уже великий преданный. Мне нечего опасаться. Все, что приносит мне счастье, делает и Кришну счастливым». Это искаженная философия! Преданным хочется делать то, что радует Кришну, а когда Он счастлив, они тоже счастливы. Не думайте, что все, что удовлетворяет наши чувства, должно быть приятно Кришне! «Если от этого счастлив я, Кришна тоже будет счастлив!» Похоже на философию хиппи! «Делай то, что тебе нравится!» Но наша философия – пытаться удовлетворить гуру и Кришну. Когда они удовлетворены, мы чувствуем умиротворение, духовное блаженство и счастье.

Как говорила Радхарани, иногда нам не хочется что-то делать – мысленно или реально. Дело кажется, на первый взгяд, безрадостным. Но если мы все же делаем его ради удовлетворения Кришны, то испытываем огромное внутреннее счастье. Преданное служение очень глубоко и сокровенно. Мы попадем на грандиозный фестиваль, где каждый день поют, танцуют и пируют, но также столкнемся с жизнью и смертью. Мы думаем о вечной жизни и пытаемся пересечь океан смерти. Ямадуты, эксперты в этом вопросе, заявляют, что, если вы не приняли прибежище у Кришны и не сосредоточились на преданном служении, вы попадете под действие жестокого неумолимого закона кармы, охватывающего всю вселенную. Итак, у нас есть выбор: находиться под действием закона кармы или под защитой Кришны.

Шрила Прабхупада объяснял, что тигрица носит своих детенышей в зубах точно так же, как кошка носит котят. Она берет их за шкирку и переносит с одного места на другое с материнской заботой. Но тигр, бросающийся на добычу, будь то олень, зебра или другое животное, хватает ее зубами совсем не так, как тигрят. Закон кармы подобен хватке тигра, терзающего жертву, или кота, набросившегося на мышь.

Но когда вы принимаете прибежище у Кришны, тогда то, что кажется кармой – это в действительности личная забота Кришны о преданном. Это подобно тому, как тигрица или кошка держит в зубах детенышей. Невзгоды приходят просто для нашего очищения, для напоминания. И нам решать, быть ли под защитой Кришны или под влиянием иллюзорной энергии и строгих законов кармы.
Находясь под защитой Кришны и совершая преданное служение, мы чувствуем невероятное блаженство. И все же надо быть осторожным. Нам нужно продолжать обучение, стараться практиковать серъезно и оставаться смиренными. Совершенные ошибки необходимо осознавать и пытаться исправить их, потому что за них мы в ответе.