7 часть. Пять видов взаимоотношений с Кришной

  • на Vanamali
  • 17 октября, 2007
  • Комментарии к записи 7 часть. Пять видов взаимоотношений с Кришной отключены

Пять видов взаимоотношений с Кришной

«Дорогая кукушка, ты обладаешь сладчайшим голосом и очень искусна в подражании другим. Твой голос даже мертвеца не оставит равнодушным. Поэтому скажи царицам, что их долг — хорошо себя вести.
О величественная гора, ты настолько серьезна и разумна, постоянно погружена в размышления о чем-то очень значительном. Подобно нам, ты дала обет хранить лотосные стопы Кришны, сына Васудевы, в глубине своего сердца.
О реки, жены океана, мы видим, что океан не приносит вам счастья. Поэтому вы почти пересохли и больше не рождаете прекрасных лотосов. Лотосы пожухли и даже при солнечном свете не радуют глаз. Так же высохли и наши сердца, и мы, бедняжки, исхудали, лишившись любви Мадхупати. Неужели и вы, подобно нам, высохли и утратили всю красоту потому, что лишились любящего взгляда Кришны?»

ШБ 10.90.15-24

Последние главы «Чайтанья-чаритамриты» описывают глубокие экстатические чувства Чайтаньи Махапрабху в разлуке с Кришной. Хотя Господь Чайтанья был строгим санньяси, ведущим отреченный образ жизни и не допускавшим никакого общения с женщинами и разговоров на мирские темы, тем не менее Он был погружен в слушание рассказов о любовных играх Кришны и гопи, Кришны и цариц Двараки. Эта деятельность ничуть не материальна — она полностью трансцендентна. Он не говорил на эти темы публично. Обычно Он просто пел Харе Кришна, а если слушатели были хоть немного подкованы в философии, объяснял им «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам» и т.д. Но в кругу наиболее близких спутников Господь Чайтанья обсуждал и наслаждался темами, связанными с сокровенными играми Кришны.

Мы знаем, что существует пять основных видов отношений между Кришной и Его
преданным: нейтральные, отношения служения, дружеские, родительские и супружеские. Каждое из них придает различные оттенки любовному обмену с Господом, все время увеличивая его. Ни одно из них не материально. Материальные взаимоотношения похожи на вышеперечисленные, а именно: отношения господина и слуги, двух друзей, родителя и ребенка, мужа и жены, любовника и жены, но они являются извращенными или искаженными отражениями духовных отношений, поскольку основываются на материальном теле. Отношения с Кришной в духовном мире полностью трансцендентны, и их различные виды обладают различными эмоциональными оттенками.

Хотя чувства преданных в супружеской любви кажутся очень похожими на любовь материального мира, они не имеют с ней ничего общего. Говорится, что это сбивает с толку даже великих ученых. Иногда великие ученые Индии не могут понять игры Кришны с царицами Двараки или с гопи — «эротические» игры. Они не понимают, что каждая душа является энергией Кришны. Следовательно, Кришна — единственный Пуруша, то есть единственный наслаждающийся. Он — верховный Пуруша, а все энергии — Его пракрити. Поэтому естественно, что в играх духовного мира некоторые преданные служат Кришне как гопи или Его жены. Там нет зачатия детей. Там нет секса в том понимании, в каком он существует в материальном мире. В духовном мире есть только любовные чувства, но они проявляются по-разному в зависимости от разных взаимоотношений между Господом и Его преданным.

В каждом виде отношений у преданного развиваются особые чувства к Господу. В нейтральных отношениях — это почтение и благоговение. В отношениях слуги и господина — то же самое плюс служение. Когда эти отношения перерастают в дружбу, появляются фамильярность и равенство, служение остается, а благоговение преобразуется в признательность. Это чувство, которое испытывает друг, ценя в своем друге хорошие качества. Таким образом страх, благоговение и восхищение, которые испытывает великий мудрец, восторгающийся Господом, — сохраняются, хотя и в другой форме. Можно сказать так — преданный в расе дружбы восхищается человеком, чувствуя равенство с ним. Так в процессе развития отношений у преданного сохраняются и видоизменяются чувства, которые он испытывал ранее.

У Бога нет родителей, так как Он вечен и является отцом каждого. И все же Он соглашается стать чьим-то ребенком, принять форму младенца, чтобы Его преданный служил Ему как отец или мать. Родители считают себя старшими по отношению к ребенку. Они всегда хотят защитить его. Даже если Кришна — Верховный защитник каждого, Его родители будут думать: «Мы должны защищать Кришну. Если мы Его не защитим, что-то опасное с Ним приключится». И на самом деле в этих взаимоотношениях родители становятся выше Бога: Кришна носит тапочки отца на голове, служит Своим родителям. Хотя Он Верховный независимый, Ему нравится, когда порой Его преданный занимает более высокое положение. Он всегда находится выше всех, но преданный, очень любящий Его и желающий общаться с Ним как с ребенком, может стать в Его играх родителем и относиться к Нему соответственно, благодаря йога-майе, особой энергии Господа, контролирующей различные игры и отношения.

Точно так же супружеские отношения  включают чувства всех предыдущих уровней.
Отличие заключается в том, что жена или возлюбленная считает, что ее любимый покорен ей или зависит от нее. Желание принести удовольствие и послужить объекту своей любви в этой расе настолько сильно, что отношения в этой расе считаются наиболее совершенными из всех существующих. Но понять их сложнее всего, поскольку легко спутать их с материальными, так называемыми любовными взаимоотношениями. Это подобие сбивает с толку даже великих мудрецов и лишает их способности провести грань между духовными и материальными супружескими отношениями. К примеру, в играх Господа Рамы в лесу Дандакаранья великие преданные, риши, обратились к Нему, моля о том,  чтобы во время Его следующего воплощения, когда Он появится как Кришна и женится на многих царицах, они могли родиться женщинами, стать Его женами и совершать более интимное преданное служение. В этом нет ничего материального. Это просто один из способов для определенного вида преданных служить Кришне.

Здесь, в этих стихах «Шримад-Бхагаватам», описываются чувства сильной разлуки с Кришной, когда Он уезжал куда-то из Двараки, чтобы защитить Пандавов или сделать что-то еще, и царицы чахли от разлуки с Ним. Когда Кришна покинул Вриндавану, то все ее жители, особенно гопи, утратили силу жизни и практически сошли с ума, разговаривая со шмелями.

Однажды Кришна отправил Уддхаву с посланием для Радхарани, в котором говорилось, что Бог находится в сердце каждого и поэтому Ей не стоит расстраиваться. Но когда Уддхава приехал и увидел глубину Ее любви, практически Ее безумие от разлуки с Кришной, то понял, что все, что он намеревался сказать Ей о преданности Богу очень поверхностно. Чистая любовь Радхарани к Кришне была настолько огромна, что перевернула его душу. Он сказал: «Я хотел бы родиться травинкой Вриндаваны, чтобы стопы Радхарани и гопи касались моей головы — лишь тогда моя любовь станет совершенной». После общения с гопи он вернулся к Кришне другим человеком. Он ехал с мыслью проповедовать гопи о тщетности их тревог, но, оказавшись там, увидел такие глубины проявлений их любви к Кришне, какие никогда раньше не видел.

Господь Чайтанья говорил, что, несмотря на то, что игры Господа сейчас не проявлены, мы можем служить Ему в разлуке. Служить Кришне в разлуке — это и есть совершенство преданности. Подобным же образом, когда духовный учитель находится с нами, у нас есть возможность научиться у него преданному служению.
Когда же его не станет физически, мы должны будем служить в разлуке. И лучше всего, пока есть возможность, перенять от него как можно больше.