Лекция по Шримад-Бхагаватам 18 ноября 2011 г в Маяпуре

  • на Vanamali
  • 2 декабря, 2011
  • Комментарии к записи Лекция по Шримад-Бхагаватам 18 ноября 2011 г в Маяпуре отключены

Ш.Б.4.22.4

гауравад  йантритах сабхьях прашрайаната-кандхарах

видхиват пуджайам чакре грхитадхьарханасанан

гаурават- величие; йантритах – полностью; сабхьях – самый благовоспитанный; прашрайа – со смирением; аната-кандхарах – склонившись; видхи-ват – согласно указаниям шастр; пуджайам – поклоняясь; чакре – совершил; грхита – принимая; адхи – включая; архана – принадлежности для приема гостей; асанан – сиденья.

Перевод:

Царь по всем правилам шастр приветствовал великих мудрецов, а они, ответив на его приветствие, уселись на предложенные им места. Пораженный величием мудрецов, царь немедленно склонился к их стопам, выразив им свое почтение.

Комментарий Шрилы Прабхупады:

Четыре Кумара являются духовными учителями одной из вайшнавских сампрадай. Существуют четыре сампрадаи — цепи ученические преемственности, в которых знание передается от учителя к ученику: Брахма-сампрадая, Шри-сампрадая, Кумара-сампрадая и  Рудра-сампрадая. Одна из них, а именно Кумара-сампрадая, ведет начало от четырех Кумаров, и Притху Махараджа с великим почтением принял у себя ачарьев этой сампрадаи. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: сакшад-дхаритвена самастра-шастраих – «духовному учителю, парампара-ачарье, следует оказывать те же почести, что и Верховной Личности Бога». Особое внимание следует обратить на употребленное в этом стихе слово видхиват. Оно указывает на то, что, принимая духовных учителей, или ачарьев, принадлежащих к трансцендентной цепи ученической преемственности, Махараджа Притху строго следовал предписаниям шастр. Увидев ачарью, человек должен тут же поклониться ему. Именно так поступил Махараджа Притху. Как сказано в этом стихе, прашрайаната-кандхарах — исполненный смирения, он склонился перед Кумарами.

*******

Мудрецы приняли уважение, с которым царь приветствовал их. Под впечатлением величия этих мудрецов царь сразу же пал к их лотосным стопам. Мудрецы происходили из сампрадаи четырех Кумаров. Мы видим, что Господь — это истинная Личность. И какую бы лилу Он ни разыгрывал, Он всегда являет совершенный пример поведения в ней. Хотя Притху Махараджа — это Сам Господь, Он играл роль царя.

Итак, Притху Махараджа с великим энтузиазмом принял четырех Кумаров, и с большим воодушевлением пал к их лотосным стопам. Потом Он омыл их стопы и окропил этой водой Свою голову, и головы членов Своей семьи и всех  министров. Таким образом, Он явил совершенный пример гостеприимства.

Я помню, как одним утром мы шли вместе со Шрилой Прабхупадой по улице Вивекананда роуд на севере Калькутты. По дороге Шрила Прабхупада увидел дом одного человека и сказал:  «Я знаю этого человека —  и зашел внутрь. Там его встретил слуга хозяина, который предложил им с секретарем место в приемной. Затем слуга пошел к хозяину и сообщил, что прибыл Шрила Прабхупада. Когда он вернулся от хозяина, то сказал, что хозяин занят  тем, что проводит пуджу своим Божествам. Прабхупада прокомментировал это, сказав, что если ачарья-духовный учитель посещает дом грихастхи, он должен прервать свою пуджу и выйти, чтобы поприветствовать ачарью. На самом деле это правило. Прабхупада сказал еще несколько фраз, но я сейчас не буду их говорить.

В противоположность примеру этого хозяина, Притху Махараджа вышел к мудрецам и сразу же пал к их стопам. Когда Господь Чайтанья в статусе санньяси путешествовал по Южной Индии,  Он посещал дома грихастх, и они принимали Его. Они омывали Его лотосные стопы и окропляли этой  водой членов своих семей. Кто из Вас хочет омыть стопы Кришны или Господа Чайтаньи и окропить этой водой свою голову? Нитай Гаура харибол!!!! (восклицание преданных)

Однажды Шрила Прабхупада посетил дом грихастх, и они тоже хотели омыть его стопы. Но секретарь остановил их. Тогда Прабхупада объяснил секретарю, что не надо их останавливать, поскольку таков обычай.  И он позволил грихастхам омыть свои стопы и окропить этой водой головы членов семьи. Я помню, как Шрила Прабхупада посетил дом мистера Гхоша — он был тогда министром внутренних дел. Он также омыл лотосные стопы Шрилы Прабхупады. Таков обычай.

Мы видим, что и в Кришна-лиле это тоже происходило — Кришна встречал великих ачарьев и выдающихся деятелей. Когда Он жил в Матхуре и Двараке, то Он принял на себя роль кшатрия. Он всегда омывал стопы преданных. Когда Судама Випра, и также Нарада Муни, посетили Его дворец, Он омыл их стопы. Рукмини тоже помогала абхишеке, затем она окропила этой водой свою голову. Таким образом, Кришна показывает Своим примером как надо принимать почетных гостей.

Господь Чайтанья рассказал об этой дхарме домохозяев и также о дхарме ачарьев. Духовные учителя должны показывать на собственном примере, как поклоняться Богу и как служить Ему. Когда Господь нисходит, Он также показывает, как нужно оказывать почтение ачарьям. Мы даже не знаем, насколько велик Шрила Прабхупада. Он был уполномочен самим Господом Чайтаньей. Однажды он приехал на программу, организованную в центре Южной Калькутты, это было в Сам Прашант Мукхеджи роуд — в районе Чауранги. И мы обратились к Шриле Прабхупаде на этой программе как к шактья-авеше. Шрила Прабхупада тогда ничего не ответил. Мы знаем, что он был уполномочен Господом Чайтаньей.  Его миссией было установить движение Господа Чайтаньи по всему миру. Мы знаем, что Господь Чайтанья предсказал: притхивите ачхе нагаради грама сарватра прачара хоибе нама – «во всех городах и селах распространится Мое имя». И миссией Шрилы Прабхупады было как раз воплотить это предсказание в жизнь. Он был уполномочен на проповедь по всему миру. Шрила Прабхупада не сам выбрал Индию своей кшетрой, Его вдохновили на это маленькие Божества Рукмини Двараканатх, которые он установил тогда. Они сказали ему: «Ты должен проповедовать в Индии». В последствии его проповедь охватила весь мир.

Шрила Прабхупада попросил меня проповедовать в Индии, Непале, Бангладеше и Ближней Азии. Он также попросил меня проповедовать по всему миру, но в качестве основной кшетры он выделил Индию и Бангладеш. Точно также  у каждого преданного может быть эта гуру-датта- деша — кшетра, в которой ему сказал проповедовать его гуру. Гуру-датта-деш — если переводить дословно: деш — это «место», датта — «дал», то есть — «место, которое ему дал гуру».

Конечно, здесь в Маяпуре служения может быть очень много, потому что это — штаб-квартира нашего движения. И одна из функций этого  движения — давать духовное образование всему миру. Преданные приезжают сюда со всего мира учиться: они проходят курсы пуджари, бхакти-вайбхавы, бхакти-шастри, и затем они возвращаются в свои страны, чтобы поделиться этим  знанием. Также есть преданные, которые живут в Маяпуре — они приехали сюда и осели здесь.

Мы слушали прошлым вечером, что когда 500 лет назад Господь Чайтанья явился здесь, то Навадвипа была центром образования, и она, также как и сейчас, была городом. Точно также мы собираемся создать здесь целый город. Это будет полностью духовное место. В этом городе мы хотим во всём следовать Господу Чайтанье. И именно здесь мы должны изучать Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам. Это как раз то, что хотел видеть в Маяпуре Его Божественная Милость Шрила Прабхупада. Шрила Прабхупада проповедовал маявади и шуньявади, как говорится в его пранама-мантре. Они проповедуют, что либо «я – Бог», либо, что «Бог – пустота». Но мы видим здесь, что вот Он Бог : Он пришел как человек  во плоти — великий царь Притху Махарадж. И когда четыре Кумара пришли к нему, он оказал им почтение. Точно также Кришна — когда он присутствовал на планете, он оказывал почтение великим учителям и мудрецам. Они все — истинные живые существа. Мы очень удачливы, что можем быть преданными Господа.

Этот прием четырех Кумаров полностью отвергает концепции маявади и шуньявади. Мы можем относиться к этой истории как к какой-то выдуманной мифологии — думать, что это просто эпизод из истории. Но на самом деле, это реально происходило на Земле, эту лилу разыгрывал Верховный Господь  — изначальная Личность. Поэтому,  чтобы проникнуть в эти истины и принять и осознать это истинное знание, мы должны с великим воодушевлением читать книги Шрилы Прабхупады — Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам. И благодаря этим книгам мы поймем величие Кришны, и то, что все аватары и экспансии выходят из Него. Это все показывает, насколько удивителен Кришна.

Итак, Господь — истинная Личность, достойная истинного восхищения. В Шветашватаре Упанишад говорится:  нитьо нитьянам четанаш четананам эко бахунам йо видадхати каман – «среди всех сознающих есть один изначальный сознающий, и среди всех вечных есть одно изначальное вечное живое существо — это Верховный Господь, который поддерживает все остальные существа». Такого величие нашего Господа.

Шрила Прабхупада говорил: «Вы должны быть сверх-персоналистами, так как наш Господь — Верховная Личность». Маявади и даже западные религии философии указывают, что Господь имперсонален. У Него есть различные имена, и они склоняются к тому, что это просто какие-то Его энергии под разными именами. То есть они не видят в этих именах единое начало.

В Чайтанья Чаритамрите в Ади-лиле Господь Чайтанья объясняет это мусульманам-патанам на примере Корана.  Он говорит, что в Коране Господь описан как в личностном, так и безличном аспекте. Я попросил одного профессора исследовать Коран на предмет того, что Господь описан в Коране, как в личностном, так и безличном аспекте. И он обнаружил в Коране всего один стих (суру), говорящий, что Господь безличен. Все остальные сотни сур Корана говорят, что Аллах — Личность, то есть что Он проявлен в личностном аспекте. Также в Коране перечисляются Его качества — Он очень милостив, красив и т.д. Так как в Коране описано столько качеств Аллаха, то тогда возникает вопрос  — как же может быть красивым тот, кто не является личностью? Сам пророк Магомет однажды сел совершать намаз и заснул над Кораном. Аллах пришел к нему во сне и похлопал по плечу. Таким образом, все шастры и даже Коран доказывают, что Господь — это Личность.

Сам Господь Чайтанья пришел, чтобы показать, как надо поклоняться Господу Кришне. И таким образом он проповедовал по всей Индии. Кого бы Он ни встречал, Он передавал это послание Господа Кришны. Он давал этот наказ всем: кришна упадеш — «куда бы ты ни шел, рассказывай эту науку о Кришне всем!» Такова наша миссия — рассказывать всем о Господе Кришне.

Через несколько дней начинается декабрьский марафон Шрилы Прабхупады. Это возможность распространять эту милость в виде книг Шрилы Прабхупады. Мы знаем, что одну книгу можно читать сотни и тысячи часов и более, она бесконечна. Невозможно пересказать всю книгу самим, поэтому лучше дать книгу Шрилы Прабхупады, чтобы люди читали сами.

Рождество — это время Кришны. Это время, когда Кришна рассказал Бхагавад-гиту. Я надеюсь, что все преданные, в том числе и те, кто приезжают сюда на выходные, примут участие в марафоне.  Здесь так много людей. Вы можете выбрать, сколько книг вы можете распространить на марафоне. Наши преданные распространяют сотни и тысячи Бхагавад-гит  во время марафона. Вы можете поставить себе достижимую цель — например, 10, 20 или 100. И так вы сможете внести свой вклад в эту великую миссию распространения книг. Обычно мы используем те преимущества, которые нам предоставляет Рождество, чтобы распространять книги Шрилы Прабхупады. Декабрь — это очень хорошее время для распространения Бхагавад-гиты. Надо также вдохновлять людей не только покупать Бхагавад-гиту, но и читать ее.

Жил был один пандит Кришна дас (прекрасное имя), и он стал впоследствии пожизненным членом ИСКОН. Когда оформляли его членство, ему дали набор книг Шрилы Прабхупады. Он поставил их на полку в свою библиотеку, но никогда не читал. И вот спустя три года он увидел эти книги и решил почитать: «Дай-ка я гляну в Бхагавад-гиту».  Он взял Бхагавад-гиту, прочитал её и был изумлен: «Все настолько  ясно, Кришна — Бхагаван, а я ведь всегда хотел знать, кто такой Бхагаван. Я знаю все сукты (гимны), такие как шри-сукта и пуруша-сукта, но ни одна из них не объясняла так ясно, что Кришна — Верховная Личность Бога». И так он стал преданным.

Однажды один человек из Гайяны приехал в Канаду. Он, кажется, повторял имя Рамы, и  встретил распространителя книг на улице. Тот сказал ему: «Купи и прочитай, пожалуйста, Бхагавад-гиту». Но человек сказал: «Мне это не надо, у моего дедушки есть Бхагавад-гита»- и ушел. Позже тот же распространитель встретил этого человека в другом месте, и в этот раз он попросил дать пожертвование. Тот человек подумал: «Я – иммигрант в этой стране, и сейчас у меня — несчастного иммигранта просят пожертвование. Насколько же я велик!» Это так ему польстило, что он дал пожертвование. И взамен распространитель дал ему Бхагавад-гиту – не мытьем, так катаньем. Так он получил Бхагавад-гиту и впоследствии стал преданным. В конце Бхагавад-гиты он увидел список всех храмов, и он поехал в храм в Торонто — это был день явления Господа Нитьянанды. Он поучаствовал в празднике — теперь он мой ученик.

Один человек лечил рак в больнице Бхактиведанты, он был в отделении реанимации. С собой он, как ищущий человек, взял много журналов религиозного содержания. И члены департамента духовной заботы, увидев эти журналы, обратились к нему: «Вы так интересуетесь духовным, у вас столько журналов!» Тогда человек сказал: «У меня есть вопрос — в этих журналах каждая группа говорит, что только наш Господь истинен. Но кто же все-таки истинный Господь?» Тогда представитель департамента духовной заботы ответил:  «У меня есть Бхагавад-гита. В ней Кришна Сам говорит, что Он – Господь: ахам сарвасья прабхаво – «все исходит из Господа Кришны». Человек воскликнул: «Правда? А могу я это увидеть?» Преданный ответил: «Конечно! Возьми Бхагавад-гиту!» «О! Это как раз то, что я всегда хотел узнать. Теперь я знаю: Кришна — это Бхагаван, Господь!» Сейчас он уже читает 16 кругов и присоединился к общине преданных в Дели.

Конечно, много людей тут в Индии знают о Бхагавад-гите. Но они не читают ее, поэтому они и не знают — кто же такой Верховный Господь. И когда они приезжают сюда — пожалуйста, дайте им это знание. Они это оценят. Шрила Прабхупада говорил, что в некоторых магазинах на товарах написана окончательная цена, и в Индии они говорят эту окончательную цену. Но мы все-таки можем торговаться с ними. Так и в нашем случае — обычно люди думают, находясь у себя дома, что они всё знают, они уверены: «На моем знании стоит окончательная цена!» Но когда они приезжают сюда в Маяпур, то вы можете с ними торговаться: вы можете сбить их цену — уверенность в своем знании, сказав им, что Кришна — Бхагаван.

Спасибо большое! Я сейчас уезжаю в Дели на заседание индийского бюро, там я буду представлять Маяпур. Затем поеду в Малайзию, и потом вернусь из Малайзии сюда, в Маяпур. Также я собираюсь заехать в Бангладеш. Мне будет очень не хватать всех вас.

Преданные: «Нам также будет не хватать Вас!»

Харибол!

Категории: Лекции